IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода, включающие сведения о действующих расходных обязательствах Российской Федерации, а также о расходных обязательствах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в указанной сфере
IV. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода, включающие
сведения о действующих расходных обязательствах Российской
Федерации, а также о расходных обязательствах субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований в указанной сфере
Реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной в последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 1990-е годы. Это подтверждается данными статистики.
В России в настоящее время работают 2500 музеев и 600 государственных и муниципальных театров. По сравнению с началом 1990-х годов число музеев выросло в 1,9 раза, театров - почти на 40 процентов. При всей внушительности этих цифр количество театров и объемы театрального предложения по-прежнему не покрывают потребности населения страны. По развитости сети театров наша страна проигрывает большинству европейских государств, в половине регионов России численность зрителей с 1995 года практически не увеличивалась и более 80 процентов населения не посещают театры в течение года. Число музейных посещений увеличилось с 1995 года всего на 7 процентов, до 70 процентов населения России не посещают музеи в течение года. Большое число исторических поселений, мемориальных мест до сих пор не имеют музеев.
В то же время число учреждений культурно-досугового типа сократилось по сравнению с началом 1990-х годов, поэтому доступность культурных форм досуга значительно снизилась для жителей сельской местности и небольших городских поселений. Резко сократилось посещение кинотеатров: с 10 киносеансов в год на 1 жителя в начале 1990-х годов до 0,3 киносеанса на 1 жителя в 2008 году. Только в последние 2 года этот показатель незначительно повысился.
На территории Российской Федерации в настоящее время на государственной охране находятся более 80 тыс. объектов культурного наследия, в том числе 23 тыс. объектов федерального значения. При этом состояние многих объектов является критическим. По различным оценкам, состояние от 50 до 70 процентов памятников, находящихся на государственной охране, характеризуется как неудовлетворительное, для большей их части необходимо принятие срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения. Объем реставрационной деятельности к настоящему времени составляет приблизительно 30 процентов от уровня начала 1990-х годов. В то же время потребность в реставрационных работах постоянно повышается: это связано, с одной стороны, с выявлением новых памятников, а с другой стороны, с крайне недостаточным развитием реставрационной деятельности из-за катастрофического невнимания к ней со стороны государства и общества.
То, что проблема культурного наследия является комплексной, подтверждается прямой зависимостью от указанных процессов нисходящей динамики туризма - как внутреннего, так и международного. По данным Всемирного экономического форума, Россия занимает 9-е место из 133 стран мира по числу культурных объектов. Однако богатейший природный и историко-культурный потенциал России используется, по экспертным оценкам, не более чем на 20 процентов. По количеству международных туристских прибытий и по объему поступлений от международного туризма Россия значительно отстает от ведущих мировых держав. Многие культурные блага стали недоступными не только для туристов, но и для значительной части населения из-за катастрофической неразвитости материальной базы учреждений культуры, малого числа этих учреждений, роста цен на услуги в сфере культуры.
В ходе выполнения федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2011 годы)" были реализованы системные подходы в сфере поддержки современной драматургии и отечественной композиторской школы, адресной поддержки наиболее перспективных творческих проектов, активизации гастрольной деятельности. Однако современное искусство в России до сих пор не является одним из приоритетов государственной культурной политики, хотя популярность и потребность в нем молодежной аудитории растут с каждым годом. Институты современного искусства играют все более заметную роль в формировании культурной среды, интеллектуальном развитии личности, улучшении качества жизни.
Требуется скорейшее внедрение в сферу культуры и искусства информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сформировать инновационный подход к развитию отрасли и обеспечить научную обоснованность реализации мероприятий.
Актуальным остается оказание государством поддержки региональным и муниципальным учреждениям культуры и искусства, и в первую очередь тем, работа которых связана с детьми.
Все больше инструментов государственной культурной политики передается с федерального уровня на региональный. Программа учитывает эти факторы и тенденции и дает общие ориентиры для разработки региональных программ развития и поддержки культуры, позволяет сформировать единые модели поддержки культуры для регионов, формулирует приоритеты государственной культурной политики.
Приоритеты в использовании ресурсов намечены практически в каждом из направлений Программы. Например, в сфере искусства акцент делается на поддержку современного искусства, при развитии библиотечной сети - на развитие национальной электронной библиотеки и на создание мобильной системы обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек, в деятельности архивной системы обращается внимание на формирование архивных электронных ресурсов и их представление в сети Интернет, в сфере сохранения культурного наследия выделяется программа реставрации памятников "Золотого кольца", что будет способствовать развитию туризма и региональной экономики.
Для достижения стратегической цели Программы в период 2012 - 2018 годов планируется решить целый ряд задач (в пределах, измеряемых утвержденными показателями) в рамках следующих направлений:
поддержка современного искусства и народного творчества;
внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры и информатизация отрасли;
развитие образования в сфере культуры и искусства;
сохранение культурного наследия;
участие России в международном культурном процессе;
инвестиции в сферу культуры и развитие материально-технической базы.
Перечень и содержание мероприятий Программы по указанным направлениям будут уточнены и конкретизированы в рамках разработки Программы.
Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности отечественной культуры на внутреннем и мировом рынках является повышение качества культурных благ, услуг и обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе экономического развития общества тормозится низким уровнем обеспеченности организаций культуры специальным оборудованием, недостаточным развитием информационных технологий в сфере культуры. Быстрое распространение рыночных институтов и определенное отставание кадрового потенциала отрасли от ее реальных потребностей ставят задачу сохранения традиций отечественной культуры и оптимизации структуры кадрового потенциала.
В целях конкретизации главных целей и задач, поставленных перед отраслью культуры, а также для определения количественных значений показателей Программы широко использован нормативный метод. Нормативы, на которые ориентируется перспективное развитие отрасли, отражают как разработки российских специалистов в сфере управления культурными процессами, так и рекомендации международных организаций (в том числе рекомендации и нормативы ЮНЕСКО по оценке состояния объектов культурного наследия, по нормам комплектования книжных фондов библиотек). Используются данные мониторинга культурных процессов, в том числе полученная с мест детальная информация о состоянии объектов культурного наследия.
Многообразие направлений в сфере культуры (театры, музеи, кинематография, библиотеки и другие) делает невозможным решение существующих проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевого метода решения стоящих перед отраслью задач.
Применение программно-целевого метода направлено на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.
В случае отказа от применения программно-целевого метода возможны следующие негативные последствия:
разрозненные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед государством задач в сфере культуры;
неэффективное использование бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников;
ухудшение и моральное устаревание материально-технической базы учреждений культуры и снижение качества досуга россиян;
снижение уровня подготовки кадров в сфере культуры;
стагнация в развитии самобытной культуры многонационального народа Российской Федерации и духовных ценностей ее граждан;
ослабление культурно-духовного единства многонационального народа Российской Федерации;
ограничение влияния государства на состояние культуры России в целом;
замедление процесса создания условий для творческой самореализации граждан.
Программно-целевой подход к развитию культуры едва ли имеет сегодня серьезную альтернативу. Конечно, некоторые мероприятия в сфере культуры могут быть инициированы отдельными решениями Правительства Российской Федерации, а некоторые даже обособлены в ведомственную программу. Однако единичность и несистемность подобных мер рано или поздно может привести к нарушению единства государственной культурной политики, неэффективному расходованию бюджетных средств.
Анализ ситуации показал, что суммарные расходы на сферу культуры составляли:
в 2008 году - 230733,9 млн. рублей, в том числе расходы федерального бюджета - 60406,3 млн. рублей, расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 170327,6 млн. рублей, из них расходы на реализацию федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2011 годы)" - 15925,8 млн. рублей;
в 2009 году - 244017,4 млн. рублей, в том числе расходы федерального бюджета - 78149,9 млн. рублей, расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 165867,5 млн. рублей, из них расходы на реализацию федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2011 годы)" - 25610,2 млн. рублей;
в 2010 году - 262904,2 млн. рублей, в том числе расходы федерального бюджета - 82776,9 млн. рублей, расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 180127,3 млн. рублей, из них расходы на реализацию федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2011 годы)" - 26961 млн. рублей;
в 2011 году - 274743,3 млн. рублей, в том числе расходы федерального бюджета - 94615,97 млн. рублей, расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 180127,3 млн. рублей, из них расходы на реализацию федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2011 годы)" - 30396,14 млн. рублей.