5. Изучение имеющихся зарубежных практик государственной поддержки экспорта сельскохозяйственного машиностроения

5. Изучение имеющихся зарубежных
практик государственной поддержки экспорта
сельскохозяйственного машиностроения

Анализ деятельности по развитию и поддержке экспорта в зарубежных странах позволяет выделить следующие основные группы мер поддержки:

а) привлечение внимания к преимуществам экспорта.

Привлечение внимания к преимуществам экспорта среди национальных производителей товаров и услуг является начальным этапом по развитию экспорта. Эта деятельность осуществляется с использованием различных инструментов, в том числе:

создание специализированных сайтов по поддержке экспорта, включая разделы для начинающих экспортеров;

почтовая и электронная рассылка бесплатных новостных сообщений о преимуществах экспортной деятельности и мерах поддержки экспорта;

организация ежегодно вручаемых премий для экспортеров;

б) формирование готовности к экспорту.

После того, как интерес к экспортной деятельности был сформирован, потенциальный экспортер должен получить необходимую информацию о специфике экспортной деятельности, потенциальных рынках, финансировании экспорта и прочем. Эта задача может быть решена путем следующих действий:

создание пошаговых гидов для начинающих экспортеров по началу экспортной деятельности;

проведение тренингов для экспортеров;

организация вебинаров;

разработка систем самооценки готовности к экспорту;

в) содействие в выборе целевых рынков.

Выбору целевых рынков предшествует поиск информации о наличии, специфике и объеме потенциального платежеспособного спроса, а также информации об условиях доступа на рынок. Как правило, агентства по поддержке экспорта оказывают поддержку экспортерам путем подготовки общей информации о странах и отраслях, включая:

формирование страновых коммерческих обзоров;

формирование отраслевых обзоров;

формирование специализированных гидов по работе на определенных региональных рынках;

сбор данных о торговле и аналитику работы на определенных рынках;

информирование о государственных закупках в зарубежных странах;

информирование о торговых мероприятиях, организуемых в мире;

организацию и содействие в участии в торговых миссиях и выставках;

содействие в определении тарифных и нетарифных условий доступа на рынок;

г) содействие в поиске возможностей для продаж.

Помимо оказания общих информационно-консультационных услуг экспортерам, зарубежные институты поддержки экспорта осуществляют и более специализированные меры поддержки, нацеленные на поиск потенциальных клиентов и партнеров для конкретно взятых компаний или отраслей.

Наиболее ценным результатом работы институтов поддержки экспорта является сбор рыночной информации о конкретном рынке. К такой информации относятся профессиональные контакты на целевом рынке среди потенциальных партнеров, дистрибьютеров или покупателей продукции, а также информация о реальных возможностях для продаж товаров и услуг экспортеров.

Как правило, такие меры поддержки осуществляются на условиях софинансирования части затрат со стороны компаний.

К таким услугам относятся:

поиск зарубежного партнера или покупателя;

составление профиля зарубежного партнера или покупателя;

продвижение определенной компании на целевом рынке;

финансовые программы поддержки экспортеров и отраслевых ассоциаций.

Многие страны используют инструменты либерализации торговли и привлечения инвестиций в определенные географические районы страны, при этом сохраняя на остальной территории обычный торговый режим. Такие районы могут называться по-разному, например, территории свободной торговли, зоны зарубежной торговли, свободные порты, свободные склады и прочее.

Территория этих зон рассматривается как территория, не находящаяся в пределах таможенной территории страны. Товары зарубежного происхождения могут ввозиться на такие территории без уплаты таможенных пошлин, налогов при условии их последующей переработки и реэкспорта.

Для пользователей указанных зон предоставляются следующие преимущества:

освобождение от уплаты таможенных пошлин на товары, которые используются при производстве экспортных товаров;

отложение уплаты пошлин (импортные пошлины и федеральные налоги не взимаются до определенного момента);

логистические преимущества, ускоренные и облегченные таможенные процедуры;

льготы со стороны региональных властей по их усмотрению и другие;

возврат пошлин.

Схемы возврата пошлин, взимаемых с компонентов, используемых при производстве экспортных товаров, применяются большинством стран и являются важным инструментом стимулирования экспорта (особенно в странах с высоким уровнем ставок ввозных таможенных пошлин).

Программа освобождения от уплаты пошлин на товары, используемые при производстве экспортных товаров, предоставляет возможность избежать уплаты ввозных таможенных пошлин на товары, которые складируются, перерабатываются или используются в производстве других товаров, которые впоследствии экспортируются.

Еще одним важным инструментом поддержки экспорта являются кредитование и страхование экспортеров. Эта деятельность осуществляется, как правило, через экспортно-импортные банки. В настоящее время в мире действует порядка 85 экспортно-импортных банков, каждый из которых поддерживает отечественных производителей в конкурентной борьбе за покупателя на мировых рынках. Как правило, программы экспортно-импортного банка доступны всем компаниям независимо от их размера.

Важным условием развития экспорта национальной продукции является снижение барьеров и дискриминации при доступе на зарубежные рынки. Поэтому органы власти зарубежных стран стараются выявлять такие барьеры и работать над их устранением, в том числе используя механизмы двухсторонних и многосторонних торговых переговоров, включая переговоры на площадке Всемирной Торговой Организации.

Еще одним эффективным инструментом снижения тарифных и нетарифных барьеров при доступе на зарубежные рынки является заключение соглашений о зонах свободной торговли.