II. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

II. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, к числу приоритетных направлений отнесено принятие мер по обеспечению безопасности и комфортности среды проживания человека и разработки механизмов поэтапного приведения экологической ситуации в населенных пунктах в соответствие с нормативными требованиями.

Преодоление последствий радиационных аварий является приоритетной задачей социально-экономического развития Российской Федерации. Главным образом это связано с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., в результате которой подверглись радиоактивному загрязнению территории 14 субъектов Российской Федерации (Брянская, Калужская, Тульская, Орловская, Рязанская, Пензенская, Ленинградская, Ульяновская, Воронежская, Курская, Белгородская, Липецкая, Тамбовская области и Республика Мордовия). Радиационное воздействие на население оказали испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, затронувшие территории Алтайского края и Республики Алтай, авария в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросы радиоактивных отходов в реку Теча в период 1949 - 1956 годов, что привело к загрязнению территорий Челябинской, Свердловской и Курганской областей.

Обязательства Российской Федерации в отношении преодоления последствий радиационных аварий зафиксированы в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральном законе "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральном законе "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и Федеральном законе "О радиационной безопасности населения".

Актуальность решения задач преодоления последствий радиационных аварий и катастроф подтверждается резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 2007 г. "Укрепление международного сотрудничества и координации усилий в деле изучения, смягчения и минимизации последствий чернобыльской катастрофы".

В период 1991 - 2000 годов в результате реализации ряда программ по решению проблем преодоления последствий радиационного воздействия удалось в значительной мере нормализовать радиационно-гигиеническую обстановку на большинстве загрязненных территорий. Это было обеспечено в основном за счет проведения комплекса защитных и реабилитационных мероприятий в сельском хозяйстве (применение специальных технологий обработки почвы, внесение дополнительных доз минеральных удобрений, известкование и коренное улучшение сенокосно-пастбищных угодий, применение в животноводстве препаратов, поглощающих радиоцезий, и др.).

Исключение составляют территории Брянской, Калужской, Тульской, Орловской, Челябинской, Свердловской и Курганской областей, где неблагополучная радиационно-гигиеническая ситуация является серьезным тормозом социально-экономического развития.

На территории еще двух субъектов Российской Федерации (Алтайский край и Республика Алтай) остро стоят социальные проблемы, связанные с неадекватным восприятием последствий радиационного воздействия вследствие испытаний ядерного оружия и беспокойством за здоровье детей.

В настоящее время к зонам радиоактивного загрязнения отнесены территории общей площадью более 30 тыс. кв. км, на которых проживает около 1,6 млн. человек.

В целом долговременный характер и масштабы последствий радиационных аварий не позволяют говорить о полном решении всех проблемных социально значимых вопросов.

При наличии специфики каждой аварии они имели общие черты, определяемые следующими факторами:

наличие повышенных радиационных рисков и негативных последствий для здоровья населения;

загрязнение долгоживущими радионуклидами цезия и стронция с периодом полураспада около 30 лет, что негативно сказывается на радиационно-гигиенической ситуации (сверхнормативное загрязнение продукции сельского и лесного хозяйства радионуклидами);

наличие масштабов и неоднородности радиоактивного загрязнения территорий.

В этих условиях требуют продолжения работы, связанные с обеспечением безопасных условий проживания населения:

мониторинг радиационной обстановки и уточнение перечней населенных пунктов, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

повышение готовности органов управления и сил к действиям по минимизации последствий радиационных аварий на основе совершенствования технической, технологической, нормативно-методической и организационной базы;

развитие инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности, включая полный охват населения, проживающего на территориях, подвергшихся радиационному воздействию, устойчивыми источниками газоснабжения, водоснабжения и канализацией;

совершенствование системы радиационного контроля сельскохозяйственной продукции и лесных ресурсов промышленного, культурно-бытового и пищевого назначения на основе обязательной сертификации по радиационному признаку;

обеспечение населения, проживающего в зонах радиоактивного загрязнения, экологически чистыми продуктами питания.

Повышение эффективности мер по оказанию специализированной медицинской помощи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, должно быть обеспечено выполнением следующих работ:

совершенствование организационно-методического и аналитического обеспечения Регистра, а также медико-дозиметрических регистров и банков данных на федеральном и региональном уровнях;

разработка новейших технологий определения групп радиационного риска на основе международных стандартов и результатов прямых радиационно-эпидемиологических исследований, включая прогнозирование медицинских радиологических последствий;

внедрение системы и этапов оказания специализированной медицинской помощи населению территорий, подвергшемуся радиационному воздействию, в том числе детскому населению;

разработка и реализация комплекса мероприятий по оказанию адресной медицинской помощи в специализированных медицинских центрах, включая лиц, входящих в группы радиационного риска;

разработка методической документации по оказанию современной высокотехнологичной специализированной медицинской помощи населению при радиационных воздействиях.

В целях оптимизации мер социальной защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимо обеспечить поддержку деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями воздействия радиации.

Снижение уровня социальной напряженности на загрязненных территориях должно быть обеспечено комплексом информационных мероприятий по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, обеспечения свободного доступа к информации и повышения радиологической грамотности населения.

Федеральная целевая программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года" (далее - Программа) направлена на достижение следующих целей:

обеспечение необходимых условий безопасной жизнедеятельности и ведения хозяйства на территориях, подвергшихся радиационному воздействию;

завершение комплекса работ по преодолению последствий радиационных аварий на федеральном уровне, создание методической, технической и организационной базы для передачи дальнейшего решения проблем, связанных с загрязненными территориями, на региональный уровень.

Соответствие целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития подтверждается резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 2007 г. "Укрепление международного сотрудничества и координации усилий в деле изучения, смягчения и минимизации последствий чернобыльской катастрофы". В соответствии с указанной резолюцией подготовлен план действий ООН по реабилитации в зоне Чернобыля на период до 2016 года.

Цели Программы соответствуют Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, предусматривающей улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, существенное сокращение доли населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Реализация комплекса мероприятий Программы должна обеспечить:

повышение готовности органов управления и сил к решению задач преодоления последствий радиационных аварий;

улучшение состояния окружающей среды;

реабилитацию и возврат в сферу хозяйственной деятельности загрязненных территорий;

условия радиационно безопасной жизнедеятельности и медико-социальной защиты наиболее пострадавших категорий населения;

медицинскую помощь лицам с наибольшим риском реализации негативных последствий радиационного воздействия (группа риска);

содействие повышению уровня и качества жизни населения на основе создания условий для динамичного и устойчивого экономического роста территорий, подвергшихся радиационному воздействию.