11. Российский экспорт медицинских услуг

11. Российский экспорт медицинских услуг

В соответствии с индексом медицинского туризма в 2016 году Российская Федерация заняла 34 место по экспорту медицинских услуг в рейтинге из 41 страны, участвующей в медицинском туризме. Согласно индексу медицинского туризма (MTI) состояние здравоохранения в Российской Федерации оценивается как низкое. Требуется обеспечить конкурентоспособные цены на медицинские услуги, смягчить визовые правила для медицинских туристов, рекомендуется разработать стратегию, включающую меры по международной аккредитации медицинских учреждений с квалифицированными врачами и медицинским персоналом и современным медицинским оборудованием.

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, за 2016 и 2017 годы кратно возросло число иностранных пациентов в больницах (с 20 тыс. до более 110 тыс.), что позволило только в 2017 году лечебным учреждениям заработать около 250 млн. долларов США. Увеличилось количество медицинских организаций, аккредитованных Объединенной международной комиссией (к началу 2018 года было аккредитовано 2 организации, к началу 2019 года - 4 организации).

Стоит отметить, что в качестве медицинских туристов в Россию приезжают пациенты из следующих стран и регионов:

Содружества Независимых Государств, Юго-Восточной Азии (Китайская Народная Республика, Северная Корея, Социалистическая Республика Вьетнам), Ближнего Востока (Государство Израиль, Королевство Бахрейн), Европы (Федеративная Республика Германия, страны Балтии, Скандинавии) и других.

Перспективы развития российского экспорта медицинских услуг

В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" реализуется федеральный проект "Развитие экспорта медицинских услуг", включенный в структуру национального проекта "Здравоохранение", целью которого является увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в 4 раза по сравнению с 2017 годом (до 1 млрд. долларов США) на период до 2025 года. В рамках федерального проекта планируется увеличить число пролеченных иностранных граждан с 432 тыс. человек в 2018 году до 1200 тыс. человек к 2024 году.

К числу приоритетных направлений для экспорта медицинских услуг относятся кардиология, онкология, офтальмология, нейрохирургия. В целом на сегодняшний день медицинские услуги в Российской Федерации отличаются более низкими ценами по сравнению с лечением в Соединенных Штатах Америки, Германии, других западных странах, Израиле.

В Российской Федерации активно развиваются новые биомедицинские и информационные технологии. Например, технологии ядерной медицины, особенно для онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. При поддержке Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" ведутся работы по созданию сети центров ядерной медицины. Подобные центры планируется построить в нескольких регионах Российской Федерации. Планируется реализация проекта по строительству центра ядерной медицины в Малайзии, специализирующегося на диагностике и лечении онкологических заболеваний.

Значительные перспективы для Российской Федерации имеет оздоровительный медицинский туризм. Национальным проектом "Экология" предусмотрен специальный федеральный проект по развитию экологического туризма в национальных парках, предполагающий увеличение числа российских и иностранных граждан - посетителей таких парков - не менее чем на 4 млн. человек к 2025 году. Привлечению иностранцев будет способствовать создание санаторно-рекреационной инфраструктуры в непосредственной близости от этих парков.

Проблемы и барьеры для развития российского экспорта
медицинских услуг

Основные проблемы развития экспорта медицинских услуг в Российской Федерации состоят в следующем:

необходимость оказания финансовой помощи поставщикам медицинских услуг (например связанной с покрытием расходов на международную аккредитацию, сертификацию, участием в зарубежных выставках), консультационной помощи, помощи в рекламе и продвижении соответствующих услуг за рубежом;

наличие языковых барьеров;

неразвитость инфраструктуры для привлечения медицинских туристов;

наличие административных барьеров, связанных со сложностью получения визы на въезд в Россию для прохождения лечения;

устаревание материально-технической базы санаторно-курортного фонда.

Одной из проблем для привлечения медицинских туристов является наличие визового режима, а также сложность продления деловых виз в целях поездки по статье "лечение". Инструмент медицинских виз используется для стимулирования въездного туризма в ряде стран. Так, например в Индии, по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, в 2016 году доля виз в целях медицинского туризма составила 45 процентов всех полученных виз в эту страну.

В Российской Федерации сохраняется ряд барьеров, препятствующих повышению качества медицинских услуг. В частности, существует проблема устаревания медицинских технологий. По данным Центра стратегических разработок, во многих субъектах Российской Федерации радиотерапия недоступна или выполняется на устаревших малопроизводительных устройствах. Характерна также проблема дефицита квалифицированных специалистов. Указанные проблемы решаются в рамках национального проекта "Здравоохранение".

Существует проблема наличия языковых барьеров при оказании медицинских услуг, особенно растет спрос на французский, испанский, арабский и китайский языки. Стоит отметить, что расходы на переводчиков и преодоление языковых барьеров в среднем составляют 2 - 3 процента затрат иностранных пациентов.

В Российской Федерации отсутствует какая-либо обязательная сертификация или аккредитация медицинских учреждений на соответствие национальным или международным стандартам. Между тем за рубежом действует, например, система аккредитации и сертификации по международным стандартам JCI Объединенной международной комиссии. По причине высокой стоимости внедрения таких стандартов поставщики медицинских услуг нуждаются в финансовой помощи.

В Российской Федерации существуют проблемы развития телемедицины. Не установлены требования к телемедицинским услугам, ограничена возможность доступа иностранцев к российским телемедицинским услугам ввиду правил в отношении иностранных граждан в единой системе идентификации и аутентификации. Отсутствие системы электронных медицинских карт также является барьером для экспорта, поскольку такая карта служит и для вторичного использования данных в статистических и исследовательских целях, для мониторинга системы здравоохранения и повышения ее эффективности.

Низкая осведомленность за рубежом о предлагаемых в Российской Федерации медицинских услугах, действующих клиниках и специалистах затрудняет привлечение медицинских туристов. Эта проблема должна решаться, в том числе путем содействия участию поставщиков медицинских услуг в международных выставках, рекламному продвижению их продуктов.

В Российской Федерации существует проблема неразвитости инфраструктуры, связанной с трансфером больных с вокзалов и аэропортов, поиском и предоставлением жилья для сопровождающих, а также подбором сиделок для больных.

Врачи зачастую отказываются от лечения иностранных пациентов, так как боятся зарубежных судебных разбирательств и больших сумм компенсации при совершении врачебной ошибки. Зарубежные страны внедряют системы страхования профессиональной ответственности. Однако в Российской Федерации такое страхование является дорогостоящим, поэтому врачи практически не страхуют свою деятельность. Также существует проблема, связанная с тем, что медицинское страхование иностранных пациентов не покрывает стоимость их лечения за пределами страны.

Приоритетные направления и задачи по развитию экспорта
медицинских услуг

Увеличение экспорта медицинских услуг возможно за счет решения следующих задач:

преодоление языковых барьеров, в частности связанных с получением услуг на иностранном языке и обучением медицинского персонала;

оказание финансовой помощи экспортерам медицинских услуг, включая возмещение затрат на международную аккредитацию и сертификацию;

цифровизация медицинского сектора, связанная с оцифровкой медицинских карт, использованием больших данных, а также с развитием телемедицины;

продвижение российских поставщиков медицинских услуг и их продуктов за рубежом;

обновление устаревшего санаторно-курортного фонда;

преодоление административных барьеров, связанных с получением виз для медицинских целей;

решение вопроса трансграничного медицинского страхования.

Приоритетными мерами по развитию российского экспорта медицинских услуг являются:

обеспечение продления деловых виз в целях поездки "лечение" уполномоченными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации в упрощенном порядке по обращению принимающей организации на срок, достаточный для завершения лечения или обследования;

внесение изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего образования в части включения вопросов изучения и владения иностранным языком в сфере медицины. Необходимо внедрение стандарта по изучению иностранных языков в качестве общепрофессиональных и профессиональных компетенций во всех федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлениям подготовки специалитета, утверждаемым соответствующими приказами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, и по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре. Во все программы ординатуры, утверждаемые приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, необходимо внести изменения, установив иностранный язык (английский) в медицинской сфере как часть программы;

предоставление финансовой поддержки медицинским организациям для компенсации расходов на аккредитацию или сертификацию по международным стандартам JCI Объединенной международной комиссии и другим на лицензирование врачей, медицинских работников и (или) открытие представительств (кабинетов, центров) на территории других государств по отбору и направлению пациентов на лечение на территории Российской Федерации. Для получения финансовой поддержки медицинская организация может представлять такие документы, как бизнес-план, копии договоров на сертификацию, заключенных с центром аккредитации (сертификации). Рекомендуется проведение информационных кампаний акционерным обществом "Российский экспортный центр" для осведомления российских медицинских компаний о существовании стандартов международной аккредитации и требованиях, необходимых для прохождения аккредитации;

развитие экспорта телемедицинских услуг, решение вопроса доступа иностранных граждан к российским телемедицинским услугам. Необходимо принятие мер поддержки врачей, прибегающих к использованию телемедицинских технологий. Для стимулирования развития экспорта телемедицинских услуг акционерному обществу "Российский экспортный центр" необходимо обеспечить поддержку специализированных миссий в другие страны, например в страны Евразийского экономического союза, европейские страны, Социалистическую Республику Вьетнам, Китайскую Народную Республику, Республику Индию, для рекламы российских технологий телемедицины с возможностью заключения договоров между российскими компаниями и зарубежными поставщиками медицинских услуг;

принятие плана по строительству и модернизации инфраструктуры, включая развитие сети гостиниц, учреждений питания, транспортных организаций для осуществления трансфера, который направлен на увеличение притока иностранных пациентов, включать ведение документации и предоставление информации на иностранных языках, привлечение переводчиков и волонтеров для письменного и устного перевода;

создание специального сайта (раздела сайта) для медицинского туризма. На сайте представляется информация о видах услуг, поставщиках услуг, ценах, лечении, оздоровительных мероприятиях, размещении и питании для сопровождающих лиц, об оформлении документов для визы, о возможности страхования и другом. Сайт должен вестись на нескольких языках (английский, французский, арабский и китайский);

проведение информационной кампании по продвижению экспорта медицинских услуг сети торговых представительств Российской Федерации на территории государств, наиболее перспективных для экспорта медицинских услуг (страны Африки, Арабского региона, Юго-Восточной Азии и другие);

внедрение мер финансовой поддержки, таких, как гранты, субсидии, льготное кредитование, для медицинских организаций и субъектов малого и среднего предпринимательства, которые обеспечивают услуги транспорта, питание и гостиничное размещение для сопровождающих и пациентов. Главное условие финансирования состоит в организации въездного туризма;

разработка механизма финансирования участия в зарубежных выставках по медицинскому туризму для туроператоров, которые выполняют условия сотрудничества с медицинскими организациями;

реализация программ дополнительного профессионального образования и внедрение образовательных стандартов в сфере медицинского туризма. Включение сферы медицинского туризма в образовательный стандарт "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм", утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в частности, обучение по направлениям организации питания и проживания больных, общения с медицинским персоналом;

обновление санитарно-курортного фонда за счет налоговых льгот путем освобождения от налогообложения прибыли, инвестируемой организациями в закупку современного медицинского оборудования, в модернизацию существующих и строительство новых объектов;

принятие мер по обеспечению страхования профессиональной деятельности врачей, которые оказывают услуги в области медицинского туризма.