5. Динамика и структура российского экспорта услуг
Объем российского экспорта услуг в 2017 году составил 57,73 млрд. долларов США, что на 18 процентов меньше, чем в 2013 году. Девальвация рубля, санкции и экономическая рецессия в 2015 - 2016 годах привели к значительному падению доходов от продажи услуг нерезидентам.
Значение экспорта услуг для национальной экономики в настоящее время носит ограниченный характер, однако в текущем десятилетии демонстрирует тенденцию к росту. Доля услуг в общем объеме экспорта составляет 14 процентов (11 процентов в 2010 году) и 3,8 процента к валовому внутреннему продукту Российской Федерации (3 процента в начале 2010-х годов).
Около половины российского экспорта услуг фактически осуществляется на территории Российской Федерации в связи с большим объемом услуг международного транспортного транзита по статьям "поездки", строительство, переработка, техническое обслуживание и ремонт, а также деловых услуг, которые преимущественно связаны с деятельностью иностранных компаний на российском рынке. Это имеет важное значение для определения специфических механизмов, прежде всего регуляторных, поддержки отечественного экспорта услуг.
В отраслевой структуре российского экспорта услуг в 2017 году свыше 58 процентов приходилось на традиционные их виды - транспорт (34,3 процента), поездки (15,5 процента) и строительство (8,3 процента). Около 29 процентов составляли высокотехнологичные и интеллектуальные услуги, включая услуги по техническому обслуживанию и ремонту сложной техники, финансовые и страховые услуги - 3 процента, прочие услуги - 10 процентов.
Несмотря на низкую долю в мировом экспорте услуг, Российская Федерация имеет более прочные позиции в экспорте ряда традиционных видов услуг, включая строительство (4,8 процента, главным образом за счет оказания подрядных услуг иностранным застройщикам в Российской Федерации), транспорт (2,1 процента, при значительных объемах авиапассажирских перевозок и международного транзита), а также связанные с товарами услуги по переработке, техническому обслуживанию и ремонту (1,8 процента).
В географической структуре российского экспорта услуг в отличие от поставок несырьевых неэнергетических товаров значительно ниже доля Содружества Независимых Государств, меньше роль Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, но намного выше значение европейского рынка. Крупнейшими покупателями российских услуг по итогам 2015 - 2017 годов являются:
Швейцарская Конфедерация (доля в совокупном экспорте 6,4 процента);
Соединенные Штаты Америки (6,1 процента);
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (5,6 процента);
Федеративная Республика Германия (5,2 процента);
Республика Кипр (4,5 процента);
Французская Республика (4 процента);
Республика Казахстан (3,9 процента);
Китайская Народная Республика (3,7 процента);
Турецкая Республика (2,9 процента);
Королевство Нидерландов (2,7 процента);
Украина (2,5 процента);
Республика Белоруссия (2,5 процента).