5. Инфраструктура и логистическое обеспечение зернового комплекса

5. Инфраструктура и логистическое обеспечение
зернового комплекса

Объем мощностей хранения зерна в Российской Федерации в 2018 году составил 156,9 млн. тонн, из которых 89,2 млн. тонн (57 процентов) приходятся на сельскохозяйственных товаропроизводителей, 50 млн. тонн (32 процента) - на заготовительные организации, 17,7 млн. тонн (11 процентов) - на перерабатывающие организации.

В Российской Федерации с 2010 года наблюдается тенденция к увеличению ввода мощностей хранения зерна. Ввод новых мощностей хранения зерна более чем в 1,5 раза превышает выбытие существующих мощностей его хранения. При этом прирост мощностей хранения за счет строительства заготовительных предприятий существенно отстает от прироста мощностей перерабатывающих предприятий, занятых в том числе переработкой зерна на кормовые цели. По данным региональных органов управления агропромышленным комплексом, за 2016 - 2018 годы мощности хранения заготовительных предприятий остались на прежнем уровне, тогда как мощности хранения перерабатывающих предприятий выросли на 18 процентов.

С 2013 по 2018 год введены в эксплуатацию зернохранилища объемом около 36,5 млн. тонн единовременного хранения, где на заготовительные и перерабатывающие организации приходится 93,4 процента (34,1 млн. тонн) введенных в эксплуатацию мощностей хранения зерна и на сельскохозяйственные предприятия - 6,6 процента (2,4 млн. тонн).

Несмотря на то, что в 2018 году располагаемые объемы хранения зерна более чем на 38 процентов превышали показатели валового сбора зерновых и зернобобовых культур в стране, в сфере хранения зерна наблюдается ряд системных проблем. Наибольшая доля мощностей хранения зерна в общем объеме данных мощностей приходится на сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые располагают преимущественно хранилищами напольного хранения.

Из общего объема мощностей хранения в 2018 году современным требованиям в сфере хранения зерна отвечали около 60 процентов. При этом остальные мощности хранения применяются на практике преимущественно для краткосрочного хранения в период после сбора урожая, а потому не оказывают существенного негативного влияния на качество хранимого зерна. К 2035 году доля современных мощностей хранения зерна по прогнозу достигнет 70 процентов. Наиболее низкий процент современных мощностей хранения зерна в 2018 году наблюдался в Уральском (42 процента), Южном (49 процентов), Приволжском (57 процентов) и Сибирском (58 процентов) федеральных округах.

Размещение мощностей хранения зерна также не в полной мере соответствует текущим условиям производства и потребления зерновых и зернобобовых культур. На Центральный, Южный, Приволжский и Сибирский федеральные округа приходится две трети суммарного объема мощностей хранения зерна.

Совокупность этих проблем может приводить к росту транспортно-логистических издержек и снижению качества зерна, а также к снижению его конкурентоспособности на внешних рынках и удорожанию на внутреннем рынке. В связи с этим необходимым условием реализации Стратегии является качественная модернизация мощностей хранения зерна.

По данным участников рынка, в 2018 году участились случаи, когда автомобильные дороги интенсивно эксплуатируются с нарушением правил движения транспортных средств при перевозках зерновых сыпучих грузов и сельскохозяйственной продукции. Законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение правил движения транспортных средств при перевозках зерновых сыпучих грузов и сельскохозяйственной продукции не только грузоперевозчика, но и грузоотправителя.

В 2018 году основным видом транспорта для перевозок зерна между субъектами Российской Федерации для внутреннего потребления являлся автомобильный транспорт, на который пришлось примерно 86 процентов общего объема перевезенного между субъектами Российской Федерации зерна (38,8 млн. тонн в натуральном выражении). Остальной объем был перевезен в основном железнодорожным транспортом - 13 процентов (5,9 млн. тонн), внутренним водным транспортом - менее 1 процента (0,2 млн. тонн). В структуре перевозок из субъектов Российской Федерации на экспорт основная доля также приходится на автомобильный транспорт - 61 процент (33,2 млн. тонн), железнодорожный транспорт - 36 процентов (около 19,8 млн. тонн), на внутренний водный транспорт - 3 процента (1,9 млн. тонн).

Значительный объем экспорта зерна был отгружен портами Азово-Черноморского бассейна, на долю которых по итогам 2018 года приходится 81 процент всего экспорта зерна (44,6 млн. тонн), при этом доставка зерна до портов Азово-Черноморского бассейна автомобильным транспортом составила 31,1 млн. тонн, доставка железнодорожным транспортом - 13,5 млн. тонн.

Фундаментальные изменения экономической модели российского рынка зерна, связанные с его переориентацией с импортной на экспортную модель, выявили несоответствие создававшейся инфраструктуры рынка зерна и транспортной логистики растущим потребностям, в частности:

текущая суммарная мощность элеваторов в районах производства зерна, а также в непосредственной близости к транспортным узлам и выбытие старых мощностей хранения заготовительных предприятий могут привести к необходимости хранения больших объемов зерна в хранилищах сельскохозяйственных товаропроизводителей. Так, в 2018 году при росте суммарных мощностей хранения на 1 процент мощности хранения сельскохозяйственных товаропроизводителей выросли на 7,5 процента;

сезонная нехватка вагонов-зерновозов, их техническое несовершенство и нехватка локомотивов на станциях затрудняют обеспечение бесперебойной перевалки и отгрузки зерна в сезоны массовой перевозки;

использование автомобильного транспорта на значительных расстояниях становится экономически неэффективным из-за роста накладных расходов (стоимость горюче-смазочных материалов, затраты на оплату проезда по дорогам общего пользования);

несмотря на то, что в 2018 году объем перевозок зерна внутренним водным транспортом вырос практически в 1,5 раза по отношению к 2017 году, масштабное использование внутреннего водного транспорта затруднено вследствие обмеления ряда водных речных путей и высокой изношенности речных грузовых судов;

суммарные затраты на перемещение зерна из центров его производства в центры потребления и экспортные порты в настоящее время одни из самых высоких в мире. По экспертным оценкам, в стоимости реализуемого зерна при поставке его на корм для животноводства, промышленную переработку, пищевые цели и экспорт существенную часть составляют инфраструктурные и логистические затраты.