II. Основные тенденции пространственного развития Российской Федерации

II. Основные тенденции пространственного развития
Российской Федерации

Концентрация экономического роста в ограниченном числе
центров, рост социально-экономической роли городов

Общемировыми тенденциями пространственного развития в начале XXI века являются концентрация населения и экономики в крупнейших формах расселения, среди которых ведущие позиции занимают крупнейшие городские агломерации.

В Российской Федерации сформировалось более 40 крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций, а также городских агломераций, в большинстве из которых численность населения с начала 2000-х годов устойчиво возрастает и в настоящее время превысила 73 млн. человек.

В Российской Федерации сформировалось несколько крупных центров экономического роста, каждый из которых обеспечивает более одного процента суммарного прироста валового регионального продукта субъектов Российской Федерации. В их состав входят 19 крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций, а также 4 минерально-сырьевых центра, которые расположены в Республике Саха (Якутия), Сахалинской области, Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

В субъектах Российской Федерации сформировались центры экономического роста меньшего масштаба, которыми являются административные центры субъектов Российской Федерации, а также отдельные городские населенные пункты, агропромышленные и минерально-сырьевые центры и территории, специализирующиеся на туризме.

Стабилизация численности населения в большинстве субъектов
Российской Федерации

На фоне роста демографической нагрузки на трудоспособное население и возрастающей миграционной подвижности отмечается стабилизация численности населения в большинстве субъектов Российской Федерации.

В течение последних 10 лет наблюдается постепенное сокращение миграционного оттока из Восточной Сибири и северных районов европейской части Российской Федерации, с Дальнего Востока.

Сохраняется устойчивое снижение численности населения городов с численностью населения менее 100 тыс. человек, а также сельских территорий, за исключением большей части южных районов европейской части Российской Федерации и территорий и населенных пунктов, входящих в крупные городские агломерации и крупнейшие городские агломерации.

Сокращение межрегиональных
социально-экономических диспропорций

В Российской Федерации в течение последних 10 лет в результате проводимой государственной политики регионального развития наблюдается сокращение межрегиональных социально-экономических диспропорций.

Трансформация пространственной организации экономики

Пространственная организация экономики Российской Федерации начиная с 1990-х годов трансформируется под влиянием изменения факторов размещения экономики, условий международной торговли и научно-технологического развития. Наиболее существенными изменениями в пространственной организации экономики являются:

ускоренное развитие производства потребительских товаров в центральных районах европейской части Российской Федерации и субъектах Российской Федерации, обладающих выходами к Балтийскому и Черному морям;

концентрация научной, научно-технической и инновационной деятельности в крупных городских агломерациях и крупнейших городских агломерациях;

сдвиг производств по добыче углеводородного сырья в малоосвоенные территории Восточной Сибири и Дальнего Востока и акватории шельфов Дальневосточного и Арктического бассейнов;

концентрация производства сельскохозяйственной продукции на территориях с наиболее благоприятными агроклиматическими и почвенными условиями и выгодным положением относительно емких потребительских рынков.

Сохранение инфраструктурных ограничений
федерального значения

Сохраняются участки с ограниченной пропускной способностью на магистральных железных и автомобильных дорогах, образующих международные транспортные коридоры "Запад - Восток" и "Север - Юг":

на участках федеральных автомобильных трасс центральных, южных и северо-западных районов европейской части Российской Федерации, в Поволжье, на Урале, в южных районах Сибири и Дальнего Востока;

на отдельных участках Транссибирской и Байкало-Амурской железных дорог;

на подъездах к крупным морским портам, крупным транспортным узлам и международным пунктам пропуска на государственной границе Российской Федерации.

Сохраняются низкие темпы развития сети скоростного и высокоскоростного движения, препятствующие реализации транзитного потенциала Российской Федерации и повышению скорости передвижения между крупными городскими агломерациями и крупнейшими городскими агломерациями и административными центрами субъектов Российской Федерации.

Сохраняются транспортные и энергетические ограничения, препятствующие увеличению масштабов хозяйственного освоения Арктики, а также повышению значения Северного морского пути как международного транспортного коридора.

Сохраняется высокий уровень централизации авиационных пассажирских перевозок вследствие недостаточного развития крупных узловых аэропортов. В удаленных и труднодоступных районах Дальнего Востока и в Арктической зоне Российской Федерации сохраняется значительное количество аэропортов и аэродромов, находящихся в критическом эксплуатационном состоянии.

Усиление влияния научно-технического прогресса
на пространственное развитие Российской Федерации

Активно распространяются дистанционные формы выполнения трудовой деятельности и увеличивается пространственная доступность услуг вследствие внедрения информационно-телекоммуникационных технологий.