1. Лесозаготовка

1. Лесозаготовка

Наиболее распространенным видом использования лесов как по площади, так и по объему платежей в бюджетную систему, остается заготовка древесины. Запасы древесины в России составляют 82,8 млрд. куб. метров. Величина ежегодной расчетной лесосеки составляет 704 млн. куб. метров. В период 2011 - 2016 годов использование расчетной лесосеки в России составляло 28 - 31 процент. Заготовка леса в 2016 году составила 213,8 млн. куб. метров и последние 5 лет ежегодно увеличивается.

Около 81 процента объема древесины по стране заготавливается арендаторами лесных участков при разных видах использования лесов (на лесных участках для целей заготовки древесины - 77,9 процента). Образовательные учреждения и учреждения системы исполнения наказания осуществляют заготовку древесины в соответствии с проектами освоения лесов, прошедшими государственную экспертизу. Объемы заготовки древесины на арендованных участках ежегодно возрастают, но не превышают в среднем 67 процентов объемов, установленных договорами аренды.

На правах аренды заготовку осуществляют более 5,7 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Наибольшее количество бизнес-структур работает в Приволжском федеральном округе (около 1,4 тыс.), а наименьшее (менее 500) - в Дальневосточном федеральном округе. Подавляющее количество участников рынка (4,2 тыс.) относится к мелкому бизнесу с ежегодной заготовкой до 20 тыс. куб. метров. Средних по объемам заготовки компаний более 1,2 тыс. На мелкие и средние компании приходится 48 процентов объема заготовки. К крупным компаниям относится 261 компания с ежегодным объемом заготовки от 100 до 500 тыс. куб. метров. К очень крупным компаниям относятся 26 компаний.

Характеристика арендаторов, осуществляющих заготовку древесины, приведена в приложении N 9.

Подавляющее количество очень крупных компаний действуют на территориях Северо-Западного и Сибирского федеральных округов. Направление последних лет - уменьшение доли древесины, заготавливаемой мелкими компаниями. Увеличивается количество компаний в разряде крупных и очень крупных. Наименьшее освоение расчетной лесосеки имеют мелкие, а наибольшее - крупные компании. Наиболее продуктивные участки предоставлены очень крупным компаниям, но доля освоения расчетной лесосеки у них пока ниже, чем у средних и крупных компаний. Это связано в том числе и с тем, что ими осваиваются лесные участки, не имеющие лесной инфраструктуры (дорог, мостов и др.).

На арендаторов, осуществляющих заготовку древесины, возложены обязанности по осуществлению большинства лесохозяйственных мероприятий. Ежегодно на арендованных лесных участках выполняется комплекс работ по уходу за лесом, охране, защите и воспроизводству лесов, семеноводству и выращиванию посадочного материала, лесоустройству, таксации и отводу лесосек на общую сумму 12,9 млрд. рублей (в среднем - 54 рубля/гектар).

Основной прирост объема заготовки древесины обеспечивается на лесных участках, предоставленных для реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов (2011 год - 18 млн. куб. метров, в 2012 году - 22,3 млн. куб. метров, в 2013 году - 24,8 млн. куб. метров, в 2014 году - 27,6 млн. куб. метров, в 2015 году - 28,2 млн. куб. метров, в 2016 году - 30,2 млн. куб. метров). Для реализации этих проектов переданы в аренду лесные участки с ежегодной расчетной лесосекой 56,3 млн. куб. метров, что составляет 78 процентов заявленной потребности.

В перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов по состоянию на 1 января 2017 г. включено 124 проекта в 35 субъектах Российской Федерации с общим объемом инвестиций около 332,8 млрд. рублей и объемом потребляемой древесины 66 млн. куб. метров.

За время действия постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" полностью реализованы 29 проектов с объемом привлеченных инвестиций 39,8 млрд. рублей и установленным ежегодным объемом заготовки древесины 9,7 млн. куб. метров.

Большинство проектов (69 процентов общего количества), направлены на создание и модернизацию деревообрабатывающих мощностей (строганная продукция, мебельные щиты, клееные конструкции, деревянное домостроение и др.). Однако наибольший объем инвестиций (порядка 45 процентов) привлекается в целлюлозно-бумажное производство, в деревообработку - 34 процента, в производство древесных плит - 15 процентов.

На лесных участках, переданных в постоянное (бессрочное) пользование, заготовлено 2,2 млн. куб. метров древесины.

На рубки в спелых и перестойных насаждениях приходится около 74 процентов общего объема заготовки древесины. Преобладающим способом рубок остаются сплошные рубки, на их долю приходится 83 процента заготовленной древесины и 44,5 процента площади. Рост объемов от сплошных рубок обусловлен распространением специальных средств механизации в процессах заготовки древесины, повышающих производительность труда (харвестеры, процессоры, форвардеры).

Выборочные рубки проводятся в основном по традиционным технологиям с бензомоторными пилами. Выборочные рубки доминируют в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах и в регионах, где доминируют защитные леса.

В настоящее время в ряде российских регионов (прежде всего на северо-западе и в Иркутской области) на лесосырьевой базе крупнейших предприятий реализуются пилотные проекты по интенсификации использования и воспроизводства лесов, призванные увеличить объемы заготовки древесины при выборочных рубках за счет использования новых средств механизации и усовершенствованных нормативов.

На освоенных лесных территориях осуществляется поэтапный переход на интенсивную модель использования и воспроизводства лесов, направленную на увеличение съема лесной продукции с единицы площади и устойчивое обеспечение предприятий лесного комплекса сырьем в условиях сложившихся зон заготовки древесины. В 2015 году разработана Концепция интенсификации использования и воспроизводства лесов в Российской Федерации, в которой представлены стратегические цели и задачи интенсификации, направления деятельности по внедрению интенсивной модели, включая формат изменений нормативных правовых актов, перечень технологических решений.

Федеральным агентством лесного хозяйства и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации согласованы планы мероприятий ("дорожные карты") по реализации пилотных проектов внедрения модели интенсивного использования и воспроизводства лесов на территориях Вологодской, Архангельской, Иркутской и Ленинградской областей, а также в Республике Коми.

Породная структура и объемы заготовки древесины зависят от погодных условий, особенно в зимний период, и санитарного состояния лесов. Увеличение освоения расчетной лесосеки ограничено как транспортной доступностью лесных ресурсов, так и их удаленностью от железнодорожных и других транспортных путей.

Особое значение для интенсификации использования и воспроизводства лесов имеет лесная инфраструктура, прежде всего плотность лесных дорог. Сегодня лесное законодательство должным образом не регулирует их строительство и содержание, не определены права арендаторов лесных участков, занимающихся строительством и эксплуатацией лесных дорог. Лесные дороги не входят в перечень автомобильных дорог регионального и местного значения, не отражены в схемах территориального планирования. Не проработаны механизмы софинансирования строительства лесных дорог за счет бюджетных и внебюджетных источников на принципах государственно-частного партнерства.

С момента внедрения рыночных отношений достоверность информации об объемах заготовки древесины снижалась, что препятствовало развитию бизнеса и формировало негативный имидж деятельности. Принятие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым введены нормы по учету и контролю за заготовленной древесиной и ее оборотом, радикально изменило отношения в этой сфере. Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней обеспечивает контрольные органы и органы власти необходимыми данными в оперативном режиме. Открытые этой системой данные активно используются представителями бизнеса.

Предусматривается, что уровень заготовки леса к 2030 году составит 286,1 млн. куб. метров. Для реализации инициатив Стратегии к 2030 году потребуется заготавливать 148,4 млн. куб. метров пиловочника, 83,3 млн. куб. метров балансов, 14,8 млн. куб. метров фанерного кряжа. Экспорт древесины в круглом виде в 2030 году составит 17,6 млн. куб. метров, что на 2 млн. куб. метров меньше уровня 2016 года. Основными внешними рынками сбыта останутся Китай и Финляндия.

На освоенных лесных территориях осуществляется поэтапный переход на интенсивную модель использования и воспроизводства лесов, направленную на увеличение съема лесной продукции с единицы площади и устойчивое обеспечение предприятий лесного комплекса сырьем. Для механизации технологических процессов выборочных рубок потребуется приобретение машин и оборудования на сумму около 7 млрд. рублей.

Развитие единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней должно быть направлено на упрощение межведомственного взаимодействия, автоматизации процессов ввода информации, предоставления аналитических сервисов для разных групп пользователей. По мере формирования системы открытых данных, снижения объема незаконных рубок и оборота незаконно заготовленной древесины, повышения качества использования лесов целесообразно отказаться от избыточной отраслевой отчетности и дублирующих систем контроля.

Для обеспечения повышенного прогнозируемого спроса на древесину в сфере заготовки целесообразным является:

выработка механизмов стимулирования развития предпринимательской деятельности (преимущественно субъектов малого и среднего бизнеса);

совершенствование правил и нормативов в отношении защитных лесов для обеспечения сырьем локальных рынков и существующих производств;

внедрение новых современных технологий при строительстве дорог и другой инфраструктуры.