1. Развитие кадрового потенциала и образования отрасли информационных технологий
Компании отрасли информационных технологий сталкиваются с дефицитом кадров и недостаточно высоким уровнем их подготовки.
При решении задачи обеспечения отрасли кадрами необходимо активно использовать в том числе государственно-частное партнерство. Компании заинтересованы в подготовке специалистов в области информационных технологий, а значит, должны быть системными участниками этого процесса.
По данным некоммерческого партнерства "Руссофт", в 2012 году менее 10 процентов российских компаний оценили работу системы образования хорошо, остальные или не удовлетворены ее работой, или имеют к ней серьезные замечания. Учитывая демографический провал 1990-х годов, дефицит кадров может достичь сотен тысяч человек, что станет ключевым сдерживающим фактором развития отрасли. По прогнозам аналитиков отрасли, до 2018 года система образования должна подготовить не менее 350 тыс. специалистов в области информационных технологий, из них не менее 125 тыс. специалистов - в рамках обучения на бюджетных местах в образовательных организациях высшего образования. В связи с этим необходимо реализовать комплекс мер, позволяющих увеличить количество специалистов в области информационных технологий на рынке труда и повысить качество их подготовки.
По значительному количеству востребованных на рынке труда профессий подготовка специалистов осуществляется в недостаточном объеме или не осуществляется вообще, в частности, по таким направлениям, как системная архитектура, управление продуктом, управление проектами и интернет-маркетинг. В связи с этим необходима актуализация профессиональных и образовательных стандартов в сфере информационных технологий с последующим внедрением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, содержащих требования к результатам освоения основных образовательных программ, а также умение эффективно использовать информационные технологии.
В перспективе ряд навыков станет обязательным для успеха на рынке труда. Разработчикам необходимо обладать навыками и возможностями для постоянного совершенствования своих знаний в области современных технологий и методов разработки. Сверхбыстрое развитие сферы разработки информационных технологий, включая технологии ее автоматизации, требует от специалистов непрерывного самообучения. Значительно возрастет востребованность специалистов по внедрению решений, основанных на информационных технологиях, на производстве и в бизнесе в целом, а также по поддержке таких решений. Система образования должна учитывать эти аспекты в полной мере.
В части развития школьного образования необходимы дальнейшее совершенствование физико-математического образования и подготовки в сфере информационных технологий, поддержка общеобразовательных организаций, специализирующихся по этим направлениям, и увеличение их общего количества. Сильные школы, лицеи, гимназии и интернаты физико-математического профиля в крупных городах являются фундаментом для формирования большого количества профессионалов отрасли высокого уровня. Планируется их поддержка в приоритетном порядке, в том числе на региональном уровне.
Высокий уровень знаний выпускников школ по математике и естественно-научным предметам является необходимым для успешного развития отрасли. Снижение этого уровня в последние годы является прямой угрозой для такого развития.
Учитывая, что подавляющее большинство обучающей литературы и сопроводительных документов в области информационных технологий написаны на английском языке, а скорость изменения стандартов и методик в отрасли высока, серьезным конкурентным преимуществом сотрудника является знание английского языка. До 2020 года важность этого аспекта возрастет. Таким образом, необходимо усилить требования к изучению английского языка школьниками и студентами, проходящими обучение по направлениям, связанным с информационными технологиями.
В профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в образовательном процессе также необходимо сфокусироваться на развитии у студентов инженерных специальностей бизнес-навыков и навыков предпринимательства. Введение в обучение экономических дисциплин будет содействовать появлению в стране большего количества перспективных стартапов и развитию малого инновационного предпринимательства. Важность формирования маркетинговых навыков для создания конкурентоспособных информационных технологий подчеркивает предстоящее увеличение доли персональных технологий и решений в общем объеме такой продукции.
Для повышения качества подготовки специалистов отрасли информационных технологий необходимо привести образовательные программы бакалавров и магистров ведущих российских университетов в соответствие с требованиями новых профессиональных и образовательных стандартов. Также необходимо обеспечить своевременную подготовку высококвалифицированных кадров в областях, необходимых для проведения исследований и разработок по приоритетным направлениям развития отрасли.
За последние десятилетия в образовательных организациях высшего образования в достаточно большом количестве появились факультеты, специализирующиеся на информационных технологиях. В то же время отрасль сегодня во многом использует весь спектр подготовки специалистов, сформированный в период активного развития советской алгоритмической и научной школ. Для поддержания высокого качества подготовки разработчиков новых продуктов и систем и придания импульса для роста количества таких специалистов необходимо сделать акцент на развитии наиболее сильных факультетов, специализирующихся на информационных технологиях, и увеличении их количества. Программы обучения на таких факультетах должны быть сопоставимы с мировым уровнем.
Параллельно с этим необходимо создание и развитие новых университетов, программы обучения которых сформированы в партнерстве с наиболее успешными мировыми образовательными учреждениями и (или) крупнейшими компаниями сферы информационных технологий. На сегодняшний день в России уже создаются первые такие учебные организации.
Более половины принятых на работу выпускников российских образовательных организаций высшего образования приходится доучивать на рабочем месте для того, чтобы выработать у них необходимые для профессии навыки. Большинство крупных компаний отрасли информационных технологий проводят обучение специалистов своими силами, инвестируя средства в том числе в базовую практическую подготовку персонала. Таким образом, повышение ориентации образования на практические нужды отрасли информационных технологий является одной из важнейших задач учебных заведений в настоящее время. Перспективным направлением является взаимодействие ведущих образовательных организаций высшего образования и компаний, работающих в области информационных технологий, как по вопросам кадровой политики, так и в части научной деятельности.
Необходимо совершенствовать современную профессиональную подготовку учителей информатики и преподавателей дисциплин в сфере информационных технологий в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. Планируется обеспечить стимулирование образовательных организаций высшего образования к привлечению квалифицированных профессионалов из компаний отрасли для преподавания специальностей и оказание первоочередной поддержки хорошо зарекомендовавшим себя учителям и преподавателям в сфере информационных технологий, отобранным на конкурентной (конкурсной) основе.
Предусматривается увеличение численности студентов, принятых в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего и профессионального образования по направлениям подготовки, формирующим базу высококвалифицированных специалистов отрасли, непосредственно по специальностям информационных технологий, инженерным специальностям, прикладной математике и физике. В частности, по данным Росстата, по специальности "информатика и вычислительная техника" наблюдалось снижение количества студентов на 10 тыс. человек населения с 7,7 человека в 2010 году до 7,3 человека в 2011 году.
Повышенное внимание необходимо уделить увеличению количества выпускников по смежным с информационными технологиями специальностям, которые входят в исходную базу специалистов для работы в отрасли. По опыту ряда компаний при трудоустройстве на позиции в области разработки программного обеспечения и архитектур выпускники образовательных организаций высшего образования по специальностям в сфере информационных технологий практически не имеют преимуществ перед выпускниками физико-математических или инженерных специальностей.
Область информационных технологий в силу своей специфики находится на переднем крае внедрения инноваций в образование и может выступать в качестве пилотной. Ускоренное внедрение в образовательный процесс новаций, эффективность которых подтверждается мировым опытом, способствует повышению качества образования. Среди таких новаций необходимо отметить электронное обучение, широкое использование массовых открытых онлайн-курсов и виртуальные обучающие среды. В частности, необходимо развитие дистанционного образования и расширение использования онлайн-курсов в области образования в информационных технологиях, а также широкомасштабное включение курсов на русском языке в наиболее популярные мировые системы онлайн-обучения. Развитие российских платформ для онлайн-образования является обязательным, поскольку модель коммерциализации части наиболее популярных зарубежных образовательных платформ предполагает продажу информации об обучающихся в иностранные коммерческие компании.
Основными направлениями работы государства по развитию образования в области информационных технологий станут:
профессиональное развитие и повышение квалификации учителей и преподавателей образовательных организаций в соответствии с современными стандартами;
расширение введения в образовательных организациях высшего образования практики для студентов в компаниях отрасли и стимулирование таких компаний к открытию кафедр в образовательных организациях высшего образования;
развитие в образовательных организациях высшего образования факультетов информационных технологий высокого уровня подготовки;
открытие в региональных профессиональных образовательных организациях дополнительных общеобразовательных программ подготовки по специальностям базового уровня;
развитие центров профессиональной переподготовки специалистов смежных областей и центров повышения квалификации молодых специалистов в сфере информационных технологий;
введение в образовательные программы технических специальностей дисциплин, позволяющих сформировать навыки сферы информационных технологий;
расширение объема преподавания информационных технологий в общеобразовательных организациях;
увеличение количества общеобразовательных организаций, предусматривающих углубленное изучение информационных технологий;
усиление подготовки высококвалифицированных кадров (в первую очередь аспирантов и докторантов), необходимых для развития наиболее перспективных критических технологий в области информационных технологий.