II. Производство российской продукции железнодорожного машиностроения

II. Производство российской продукции
железнодорожного машиностроения

В соответствии с классификатором товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, который используется при проведении таможенных операций декларантами и таможенными инспекторами, в номенклатуре продукции и услуг железнодорожного машиностроения можно выделить следующие основные группы:

подвижной состав железных дорог и городского рельсового транспорта;

комплектующие для подвижного состава;

механическое и электромеханическое путевое оборудование, оборудование для управления движением;

услуги по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации подвижного состава.

В номенклатуру продукции железнодорожного машиностроения входят локомотивы, моторвагонный подвижной состав, путевая техника, вагоны пассажирские и вагоны грузовые.

Структура отрасли железнодорожного машиностроения в 2016 году на основании общей стоимости отгруженной продукции была определена следующим образом: грузовые вагоны - 16,9 процента, локомотивы - 32,5 процента, моторные вагоны - 17,8 процента, запасные части - 13,9 процента, пассажирские вагоны - 7,5 процента, путевые машины - 11,4 процента.

Стоимость отгруженной продукции железнодорожного машиностроения в 2016 году составила 237,2 млрд. рублей. Общая стоимость отгруженной продукции железнодорожного машиностроения и оказанных услуг по ремонту и сервису составила 418,4 млрд. рублей.

Предприятиями отрасли было выпущено 652 локомотива, в том числе 227 секций магистральных тепловозов, 260 магистральных электровозов, 149 маневровых и промышленных тепловозов, а также 16 маневровых и промышленных электровозов.

Объем производства грузовых вагонов составил 36,6 тыс. вагонов, в том числе 23,5 тыс. полувагонов, 3,5 тыс. платформ, 2,9 тыс. цистерн, 0,2 тыс. хопперов, 1,1 тыс. крытых вагонов, 0,3 тыс. вагонов-самосвалов, 2,9 тыс. вагонов бункерного типа и 2,1 тыс. прочих вагонов.

Объем производства пассажирских вагонов локомотивной тяги составил 258 вагонов.

Объем производства моторвагонного подвижного состава составил 834 единицы, в том числе 440 вагонов электропоездов, 110 трамвайных вагонов и 284 вагона метрополитена.

В период 2014 - 2016 годов наблюдается постепенное сокращение производства подвижного состава, что связано с сокращением спроса на внутреннем рынке.

Производство локомотивов сократилось на 8,2 процента, производство грузовых вагонов - на 33,6 процента. Выпуск пассажирских вагонов сократился на 29,3 процента, вагонов электропоездов и дизель-поездов - на 22,7 процента, вагонов метрополитена - на 19,1 процента.

Сокращение производства оказывает негативное влияние на интенсивность развития предприятий, доходы, инвестиции и сохранение высококвалифицированного персонала.

При этом предпосылки для активизации развития внутреннего рынка и значительного роста заказов на сегодняшний день отсутствуют. Один из возможных вариантов роста производства - рост экспортных поставок продукции железнодорожного машиностроения.