II. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
II. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации
В соответствии с Концепцией создания и развития аэронавигационной системы России и планом мероприятий по ее реализации, одобренными Правительством Российской Федерации 4 октября 2006 г., на основе Единой системы и взаимодействующей с ней единой системы авиационно-космического поиска и спасания России, а также системы метеорологического обеспечения аэронавигации планируется к 2009 году создание организационно-функциональной структуры аэронавигационной системы с едиными гражданско-военными органами и обеспечение потенциальных возможностей существующих технических средств и технологий в целях повышения безопасности и экономической эффективности использования воздушного пространства.
В среднесрочном плане (2009 - 2015 годы - сроки реализации Программы) должен быть обеспечен переход в основном к перспективным наземным, бортовым и спутниковым средствам и системам и дальнейшее повышение эффективности функционирования системы в условиях прогнозируемого роста объема авиаперевозок в стране.
В дальнейшем (2016 - 2025 годы) планируется полный переход к перспективным техническим средствам и технологиям, а также интеграция аэронавигационной системы России в мировую аэронавигационную систему.
Основным направлением создания и развития аэронавигационной системы России следует считать модернизацию Единой системы и скоординированное развитие взаимодействующих с ней систем.
Важным ресурсом, обеспечивающим достижение поставленной цели, являются государственные инвестиции, направленные на совершенствование и развитие организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания его пользователей. В этой связи особую важность приобретает задача модернизации Единой системы, создания и развития аэронавигационной системы России, являющейся одним из основных компонентов обеспечения национальной безопасности и стратегически значимым элементом транспортной инфраструктуры в сфере использования воздушного пространства.
Программа разрабатывается в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 8501, поручением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2006 г. N МФ-П9-612с и Концепцией создания и развития аэронавигационной системы России, одобренной Правительством Российской Федерации 4 октября 2006 г.
Площадь территории с обслуживаемым системой воздушным пространством превышает 25 млн. кв. километров, протяженность воздушных трасс составляет 532 тыс. километров, из которых более 150 тыс. километров являются международными.
Ежегодно пользователями воздушного пространства страны выполняется около 900 тыс. полетов, из них российскими авиакомпаниями выполняется 59 процентов полетов, авиакомпаниями других государств около 33 процентов. Государственная и экспериментальная авиация выполняют 8 процентов общего количества полетов. Одновременно под управлением находится более 800 воздушных судов.
В настоящее время функционирование Единой системы осложняется рядом серьезных проблем. Несмотря на относительно невысокий объем авиаперевозок и интенсивности полетов, уровень безопасности воздушного движения не имеет устойчивой тенденции к повышению. Из-за несовершенства системы не наблюдается существенных улучшений качества аэронавигационного обслуживания полетов и снижения экономических потерь пользователей воздушного пространства. Полеты воздушных судов в нашей стране осуществляются по крайне неоптимальной структуре воздушных трасс и траекторий в районе аэродромов. Не решены задачи предоставления пользователям предпочтительных маршрутов во время полета, не реализуются потенциальные возможности воздушных судов, оснащенных перспективными бортовыми комплексами. Эти проблемы в значительной степени связаны с недостатками структуры воздушного пространства и отсутствием его классификации.
Существуют объективные и субъективные причины недостатков существующей структуры воздушного пространства. К объективным причинам можно отнести как значительные размеры территории Российской Федерации, ее рельеф и климатические условия, так и то, что регионы Сибири и Дальнего Востока характеризуются низкой плотностью расположения населенных пунктов, неразвитостью структуры дорог, сетей энергоснабжения и связи.
К субъективным причинам, а также причинам, обусловленным историческим развитием Единой системы, можно отнести большое количество специальных и запретных зон, зон ограничений полетов и опасных зон на территории страны. Сюда же относится близкое расположение аэродромов государственной и экспериментальной авиации различных ведомств к крупным гражданским аэродромам, которое приводит к большому числу пересечений маршрутов прилета и вылета авиации различных ведомств.
Технологическая и техническая обеспеченность авиационных метеорологических органов не соответствует в полной мере необходимому уровню автоматизации, предъявляемому к аэродромному оборудованию и средствам сопряжения с системами управления воздушным движением, что в значительной степени влияет на качество метеорологического обеспечения полетов, и эта ситуация с каждым годом усугубляется.
Отсутствует единая система обеспечения пользователей воздушного пространства аэронавигационной информацией. Не созданы многоуровневая служба аэронавигационной информации и государственный банк аэронавигационных данных Российской Федерации.
Функционирование системы авиационно-космического поиска и спасания России не соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации по ряду причин, в частности:
не в полной мере соответствует стандартам и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации;
авиационный поиск и спасание осуществляются по принципу ведомственной принадлежности;
ряд участков воздушных трасс, включая международные, в том числе транссибирские и кроссполярные, не обеспечены в поисково-спасательном отношении;
разобщенный ведомственный подход к проведению технической политики при разработке поисковой техники и снаряжения, оснащению поисково-спасательных подразделений и выполнению поисково-спасательных работ;
существующие на сегодняшний день состав и структура дежурных сил и средств имеют ограниченную экономическую эффективность из-за отсутствия специальных воздушных судов, оснащенных современным поисково-спасательным оборудованием, и нуждаются в оптимизации;
оперативные органы единой системы авиационно-космического поиска и спасания России не интегрированы и технически не сопряжены с органами управления Единой системы, а также с автоматизированной информационно-управляющей системой Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
Одной из основных причин сложившейся ситуации является значительный износ технической базы Единой системы и ее ограниченные функциональные возможности.
Проведение согласованной технической политики специалистами гражданской и военной авиации всегда осуществлялось с большими трудностями, так как они в первую очередь стремились реализовывать свои ведомственные интересы. Несмотря на это, до 1991 года удавалось находить приемлемые компромиссы. Однако после перехода на рыночную экономику раздельное ведомственное финансирование разработок средств и систем, используемых при управлении воздушным движением по трассам и вне трасс, привело к тому, что вопросы проведения единой технической политики уже не рассматривались. В результате этого гражданские и военные сектора центров Единой системы стали оборудоваться различными средствами автоматизации, что потребовало их сопряжения и, соответственно, дополнительных финансовых расходов.
Главным же недостатком являлось ограниченное (недостаточное) финансирование мероприятий по модернизации системы за счет собственных внебюджетных источников, обусловленное невозможностью повышения ставок сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства, отсутствие бюджетного финансирования и длительные сроки создания и внедрения новой техники. Указанные обстоятельства, если они сохранятся и далее, приведут к тому, что сроки переходного периода, когда будут одновременно эксплуатироваться традиционные и перспективные системы, будут растянутыми, что приведет к дополнительным экономическим потерям.
В ближайшее время ситуация может еще более осложниться вследствие следующих причин:
быстрые темпы внедрения перспективных технических средств и систем, определенных Концепцией связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации, обеспечиваются во всех ведущих странах мира, и серьезное отставание России постепенно выводит ее из перспективной мировой аэронавигационной инфраструктуры, возникают серьезные проблемы с обеспечением аэронавигационного обслуживания международных полетов, интеграцией отечественной системы в европейскую и мировую системы;
процесс перехода к перспективным системам, определенным Концепцией связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации, требует повышения объема и уровня исследований, который в настоящее время существенно отстает от уровня передовых зарубежных держав;
процесс интеграции систем организации воздушного движения на национальном, региональном и мировом уровнях требует проведения единой технической политики не только в масштабах страны на базе отечественных требований и стандартов, но также и на межгосударственном уровне с использованием единых требований и стандартов Международной организации гражданской авиации. В настоящее время в России разработка унифицированных правил и схем взаимодействия, обеспечивающих гармонизацию и интеграцию отечественной и зарубежных систем, находится только на начальной стадии.