I. Общие положения

I. Общие положения

Настоящая Стратегия определяет основные направления развития деятельности Российской Федерации в Антарктике.

Антарктика представляет собой обширный район земного шара со специфическим комплексом природных условий, расположенный вокруг Южного полюса и охватывающий материк Антарктида с прилегающими шельфовыми ледниками и островами, а также омывающие его воды Южного океана.

Основные принципы международно-правового режима Антарктики закреплены в Договоре об Антарктике 1959 года (далее - Договор об Антарктике), а также в иных международно-правовых актах, составляющих систему Договора об Антарктике - Протоколе по охране окружающей среды Антарктики к Договору об Антарктике (1991 год) (далее - Протокол по охране окружающей среды), Конвенции о сохранении тюленей Антарктики (1972 год), Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 год). В систему Договора об Антарктике также входят решения, принятые ее руководящим органом - Консультативным совещанием по Договору об Антарктике.

Антарктика обладает огромным ресурсным потенциалом. В частности, запасы водных биологических ресурсов в антарктических водах многократно превосходят их суммарные запасы в исключительной экономической зоне Российской Федерации. В будущем по совокупности биологические ресурсы Антарктики смогут обеспечить устойчивый долговременный рост добычи (вылова) водных биологических ресурсов для отечественного рыболовства при наращивании добывающих мощностей промыслового флота Российской Федерации.

Россия объективно заинтересована в том, чтобы в Антарктике поддерживались мир и стабильность, сохранялись условия для ведения обширной научной деятельности. Постоянное и активное присутствие России, являющейся одним из государств - участников Договора об Антарктике, в этом регионе способствует обеспечению полноценного участия в решении международных вопросов, связанных с использованием Антарктики.

Постоянное присутствие и научная деятельность Российской Федерации в Антарктиде и в водах окружающего ее Южного океана начиная с 1956 года обеспечивается экспедиционной инфраструктурой Российской антарктической экспедиции, руководство и контроль за деятельностью которой возложены на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, научно-экспедиционными и научно-исследовательскими судами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федерального агентства по недропользованию, а также научно-промысловыми судами Федерального агентства по рыболовству. Российская антарктическая экспедиция проводит в Антарктике комплексные межведомственные исследования по проектам, предусмотренным федеральной целевой программой "Мировой океан" и ведомственными аналитическими и целевыми программами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства по рыболовству, Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального космического агентства и Российской академии наук.

Анализ деятельности Российской Федерации в Антарктике показал несоответствие современного состояния и характера развития деятельности России по исследованию и использованию Антарктики внешнеполитическим задачам, стоящим перед Российской Федерацией, основным тенденциям в антарктической деятельности ведущих мировых держав и развитию ситуации в регионе в целом и позволил определить следующие системные проблемы деятельности Российской Федерации в этом регионе:

ограниченность спектра и недостаточное развитие по отношению к мировому уровню комплексных научных исследований Антарктики, приводящие к серьезному отставанию работ, прежде всего в области астрофизики, микробиологии, биохимии;

серьезное отставание в проведении морских научных исследований с целью определения рационального использования водных биологических ресурсов, изучения климатообразующей роли вод и льдов Южного океана, их влияния на глобальные природные процессы и их изменчивость, предупреждения и уменьшения опасных последствий стихийных бедствий, мониторинга природных, антропогенных и техногенных явлений глобального и регионального масштаба, а также обеспечения безопасности мореплавания;

значительное отставание в осуществлении прогнозной оценки морских промысловых биологических ресурсов вод Антарктики на основе результатов научных исследований, а также результатов деятельности отечественного рыбопромыслового флота в антарктических водах;

физический и моральный износ экспедиционной антарктической инфраструктуры, созданной в основном в 70 - 80-е годы XX века, особенно капитального и временного служебно-жилищного фонда, баз горюче-смазочных материалов, морских, авиационных и наземных гусеничных транспортных средств;

значительное отставание от иностранных государств в техническом оснащении полевых исследований;

недостаточное использование возможностей российских антарктических станций для осуществления научных программ, связанных с исследованиями космического пространства, например установки в Антарктике станций сбора данных измерений системы дифференциальной коррекции и мониторинга глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (далее - система ГЛОНАСС);

несовершенство системы подготовки кадров и недостаточность мер материального стимулирования и морального поощрения участников Российской антарктической экспедиции;

значительные объемы накопленных с 1956 года отходов жизнедеятельности российских (советских) антарктических станций и сезонных полевых баз, нуждающихся в вывозе в рамках выполнения обязательств Российской Федерации по Протоколу по охране окружающей среды.

Несмотря на то что в настоящее время Российская Федерация постепенно восстанавливает свои позиции в Антарктике, необходимо системно наращивать ее влиятельное присутствие в этом регионе, соответствующее месту и роли России в международном сообществе.