VI. Основные направления пространственного развития Российской Федерации

VI. Основные направления пространственного развития
Российской Федерации

Основными направлениями пространственного развития Российской Федерации являются:

преодоление инфраструктурных ограничений федерального значения и повышение доступности и качества магистральной транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и снижение внутрирегиональных социально-экономических различий;

обеспечение расширения географии и ускорения экономического роста, научно-технологического и инновационного развития Российской Федерации за счет социально-экономического развития перспективных крупных центров экономического роста Российской Федерации - крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций и сбалансированного пространственного развития за счет обеспечения социально-экономического развития городских агломераций, малых и средних городов, а также сельских территорий с целью снижения концентрации субъектов экономической деятельности и населения в столичных агломерациях;

обеспечение национальной безопасности Российской Федерации за счет социально-экономического развития геостратегических территорий Российской Федерации, а также приграничных муниципальных образований.

Основой для обеспечения устойчивых транспортных связей между субъектами Российской Федерации, в том числе городскими агломерациями, крупными и крупнейшими городскими агломерациями, перспективными центрами экономического роста, а также для внешнеэкономических связей является опорная транспортная сеть Российской Федерации - совокупность магистральных путей сообщения и транспортных узлов.

Принципы и направления совершенствования опорной транспортной сети и ее скоординированного развития с транспортной инфраструктурой регионального и муниципального значения определяются в отраслевых документах стратегического планирования с учетом положений Стратегии.

Для обеспечения ликвидации инфраструктурных ограничений федерального значения и повышения доступности и качества магистральной транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры предлагается:

развивать магистральную транспортную инфраструктуру путем:

развития международных транспортных коридоров "Запад - Восток" и "Север - Юг" для обеспечения эффективного выхода российских предприятий и организаций на зарубежные рынки, увеличения объемов транзита грузов между Азией и Европой по территории Российской Федерации, роста экспорта транспортных услуг с вовлечением перспективных крупных центров экономического роста и центров экономического роста субъектов Российской Федерации:

за счет приоритетного развития скоростных транспортных коммуникаций, в том числе строительства участков высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург - Москва - Казань, автодорожного маршрута "Европа - Западный Китай", железнодорожного и автодорожного маршрутов коридора "Север - Юг", обеспечивающего в том числе транспортную связь Ирана и Индии, а также других стран Прикаспийского региона, Западной и Южной Азии, со странами Европы через территорию Российской Федерации;

за счет увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, а также за счет ликвидации участков с ограниченной пропускной способностью на грузонапряженных участках железных дорог, включая подходы к ключевым морским портам Азово-Черноморского, Балтийского, Дальневосточного, Арктического и Каспийского бассейнов;

за счет увеличения мощностей морских портов Российской Федерации, включая порты Азово-Черноморского, Балтийского, Дальневосточного, Арктического и Каспийского бассейнов;

за счет обеспечения функционирования и роста грузопотока Северного морского пути как полноценного международного транспортного коридора, включая развитие ледокольного флота;

за счет устранения логистических ограничений при экспорте товаров с использованием железнодорожного, автомобильного и морского транспорта и строительства (модернизации) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;

за счет роста объемов и сокращения времени перевозок контейнеров, в том числе транзитных, железнодорожным транспортом, в частности с Дальнего Востока до западных границ Российской Федерации до 7 дней;

за счет создания сети узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров, организации грузовых маршрутов по расписанию и скоростных маршрутов между ними;

повышения уровня экономической связанности территории Российской Федерации посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры:

за счет развития транспортных коммуникаций между крупными и крупнейшими городскими агломерациями, перспективными крупными центрами экономического роста и перспективными центрами экономического роста субъектов Российской Федерации, включая строительство обходов городов и организацию скоростного автомобильного и железнодорожного сообщения между крупными городскими агломерациями и крупнейшими городскими агломерациями;

за счет комплексного развития крупных транспортных узлов, расположенных в том числе в пределах или около перспективных крупных центров экономического роста, и согласованного формирования и развития около них терминально-логистических мощностей;

за счет развития транспортных коммуникаций между опорными населенными пунктами, а также обеспечения транспортной доступности и улучшения транспортного обслуживания сельских территорий;

за счет формирования международных аэропортов-хабов, создания и развития узловых аэропортов в крупных городских агломерациях и крупнейших городских агломерациях, реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширения сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя г. Москву;

за счет увеличения пропускной способности внутренних водных путей, развития Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, нацеленного на частичную разгрузку автомобильных и железных дорог на направлениях, где перевозка грузов может осуществляться внутренним водным транспортом;

за счет обеспечения устойчивого круглогодичного транспортного сообщения малонаселенных и островных территорий Арктической зоны, Дальнего Востока, изолированных от единой транспортной системы Российской Федерации, с административными центрами соответствующих субъектов Российской Федерации и другими субъектами Российской Федерации, в том числе за счет реконструкции и строительства аэродромов и аэропортов местного значения на малонаселенных геостратегических территориях Российской Федерации;

за счет обеспечения согласованного планирования развития всех видов транспорта и транспортной инфраструктуры на территориях субъектов Российской Федерации;

развивать энергетическую инфраструктуру путем:

организации гарантированного обеспечения территорий Российской Федерации доступной электроэнергией:

за счет модернизации и расширения магистральной инфраструктуры с приоритетным обеспечением перспективных крупных центров экономического роста и крупных минерально-сырьевых центров;

за счет электрификации транспортных коридоров во взаимосвязи с развитием транспортной инфраструктуры, а также за счет обеспечения электроснабжения крупных проектов в сфере трубопроводного транспорта в Сибири и на Дальнем Востоке;

за счет развития централизованных энергетических систем, включая стимулирование модернизации генерирующих мощностей тепловых, атомных и гидроэлектростанций;

за счет обеспечения устойчивого энергоснабжения потребителей, расположенных на геостратегических территориях Российской Федерации, прежде всего Республики Крым, г. Севастополя, Калининградской области, а также субъектов Российской Федерации, расположенных на Дальнем Востоке, в том числе за счет присоединения Западного и Центрального энергорайонов Республики Саха (Якутия) к Единой энергетической системе Российской Федерации;

за счет содействия развитию распределенной генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в первую очередь на удаленных и труднодоступных территориях, обладающих необходимыми природными условиями и ресурсами;

за счет содействия внедрению интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством на базе цифровых технологий;

за счет стимулирования опережающего развития и внедрения энергосберегающих и энергоэффективных технологий, в первую очередь в Арктической зоне Российской Федерации и на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

обеспечения расширения, модернизации и оптимизации мощностей Единой системы газоснабжения с учетом необходимости создания новых экспортных маршрутов и дальнейшей газификации субъектов Российской Федерации, создания газотранспортной инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке с возможностью ее интеграции в Единую систему газоснабжения, в том числе реализации комплексного проекта по развитию газотранспортной инфраструктуры "Сила Сибири", развития инфраструктуры для использования сжиженного природного газа на внутреннем рынке и его экспорта;

обеспечить расширение и модернизацию системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов с учетом необходимости обеспечения экспорта и развития нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств на территории Российской Федерации, в том числе увеличение пропускной способности трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий Океан - I" и трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий Океан - II";

развивать информационно-телекоммуникационную инфраструктуру путем:

устранения "цифрового неравенства" субъектов Российской Федерации за счет создания информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения высокоскоростной передачи данных, доступной для населения Российской Федерации;

повышения информационно-телекоммуникационной связанности территории Российской Федерации за счет широкого использования систем спутниковой связи на удаленных и труднодоступных территориях и обеспечения доступности услуг связи, в том числе услуг, обеспечивающих высокоскоростную передачу данных, для населения таких районов;

обеспечения создания инфраструктуры связи для беспроводной передачи данных на автомобильных дорогах федерального значения и железных дорогах, входящих в первую очередь в транспортные коридоры "Запад - Восток" и "Север - Юг";

содействия созданию современных сетей связи и внедрению узкополосного доступа для сбора и передачи телеметрической информации во всех крупных городских агломерациях и крупнейших городских агломерациях;

развития сети центров хранения и обработки больших массивов данных (дата-центров) на территориях со значительным электроэнергетическим профицитом, наличием необходимой мощности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, особыми природно-климатическими условиями (низкими среднегодовыми температурами) и содействия экспорту услуг по обработке и хранению данных.

Для обеспечения сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и снижения внутрирегиональных социально-экономических различий предлагается:

повысить устойчивость системы расселения за счет социально-экономического развития городов путем:

обеспечения повышения качества и комфортности городской среды за счет капитального ремонта жилого фонда, расселения из ветхого и аварийного жилья, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, развития и благоустройства общественных (публичных) пространств, реставрации и приспособления объектов культурного наследия для современного использования;

развития транспорта общего пользования, в том числе линий скоростных внеуличных видов транспорта, пригородного сообщения, и оптимизации маршрутной сети;

обеспечения сбалансированного развития городских территорий, в том числе путем освоения заброшенных и неэффективно используемых территорий, согласованного и комплексного развития застроенных и планируемых к застройке территорий;

улучшения состояния окружающей среды, сохранения и развития зеленого фонда городов и пригородных территорий, стимулирования внедрения инновационных и экологически чистых технологий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, расширения использования экологически безопасного транспорта для обслуживания населения и отраслей экономики, реализации мер по защите от шумового загрязнения, развития системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, включая развитие индустрии обработки и утилизации отходов;

реализации дополнительных направлений социально-экономического развития городов, характеризующихся особым статусом монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), исторических поселений и наукоградов:

за счет сохранения и воссоздания в исторических поселениях памятников истории и культуры и исторически ценных градоформирующих объектов;

за счет развития в наукоградах научно-производственного комплекса и формирования благоприятной среды, в том числе для привлечения высококвалифицированных кадров;

за счет диверсификации экономики монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), обладающих потенциалом социально-экономического развития, или оптимизации жилищно-коммунального хозяйства, системы оказания услуг отраслей социальной сферы, обеспечения трудовой мобильности населения;

повысить устойчивость системы расселения за счет социально-экономического развития опорных населенных пунктов, сельских территорий, учитывая плотность населения, различный характер освоения и использования таких территорий, природные условия, удаленность от крупных городов, путем:

улучшения условий жизни жителей сельских населенных пунктов, в том числе путем обеспечения устойчивого сокращения доли непригодного для проживания жилищного фонда, повышения уровня благоустройства сельских населенных пунктов, обеспечения коммунальной инфраструктурой, в том числе центральным водоснабжением и водоотведением, газо-, энергоснабжением;

содействия развитию малых и средних городов и крупных сельских населенных пунктов, в первую очередь опорных населенных пунктов, как межмуниципальных обслуживающих центров для сельских территорий, обеспечивающих население и предпринимателей различными видами услуг (отрасли социальной сферы, торгового и бытового обслуживания населения, сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования, информационно-консультационные услуги, услуги в области хранения и переработки местного сельскохозяйственного сырья и другие);

повышения транспортной доступности сельских территорий до ближайших межмуниципальных обслуживающих центров за счет развития и приведения в нормативное состояние сети региональных и местных дорог, стимулирования развития общественного транспорта;

повышения конкурентоспособности экономики сельских территорий, являющихся в том числе перспективными агропромышленными центрами, путем продвижения уникальных локальных брендов, содействия развитию потребительской, кредитной и иных форм кооперации, фермерства, повышения доступности для малых и средних товаропроизводителей рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, поддержки развития специализированной инфраструктуры хранения сельскохозяйственной продукции, внедрения технологий и оборудования для глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, содействия развитию объектов мелиорации, вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых угодий и пашен на сельских территориях, пригодных для ведения эффективного сельского хозяйства;

содействия диверсификации занятости и расширения поддержки инициатив населения в сфере предпринимательства, не связанного в том числе с сельским хозяйством;

поддержки мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия сельскохозяйственных земель, восстановление лесов и водных биологических ресурсов;

сохранения природного и культурного наследия, а также содействия сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов;

содействия развитию туристской и обеспечивающей инфраструктуры (транспортной, энергетической, коммунальной, объектов инженерной защиты территории) на сельских территориях и продвижения их туристских ресурсов на внутреннем и международном туристских рынках;

обеспечить совершенствование территориальной организации оказания услуг отраслей социальной сферы (здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания) путем:

обеспечения оптимальной доступности для населения услуг отраслей социальной сферы, не требующих узких компетенций и специализированного высокотехнологичного оборудования и помещений, за счет применения дифференцированного подхода:

в районах с высокой плотностью населения и хорошей транспортной доступностью - оказание всего спектра услуг отраслей социальной сферы;

на малонаселенных территориях - формирование на базе опорных населенных пунктов базовой социальной инфраструктуры, а также использование населением выездных (мобильных) форм оказания услуг в сфере культуры, здравоохранения и социального обслуживания;

планирования сети врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах с численностью населения от 100 человек до 2 тыс. человек с учетом демографического прогноза и транспортной доступности до крупных населенных пунктов, в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек (оказание первичной медико-санитарной помощи) с учетом использования мобильных медицинских комплексов, а также с применением телемедицинских технологий;

обеспечения оптимальной доступности медицинской помощи населению в пределах субъектов Российской Федерации путем формирования 3-уровневой системы организации оказания медицинской помощи, учитывающей указанный дифференцированный подход, включающей:

первый уровень, - медицинские организации, оказывающие населению муниципального образования, на территории которого они расположены, первичную медико-санитарную помощь, и (или) паллиативную медицинскую помощь, и (или) скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, и (или) специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь;

второй уровень, - медицинские организации, имеющие в своей структуре отделения и (или) центры, оказывающие преимущественно специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь населению нескольких муниципальных образований по широкому перечню профилей медицинской помощи, а также паллиативную медицинскую помощь, и (или) диспансеры (противотуберкулезные, психоневрологические, наркологические и иные);

третий уровень, - медицинские организации, имеющие в своей структуре подразделения, оказывающие специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь;

формирования и развития в каждом субъекте Российской Федерации межмуниципальных (межрайонных) центров оказания услуг и обеспечения деятельности отраслей социальной сферы (методическое, информационное и кадровое обеспечение);

повысить конкурентоспособность экономик субъектов Российской Федерации посредством реализации конкурентных преимуществ субъектов Российской Федерации и отдельных территорий через развитие, в том числе в перспективных центрах экономического роста субъектов Российской Федерации, предусмотренных в приложении N 3 к Стратегии, перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, перечень которых сформирован в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и предусмотрен приложением N 1 к Стратегии, которые включают как эффективные существующие, так и потенциально эффективные отрасли экономической специализации, и которые определены в Стратегии исходя из сочетания в пределах субъектов Российской Федерации пространственных факторов размещения экономики (численности и плотности населения, качества человеческого капитала, транспортно-географического положения, инфраструктурной обеспеченности, климатических условий, природно-ресурсного потенциала и других факторов);

обеспечить формирование и развитие минерально-сырьевых центров путем:

обеспечения рационального и эффективного использования природных ресурсов, развития минерально-сырьевой базы;

содействия созданию и развитию транспортной, энергетической и иной инфраструктуры, обеспечивающей формирование минерально-сырьевых центров, в пределах которых залегают крупные и уникальные запасы высоколиквидных и (или) дефицитных полезных ископаемых, внутреннее потребление которых в значительной степени обеспечивается импортом, а также существует долгосрочный мировой и (или) внутренний спрос на соответствующий вид полезного ископаемого;

формирования минимальных стандартов получения услуг отраслей социальной сферы для граждан, осуществляющих трудовую деятельность вахтовым методом в минерально-сырьевых центрах;

стимулирования снижения негативных последствий техногенного воздействия на окружающую среду, особенно в районах традиционного природопользования коренных малочисленных народов;

обеспечить усиление межрегионального сотрудничества и координации социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе в рамках макрорегионов, основными принципами выделения которых являются соседское положение субъектов Российской Федерации, схожие природно-климатические и социально-экономические условия для жизни и экономической деятельности, наличие в пределах макрорегиона устойчивых пассажирских перевозок из субъектов Российской Федерации в крупные городские агломерации и крупнейшие городские агломерации, наличие (или необходимость создания) крупных межрегиональных объектов отраслей социальной сферы федерального значения, способствующих повышению доступности и качества оказания услуг населению, проживающему в пределах макрорегиона, значительный потенциал межрегионального сотрудничества в рамках реализации перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации и достраивания цепочек добавленной стоимости в пределах макрорегионов, в том числе для реализации крупных межрегиональных инвестиционных проектов, наличие (необходимость создания) объектов транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающих усиление экономической связанности субъектов Российской Федерации, входящих в макрорегион, а также выход к международным рынкам и (или) транспортным коридорам "Запад - Восток" и "Север - Юг", и в пределах которых может осуществляться координация социально-экономического развития входящих в них субъектов Российской Федерации, в том числе:

при разработке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

при планировании развития транспортной и энергетической инфраструктуры, оптимизации размещения объектов отраслей социальной сферы;

при развитии отраслей перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, входящих в макрорегион, в целях предотвращения дублирования инвестиционных проектов;

при планировании и реализации крупных межрегиональных инвестиционных проектов;

при создании территорий (инвестиционных площадок) с особым режимом ведения предпринимательской деятельности;

обеспечить улучшение состояния окружающей среды, сохранение и восстановление биологического разнообразия Российской Федерации, культурных ландшафтов и сокращение негативных последствий от изменения климата путем:

создания новых особо охраняемых природных территорий разного статуса на участках суши и водной поверхности, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение с целью формирования и развития системы экологически взаимосвязанных природных территорий (особо охраняемые природные территории, лесные и болотные экосистемы, экосистемы речных долин, не имеющие охранного статуса, озелененные территории населенных пунктов);

развития сети историко-культурных заповедников, способствующего сохранению этнокультурной идентичности народов Российской Федерации и уникальных культурных ландшафтов;

экологического оздоровления водных объектов, включая реку Волгу, и сохранения уникальных водных систем, включая озеро Байкал и Телецкое озеро;

совершенствования систем мониторинга и прогнозирования опасных гидрометеорологических явлений (ураганов, градов, селей, наводнений, засух, природных пожаров, цунами и иных опасных гидрометеорологических явлений), в том числе развития наземной гидрометеорологической сети и расширения применения дистанционных методов и технологий мониторинга и прогнозирования.

Для обеспечения расширения географии и ускорения экономического роста, научно-технологического и инновационного развития Российской Федерации за счет социально-экономического развития перспективных крупных центров экономического роста Российской Федерации - крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций предлагается:

обеспечить ускорение экономического, научно-технологического и инновационного развития указанных территорий:

за счет приоритетной поддержки высокотехнологических и наукоемких отраслей производства товаров, услуг, творческих (креативных) индустрий;

за счет содействия кооперации научных организаций и образовательных организаций высшего образования с бизнесом, в том числе в результате формирования не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня, объединяющих ведущие в Российской Федерации образовательные организации высшего образования и научные организации, научных центров (в том числе математических и геномных), центров компетенций Национальной технологической инициативы, инновационных научно-технологических центров, а также создания и развития передовой исследовательской и инновационной инфраструктуры центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок (в том числе уникальных научных установок класса "мегасайенс");

развивать отрасли социальной сферы:

за счет планирования развития сети организаций отраслей социальной сферы в пределах крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций с учетом транспортной доступности услуг указанных отраслей, прогноза численности населения и трудовых ресурсов населенных пунктов, входящих в состав крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций;

за счет создания и развития в крупных городских агломерациях и крупнейших городских агломерациях межрегиональных центров оказания услуг отраслей социальной сферы федерального значения посредством:

формирования и развития многопрофильных медицинских центров специализированной и высокотехнологической медицинской помощи, в том числе национальных медицинских исследовательских центров, осуществляющих научно-исследовательскую и образовательную деятельность, разработку и внедрение инновационных медицинских технологий, экспорт медицинских услуг, предоставление высокотехнологичной медицинской помощи;

развития ведущих образовательных организаций высшего образования и использования их потенциала при оказании услуг в сфере инновационного развития крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций;

создания на базе ведущих профессиональных образовательных организаций межрегиональных центров компетенций;

создания крупных межрегиональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;

повысить качество и комфортность городской среды:

за счет развития рынка арендного жилья, реализации программ социального найма;

за счет инфраструктурной поддержки реализации проектов реновации существующих городских жилых районов;

за счет содействия выводу крупных промышленных предприятий из центральных частей городов, являющихся в первую очередь крупными источниками загрязнения атмосферного воздуха, и развитию новых функций на указанных территориях;

за счет скоординированного планирования и развития зеленых насаждений, образующих в том числе рекреационные зоны крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций;

обеспечить снятие основных транспортных ограничений социально-экономического развития:

за счет совместного планирования развития транспортной инфраструктуры, дорожного движения и транспортного обслуживания населения муниципальными образованиями, входящими в крупные городские агломерации и крупнейшие городские агломерации;

за счет создания транспортно-пересадочных узлов и использования эффективных инструментов парковочной политики;

за счет строительства обходов городов для вывода транзитного транспорта;

за счет расширения радиусов в пределах 2-часовой транспортной доступности до крупных городов крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций путем строительства автомагистралей, линий скоростных внеуличных видов транспорта, скоростного пригородного транспорта;

за счет внедрения интеллектуальных транспортных систем;

внедрить информационно-телекоммуникационные технологии, платформенные решения и интеллектуальные системы управления городской инфраструктурой ("умный город");

обеспечить сбалансированное пространственное развитие территорий, входящих в состав крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций, за счет содействия межмуниципальному взаимодействию в целях формирования документов стратегического планирования, формирования единой градостроительной политики, решения общих социально-экономических проблем, в том числе инфраструктурных и экологических.

Для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации за счет социально-экономического развития геостратегических территорий Российской Федерации, приграничных муниципальных образований предлагается:

обеспечить усиление приграничного сотрудничества приграничных субъектов Российской Федерации с сопредельными странами:

за счет стимулирования сотрудничества приграничных субъектов Российской Федерации с сопредельными странами, направленного на уменьшение неравноценного взаимодействия в части экспорта из приграничных субъектов Российской Федерации сырья и продукции с низкой добавленной стоимостью и импорта готовой продукции;

за счет обеспечения сокращения времени прохождения грузов и пассажиров через пограничные пункты пропуска;

за счет стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, участвующего в трансграничном сотрудничестве;

за счет содействия межрегиональному сотрудничеству с приграничными регионами сопредельных стран в научно-технической, социальной, экологической сферах, туризме, регулировании рынка труда, развитии инфраструктур, предупреждении чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий, борьбе с эпидемиями и ликвидации их последствий;

за счет содействия межрегиональной координации в сфере стратегического и территориального планирования приграничных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с приграничными регионами сопредельных стран;

обеспечить социально-экономическое развитие приграничных муниципальных образований:

за счет повышения инвестиционной привлекательности приграничных муниципальных образований;

за счет создания комфортной среды для проживания в приграничных муниципальных образованиях, развития транспортной и энергетической инфраструктуры, повышения транспортной доступности до административных центров, стимулирования развития общественного транспорта;

за счет улучшения жилищных условий граждан, повышения доступности и качества жилья;

за счет повышения доступности и качества предоставления образования, оказания услуг в сфере здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта;

за счет создания условий и стимулов для сокращения миграционного оттока постоянного населения и привлечения медицинских работников и учителей для работы в медицинских и общеобразовательных организациях, испытывающих проблемы (дефицит) кадрового обеспечения;

обеспечить социально-экономическое развитие приоритетных геостратегических территорий Российской Федерации, общими направлениями социально-экономического развития которых являются:

содействие повышению конкурентоспособности региональных экономик с учетом перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, центров экономического роста, международных рынков и существующей специализации приграничных территорий сопредельных стран;

развитие отраслей социальной сферы темпами выше среднероссийских показателей;

расширение практики использования существующей и создания новой инфраструктуры двойного назначения.

Основными направлениями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, относящихся к приоритетным геостратегическим территориям Российской Федерации, характеризующимся эксклавным положением, являются:

обеспечение транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной безопасности;

обеспечение уровня жизни, сопоставимого (или выше) с уровнем жизни в Российской Федерации (для Калининградской области - сопоставимого (или выше) с уровнем жизни в приграничных странах Европейского союза);

обеспечение темпов экономического роста, сопоставимых (или выше) с темпами экономического роста Российской Федерации (для Калининградской области - сопоставимого (или выше) с темпами экономического роста в приграничных странах Европейского союза);

сохранение существующих особых режимов ведения предпринимательской деятельности.

Основными направлениями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, относящихся к приоритетным геостратегическим территориям Российской Федерации, расположенным на Северном Кавказе, являются:

повышение доступности получения качественного образования на всех уровнях образовательного процесса, в том числе за счет строительства и реконструкции объектов общеобразовательных организаций и создания новых мест в общеобразовательных учреждениях;

содействие повышению мобильности трудовых ресурсов в целях снижения напряженности на локальных рынках труда путем стимулирования привлечения трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, которые являются приоритетными для привлечения трудовых ресурсов;

создание системы управления в сфере туризма в Северо-Кавказском макрорегионе;

совершенствование существующих и создание новых институтов развития, в том числе особых режимов ведения предпринимательской деятельности;

содействие выявлению, сохранению и развитию традиционных народных промыслов;

содействие увеличению пассажиро- и грузооборота через морские порты и международные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенные в субъектах Российской Федерации, имеющих выход к Каспийскому бассейну, посредством расширения межгосударственного социально-экономического сотрудничества со странами, входящими в международный транспортный коридор "Север - Юг", а также развитие соответствующей портовой инфраструктуры, железнодорожных и автомобильных подходов к морским портам;

повышение эффективности энергоснабжения потребителей на территории субъектов Российской Федерации, расположенных на Северном Кавказе, в том числе за счет модернизации сетей газо- и электроснабжения;

ликвидация проблем в сфере безопасности населения, проживающего на территориях, подверженных высокому риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.

Основными направлениями социально-экономического развития приоритетных геостратегических территорий Российской Федерации, расположенных в пределах Арктической зоны Российской Федерации, являются:

инфраструктурное обеспечение развития минерально-сырьевых центров;

модернизация и развитие морских портов, обеспечивающих функционирование Северного морского пути;

содействие социально-экономическому развитию населенных пунктов стратегически важных для развития Северного морского пути и хозяйственного освоения Арктики;

решение экологических проблем и рациональное использование природных ресурсов Арктической зоны Российской Федерации.

Основными направлениями опережающего социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, относящихся к приоритетным геостратегическим территориям Российской Федерации, расположенным на Дальнем Востоке, являются:

содействие социально-экономическому развитию г. Владивостока как центра международного экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;

создание условий и стимулов для сокращения миграционного оттока постоянного населения и привлечения специалистов из других субъектов Российской Федерации на территории, испытывающие дефицит трудовых ресурсов;

создание новых и развитие действующих территорий опережающего социально-экономического развития, совершенствование механизмов государственной поддержки предпринимательской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации о свободном порте Владивосток и особой экономической зоне в Магаданской области;

создание на острове Русский инновационного научно-технологического центра, технопарка, уникальной научной установки класса "мегасайенс", инжиниринговых подразделений государственных корпораций и заинтересованных организаций, реализующих на территории Дальневосточного макрорегиона инвестиционные проекты, а также центров исследований и разработок;

совершенствование механизма социального развития центров экономического роста;

совершенствование механизма государственной инфраструктурной поддержки инвестиционных проектов, направленных на опережающее социально-экономическое развитие Дальнего Востока;

продление действия механизма выравнивания цен (тарифов) на электрическую энергию до среднероссийского уровня для отдельных потребителей электрической энергии Дальневосточного макрорегиона;

реализация механизма долгосрочного регулирования тарифов (цен) на электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного макрорегиона;

создание инфраструктуры для развития территорий компактного расположения земельных участков, предоставляемых гражданам Российской Федерации в безвозмездное пользование, с учетом установленных законодательством Российской Федерации особенностей предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного макрорегиона.