Приложение 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ И РАСЧЕТУ ПОКАЗАТЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

Приложение N 1
к Концепции федеральной целевой
программы "Модернизация Единой
системы организации воздушного
движения Российской Федерации
(2009 - 2015 годы)"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ И РАСЧЕТУ ПОКАЗАТЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

1. Данные методические рекомендации разработаны с целью определения и расчета показателя безопасности воздушного движения как одного из основных целевых показателей реализации федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)" (далее - Программа).

2. Международная организация гражданской авиации рекомендует определять показатели безопасности воздушного движения как отношение показателей нежелательных событий за год (то есть количества катастроф, погибших пассажиров или других показателей) к показателям объемов авиационной деятельности за этот год (то есть к количеству выполненных за этот год полетов или посадок или самолето-километров или налету воздушных судов).

3. Общепринято, что для оценки безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании используется показатель риска катастроф воздушных судов, который определяется по формуле:

Rкатастр. при АНО = Nкатастр. ВС из-за АНО / Tналет ВС,

где:

Nкатастр. ВС из-за АНО - количество катастроф воздушных судов, связанных с недостатками при аэронавигационном обслуживании;

Tналет ВС - налет воздушных судов, выполненный за рассматриваемый период (обычно за год);

Rкатастр. при АНО - показатель риска катастроф воздушных судов.

Физически этот показатель отражает количество катастроф воздушных судов, приходящихся на час налета воздушных судов в этот период времени.

4. В Российской Федерации катастрофы воздушных судов, связанные с недостатками при аэронавигационном обслуживании, не происходили с 1997 года, поэтому расчет этого показателя на период реализации Программы на основе имеющихся статистических данных представляется затруднительным.

5. Обычно авиационным катастрофам предшествуют авиационные инциденты. В основе инцидентов лежат те же причины, что и при авиационных катастрофах, однако, учитывая более частый характер инцидентов, можно утверждать, что их статистические характеристики содержат более полную и достоверную информацию о безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании.

6. Основываясь на информации об авиационных инцидентах, связанных с аэронавигационным обслуживанием, можно определить показатель безопасности воздушного движения как риск инцидентов с воздушными судами по формуле:

Rинцид. при АНО = Nинцид. ВС из-за АНО / Tналет ВС,

где:

Rинцид. при АНО - риск инцидентов с воздушными судами при аэронавигационном обслуживании;

Nинцид. ВС из-за АНО - количество инцидентов с воздушными судами, связанных с недостатками в аэронавигационном обслуживании;

Tналет ВС - налет воздушных судов, выполненный за год.

7. С 1990 года зафиксировано 397 авиационных инцидентов с воздушными судами I - III классов, обусловленных недостатками служб в обеспечении полетов, в том числе 167 инцидентов, связанных с аэронавигационным обслуживанием.

8. Среднегодовое количество инцидентов, связанных с аэронавигационным обслуживанием, в 2000 - 2004 годах составляло 14,4 инцидента в год, а в 2005 году - 11 инцидентов в год.

9. Данные о годовом количестве инцидентов, связанных с аэронавигационным обслуживанием, и налете воздушных судов позволяют производить расчеты показателя безопасности воздушного движения - риска инцидентов, связанных с аэронавигационным обслуживанием за прошедший период времени (год).

10. С учетом прогноза роста объема авиаперевозок можно произвести расчеты налета воздушных судов и, соответственно, показателя безопасности воздушного движения на прогнозируемый период времени.

11. Критерием достижения цели Программы должно быть повышение безопасности воздушного движения, обусловленное снижением риска инцидентов, связанных с аэронавигационным обслуживанием, в прогнозируемый период.