I. Общие положения

I. Общие положения

Основной целью Стратегии развития экспорта продукции железнодорожного машиностроения (далее - Стратегия) является обеспечение условий устойчивого роста экспорта продукции железнодорожного машиностроения, укрепление позиций российских экспортеров на рынках сбыта продукции и выход на новые перспективные площадки ее реализации.

Системной проблемой экспорта продукции железнодорожного машиностроения в России является ее невостребованность на внешних рынках в силу уникальных условий и высокой барьерной среды.

Составляющими факторами системной проблемы экспорта продукции железнодорожного машиностроения являются:

непотребительский рынок;

жесткая привязка техники к инфраструктуре;

уникальность требований, стандартов и нормативов каждой рельсовой системы;

заградительные меры стран - потенциальных рынков сбыта (таможенные пошлины, требования по локализации, тендерная система закупок и др.);

необходимость сертификации и омологации продукции железнодорожного машиностроения для каждого конкретного рынка сбыта.

Основным барьером выхода на внешние рынки российских поставщиков продукции железнодорожного машиностроения является низкий уровень развития технологий, а также ценовая конкуренция со стороны китайских производителей.

Задачами Стратегии являются формирование системного подхода к реализации мер государственной поддержки экспорта продукции железнодорожного машиностроения посредством определения необходимых направлений, объемов и тенденций такой поддержки на среднесрочную перспективу, обеспечение устойчивого эффекта от получения результатов, запланированных в рамках приоритетного проекта "Международная кооперация и экспорт в промышленности", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. N 11).

Решение указанных задач позволит повысить конкурентоспособность российской продукции железнодорожного машиностроения по сравнению с аналогичной продукцией иностранного производства, а также репутацию и привлекательность российских компаний за рубежом.

В рамках реализации Стратегии планируется разработка комплекса мер, выполнение которых должно привести к следующим результатам:

повышение эксплуатационных характеристик и эффективности железнодорожного подвижного состава, выпускаемого российскими производителями, и повышение репутации российских компаний;

обеспечение российским производителям возможности конкурировать с иностранными компаниями на зарубежных рынках на равных условиях;

преодоление заградительных мер на иностранных рынках без необходимости увеличения стоимости экспортируемой продукции железнодорожного машиностроения.

Реализация Стратегии позволит сформировать структурированный подход к решению ключевых проблем, стоящих перед российскими производителями - экспортерами продукции железнодорожного машиностроения, и позволит повысить ее конкурентоспособность на внешних рынках.

Стратегия разработана с учетом следующих программных документов:

федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)";

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р;

Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. N 877-р.

Реализация Стратегии обеспечит вклад железнодорожного машиностроения в решение следующих общенациональных задач экономического развития России:

развитие обрабатывающих отраслей промышленности и диверсификация экономики;

рост валового внутреннего продукта;

рост конкурентоспособности предприятий железнодорожного машиностроения на внутреннем и внешних рынках.