V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

V. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах
решения проблемы

При подготовке настоящей Концепции были проанализированы следующие 3 варианта стратегий преодоления последствий радиационного воздействия, используемых для разработки Программы:

стратегия минимизации расходования средств федерального бюджета;

стратегия обеспечения развития;

стратегия интенсивного решения проблем.

При реализации первого варианта (стратегия минимизации расходования средств федерального бюджета) основными задачами Программы являются:

принятие необходимых мер по осуществлению мониторинга радиационно-гигиенической ситуации;

наблюдение за состоянием здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию, определение групп радиационного риска по данным Регистра;

обеспечение деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями радиационного воздействия;

проведение информационно-пропагандистских мероприятий.

Целевые индикаторы и показатели реализации Программы по первому варианту представлены в приложении N 1.

Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета составит 3,2 млрд. рублей.

Однако этот вариант не создает предпосылок для достижения конечных целей государственной политики по реабилитации и возврату в сферу хозяйственной деятельности загрязненных территорий, улучшению качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, существенному сокращению доли населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, а также обеспечению условий для передачи решения приоритетных задач преодоления последствий радиационного воздействия после 2015 года на региональный уровень.

При реализации второго варианта (стратегия обеспечения развития) предполагается решение следующих приоритетных задач нормализации радиационно-гигиенической, социально-экономической и социально-психологической ситуации на территориях, подвергшихся радиационному воздействию:

реализация комплекса мероприятий по обеспечению условий радиационно безопасной жизнедеятельности населения и социально-экономического развития территорий, подвергшихся радиационному воздействию. В целях оптимизации расходования средств федерального бюджета реализация мероприятий концентрируется на наиболее загрязненных территориях (плотность радиоактивного загрязнения цезием-137 свыше 5 Ки/кв. км);

разработка и реализация комплекса мер в сфере охраны здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию. В целях оптимизации расходования средств федерального бюджета реализация комплекса мер в сфере здравоохранения будет направлена прежде всего на лиц, включенных в Регистр и входящих в группу риска по радиационному фактору;

организация эффективного безопасного использования земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда загрязненных территорий. В целях оптимизации расходования средств федерального бюджета реализация мероприятий по обеспечению возврата лесов и сельскохозяйственных угодий загрязненных территорий в хозяйственный оборот будет осуществляться для ограниченных участков, имеющих наибольшее значение для обеспечения безопасных условий жизнедеятельности и социально-экономического развития территорий, на остальных территориях будет осуществляться мониторинг радиационной обстановки, также будут подготовлены предложения по реализации региональных программ реабилитации и развития;

развитие систем комплексного мониторинга условий безопасного проживания на загрязненных территориях;

повышение готовности органов управления, сил и средств для действий на загрязненных территориях на основе совершенствования технической, технологической, методической и организационной базы;

реализация информационной политики по вопросам преодоления последствий радиационных аварий на основе развития системы информационных ресурсов по обеспечению радиационной безопасности населения.

Реализация второго варианта позволит оптимизировать расходование средств федерального бюджета и решить основные задачи преодоления последствий радиационных аварий. Целевые индикаторы и показатели реализации Программы по второму варианту представлены в приложении N 2.

Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета составит 8,4 млрд. рублей.

Третий вариант (стратегия интенсивного решения проблем) представляет собой развитие второго варианта в части увеличения объемов выполняемых работ по реабилитации загрязненных территорий (сельскохозяйственных угодий - в 3,8 раза, лесных - в 6,4 раза), развития инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения территорий, подвергшихся радиационному воздействию (от 2,7 до 4,5 раз), а также осуществления мер по сохранению здоровья населения (в 2,4 раза) с учетом перспективных потребностей регионов.

Целевые индикаторы и показатели реализации Программы по третьему варианту представлены в приложении N 3.

Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета составит 14,8 млрд. рублей.

Следует отметить, что более предпочтительным является второй вариант, в котором за счет концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях предусматривается обоснованность и оптимизация бюджетных расходов. Объемы финансирования Программы по второму варианту приведены в приложении N 4.

Программу предлагается реализовать в период 2011 - 2015 годов в 1 этап.