7. Финансовые и страховые услуги

7. Финансовые и страховые услуги

Финансовыми услугами являются услуги по финансовому посредничеству и связанные с ним вспомогательные услуги, за исключением операций по страхованию и программ пенсионного обеспечения. К этим услугам относятся услуги, которые обычно предоставляются банками и другими финансовыми посредниками.

К страховым услугам относятся услуги страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также услуги страховых брокеров, связанные со страхованием и с перестрахованием.

Общая характеристика международного рынка финансовых
и страховых услуг

Мировой экспорт финансовых услуг составил 464 млрд. долларов США в 2017 году (8,8 процента глобального экспорта услуг). Этот рынок после 2010 года рос примерно на 5 процентов ежегодно, хотя в 2016 году отмечалась стагнация рынка, а также падение экспорта финансовых услуг американскими поставщиками и особенно заметно поставщиками из Содружества Независимых Государств (в случае Содружества Независимых Государств небольшое снижение продолжилось и в 2017 году). Устойчиво благоприятная динамика характерна для регионов Азии и Ближнего Востока.

Основная доля экспорта финансовых услуг приходится на Европу (56 процентов в 2017 году) и Северную Америку (25 процентов). Вклад Азии составляет 16 процентов, всех остальных регионов - 3 процента.

Мировой экспорт страховых услуг равнялся 126 млрд. долларов США в 2017 году (2,4 процента глобального экспорта услуг). Рост рынка после 2010 года умеренный, динамика противоречивая. Рост выше среднего отмечается в Азии, а также в Южной и Центральной Америке.

Главными регионами - экспортерами страховых услуг (2017 год) являются Европа - 56 процентов, в том числе Европейский союз - 48,4 процента, Северная Америка - 18 процентов, Азия - 15,5 процента, Ближний Восток - 6,6 процента.

Основные направления и перспективы развития мирового рынка
финансовых и страховых услуг

Перспективы развития международной торговли финансовыми и страховыми услугами в значительной степени определяются соотношением факторов стабильности и нестабильности в функционировании мирового финансового и страхового рынков, масштабами разворачивающихся в настоящее время торговых и санкционных войн, инициированных администрацией Соединенных Штатов Америки. Будущее международной торговли финансовыми и страховыми услугами тесно связано с процессами реформирования мировой финансовой системы, формированием новых финансовых центров и финансовых институтов в развивающемся мире, прогрессом новых финансовых продуктов и технологий (криптовалют, блокчейна, распределенных цифровых реестров) и их влиянием на глобальную финансовую архитектуру.

Важнейшей характерной чертой финансовых и страховых услуг является исключительно высокая степень их виртуализации и тяготения к обращению в цифровой среде. Поэтому будущее такой торговли сильно зависит от способности регуляторов выработать согласованные правила осуществления финансово-страховых операций.

Лидерами международной торговли финансовыми услугами сегодня являются страны Европейского союза (Федеративная Республика Германия, Великое Герцогство Люксембург и другие), Соединенные Штаты Америки, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Швейцарская Конфедерация, Республика Сингапур, Специальный административный район Гонконг, Япония.

В последнее десятилетие быстро развивается финансово-технологическая индустрия, в том числе в странах, которые не являются лидерами на рынке оказания финансовых услуг. Например, в лидерах экспорта финансово-технологических решений находятся такие государства, как Китайская Народная Республика, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Австралия. Динамично развивается финансово-технологическая индустрия в Соединенных Штатах Америки, Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Федеративной Республике Германия. Страны предоставляют проектам возможность тестировать свои продукты ("регуляторная песочница"), создают благоприятные регуляторные условия. Между финансовым регулятором и стартап-проектами устанавливается взаимодействие, в рамках которого компании могут тестировать свои продукты, не опасаясь нарушения финансового законодательства.

Российский экспорт финансовых и страховых услуг

Российский экспорт финансовых услуг составил 1,13 млрд. долларов США в 2017 году (около 2 процентов всего экспорта услуг). Почти 95 процентов приходилось на финансовые услуги, за которые взимается плата в явной форме. Уровень продаж финансовых услуг в 2017 году был на треть ниже досанкционного пика 2013 года и примерно соответствовал показателям 2015 - 2016 годов. Российский экспорт страховых услуг и услуг негосударственных пенсионных фондов составлял в 2017 году небольшую величину - 0,33 млрд. долларов США, или 0,6 процента суммарного экспорта услуг. На услуги прямого страхования приходилось 43,2 процента, перестрахования - почти 40 процентов, на вспомогательные услуги по страхованию - 17 процентов. Показатель по экспорту страховых услуг в 2017 году был почти вдвое (на 46 процентов) меньше пиковой величины 2015 года и в целом был самым низким за последние 10 лет.

В 2017 году крупнейшими рынками для российского экспорта финансовых услуг являлись Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (202,4 млн. долларов США), Республика Кипр (170,5 млн. долларов США), Соединенные Штаты Америки (139,5 млн. долларов США), Республика Белоруссия (86,5 млн. долларов США), Швейцарская Конфедерация (64 млн. долларов США). Крупнейшими рынками для российского экспорта услуг страхования и услуг негосударственных пенсионных фондов выступали Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (88 млн. долларов США), Республика Белоруссия (22,9 млн. долларов США), Республика Куба 17,5 млн. долларов США), Королевство Нидерландов (13,3 млн. долларов США), Объединенные Арабские Эмираты (11,8 млн. долларов США).

Перспективы развития российского экспорта финансовых
и страховых услуг

На мировом рынке финансовых услуг Российская Федерация имеет очень слабые позиции. Для Российской Федерации развитие экспорта финансовых и страховых услуг осложняется текущей политической ситуацией, введенными в отношении национального финансового сектора санкционными ограничениями. Экспорт финансовых услуг всегда связан с общим доверием к государству, где зарегистрировано лицо. Политическая и экономическая стабильность, обеспечение конфиденциальности финансовой информации, отсутствие санкционной политики в отношении сектора являются ключевыми факторами развития экспорта традиционных финансовых и страховых услуг.

В то же время Российская Федерация обладает существенным потенциалом развития IT-услуг в финансовом секторе. В условиях распространения финансовых технологий в мире, перехода финансовых компаний на новые решения Российская Федерация может занять лидирующее место в экспорте финансовых услуг, создавая инновационные продукты и решения. По данным компании Ernst&Young, проекты в сфере финансовых технологий в Российской Федерации ожидает существенный рост до 2035 года. Предполагается, что к этому времени свыше 96 процентов всех платежей в стране будет осуществляться с помощью инновационных сервисов, при этом прогнозируется рост международных платежей при поддержке таких сервисов на 67 процентов.

Кроме того, развитие экспорта финансовых услуг может быть достигнуто за счет развития рынка производных финансовых инструментов и развития операций торгового финансирования на международных рынках.

В экспорте финансовых и страховых услуг закладывается высокий рост, что обусловлено главным образом низкой исходной базой. Прогнозируемые среднегодовые темпы прироста в 2018 - 2025 годах для финансовых услуг составляют 9,7 процента, а для услуг страхования - 10 процентов. В соответствии с целевым сценарием объем экспорта финансовых и страховых услуг в 2025 году должен составить 2,95 млрд. долларов США, из них объем финансовых услуг - 2,18 млрд. долларов США, страховых услуг - 0,77 млн. долларов США.

С учетом прогноза экспорта финансовых услуг, текущей и прогнозной динамики импорта услуг за рубежом, а также условий доступа на рынки услуг перспективными странами - импортерами российских финансовых услуг являются Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Республика Кипр, Швейцарская Конфедерация, Королевство Нидерландов, Ирландия, Королевство Бельгия, Французская Республика, Федеративная Республика Германия, Великое Герцогство Люксембург, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Республика Корея, Специальный административный район Гонконг, Объединенные Арабские Эмираты.

С учетом прогноза экспорта страховых услуг, текущей и прогнозной динамики импорта услуг за рубежом, а также условий доступа на рынки услуг перспективными странами - импортерами российских услуг в сфере страхования являются Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Королевство Нидерландов, Федеративная Республика Германия, Французская Республика, Финляндская Республика, Ирландия, Республика Кипр, Швейцарская Конфедерация, Соединенные Штаты Америки, Объединенные Арабские Эмираты, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Турецкая Республика, Китайская Народная Республика, Республика Индия, Арабская Республика Египет.

Проблемы и барьеры для развития российского экспорта
финансовых и страховых услуг

Основные общесистемные проблемы развития экспорта финансовых и страховых услуг состоят в следующем:

не сформирован региональный финансовый центр, ориентированный на страны Евразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств вне Евразийского экономического союза;

не создана система биржевых площадок на территории Российской Федерации, торгующих ликвидными товарными активами за рубли;

недостаточный уровень интеграции финансовых рынков стран Евразийского экономического союза и уровень сотрудничества в финансово-банковской сфере в рамках Содружества Независимых Государств;

недостаточный уровень развития практики расчетов в национальных валютах с основными торгово-экономическими партнерами;

недостаточный уровень внедрения в деятельность финансового и страхового секторов современных цифровых технологий осуществления операций;

высокие затраты на внедрение инновационных технологий и недостаток квалифицированных кадров.

К специфическим проблемам развития экспорта финансовых и страховых услуг следует отнести:

отсутствие достаточного уровня развития рынка производных финансовых инструментов (развитие операций хеджирования, в том числе валютных рисков, использование альтернативных систем обмена финансовыми сообщениями);

отсутствие достаточного уровня развития торгового финансирования на международных рынках;

отсутствие достаточной инфраструктуры и регуляторики для развития проектов в сфере финансовых технологий, в том числе стандартов открытости деятельности банков;

отсутствие регуляторного поля для использования цифровых финансовых активов в торговле, развития финансирования конкретного проекта или предприятия за счет привлечения денег от большого числа людей через сеть "Интернет" (далее - краудфандинг);

отсутствие международных соглашений, обеспечивающих экспансию новых финансовых сервисов;

ограничение мотивации и возможностей страховщиков и потенциальных страхователей к заключению договоров страхования рисков неисполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), страхования ответственности экспедиторов, осуществляющих поставки на внешние рынки;

высокая нагрузка на капитал банков со стороны кредитов, выданных при условии наличия у заемщика-экспортера договора страхования экспортных кредитов.

Приоритетные меры по развитию экспорта финансовых
и страховых услуг

Приоритетными мерами по развитию экспорта финансовых и страховых услуг являются:

внесение изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе в целях развития торгов национальными валютами на организованных рынках государств-членов и обеспечение доступа к ним участников валютного рынка государств-членов;

обеспечение интеграции финансовых и страховых рынков на пространстве Евразийского экономического союза;

расширение возможностей российских страховщиков по осуществлению страхования рисков неисполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым контрактам;

расширение возможностей страхования ответственности нерезидентов, имущество которых находится за пределами территории Российской Федерации;

обеспечение возможности страхования ответственности экспедиторов, осуществляющих поставки на внешние рынки, в случае если услуги оказываются нерезидентам;

определение стандартов осуществления страхового покрытия риска неисполнения обязательств по экспортным контрактам, страхованию внешнеторговых грузов с учетом международных норм;

развитие программ субсидирования процентной ставки экспортных кредитов коммерческих банков и институтов развития (в целях увеличения предоставления экспортных кредитов нерезидентам);

уменьшение нагрузки на капитал банков со стороны кредитов, выданных при условии наличия у заемщика-экспортера договора страхования экспортных кредитов, заключенного с российским страховщиком в целях увеличения объема получения страховой премии;

упрощение процедуры открытия в уполномоченных банках рублевых счетов на имя финансовых институтов-нерезидентов, особенно в части постановки на учет нерезидентов в российских налоговых органах;

либерализация требований по репатриации валютной выручки и использованию счетов резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, модификация системы представления экспортерами подтверждающих документов и информации органам и агентам валютного контроля;

развитие рынка производных финансовых инструментов (развитие операций хеджирования, в том числе валютных рисков, использование альтернативных систем обмена финансовыми сообщениями);

развитие торгового финансирования на международных рынках;

создание инфраструктуры для развития проектов в сфере финансовых технологий;

реализация концепции внедрения открытых API, в том числе в целях развития экспорта финансовых услуг;

повышение экспортной конкурентоспособности российских платформ (краудфандинга).