IV. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
IV. Продукция железнодорожного машиностроения и услуги, потенциально имеющие спрос на внешних рынках
IV. Продукция железнодорожного машиностроения и услуги,
потенциально имеющие спрос на внешних рынках
Отношение потребителей к российской продукции железнодорожного машиностроения на внешних рынках неоднозначно. Как и продукция большинства конкурентов, она обладает рядом положительных и отрицательных характеристик. К положительным можно отнести высокую надежность, выносливость и ремонтопригодность, а также оптимальную цену за соответствующее качество. Основными отрицательными характеристиками являются "догоняющий" уровень развития технологий, в частности низкая энергоэффективность, и негативный имидж этой продукции на зарубежных рынках (низкий уровень лояльности, узнаваемости бренда и др.).
Следует отметить, что по некоторым видам продукции железнодорожного машиностроения российские предприятия выпускают продукцию мирового уровня, в частности грузовые вагоны.
Продукцией железнодорожного машиностроения, представляющей наибольший интерес для зарубежных рынков, являются маневровые тепловозы и их комплектующие, грузовые вагоны и их комплектующие, вагонокомплекты, вагоны дизель-поездов и их комплектующие, пассажирские вагоны, а также системы диагностики пути и диагностические комплексы.
Требования к техническим параметрам продукции железнодорожного машиностроения, поставляемой на рынок Евразийского экономического союза, отражены в Техническом регламенте "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011).
Маневровые тепловозы российского производства представляют интерес для стран ближайшего зарубежья, в частности для стран Прибалтики, а также для развивающихся стран. Поставка данной продукции может осуществляться в страны с шириной колеи 1520 и 1435 миллиметров (европейская колея), а также 1600, 1673, 1067 и 1000 миллиметров.
Грузовые вагоны, их комплектующие и вагонокомплекты представляют большой интерес как для развивающихся стран ближнего и дальнего зарубежья, так и для стран с развитой экономикой. Поставка данной продукции может осуществляться как в страны с использованием как широкой, так и европейской колеи.
Вагоны дизель-поездов и пассажирские вагоны представляют интерес для стран ближнего зарубежья. Поставка данной продукции может осуществляться в страны с использованием как широкой, так и европейской колеи.
Системы диагностики пути и диагностические комплексы представляют интерес как для стран Содружества Независимых Государств, так и для высокотехнологичных рынков Западной Европы.
К перспективным характеристикам продукции железнодорожного машиностроения с учетом требований и тенденций на мировых рынках можно отнести:
при производстве локомотивов - модульная конструкция, улучшение эксплуатационных характеристик, повышение экологичности продукции (уменьшение выбросов), полосное регулирование тяги, система динамичного торможения;
при производстве пассажирского подвижного состава (моторвагонный подвижной состав и пассажирские вагоны) - низкопольность (для городского транспорта), повышение энергоэффективности, применение композитных материалов, экологичность (низкий уровень шума), снижение количества осей (для моторвагонного подвижного состава) и применение новой композитной базы;
при производстве грузовых вагонов - снижение массы тары за счет применения новых материалов, снижение воздействия на путь, повышение нагрузки на ось, увеличение вместимости и увеличение межремонтных пробегов.