2. Развитие экспорта органической продукции

2. Развитие экспорта органической продукции

В настоящее время экспорт органической продукции осуществляется вне зависимости от того, получен ли российский сертификат соответствия. В связи с этим все меры поддержки должны распространяться на держателей иностранных сертификатов соответствия соответствующих стран-импортеров.

В рамках реализации Стратегии развитию экспорта органической продукции из Российской Федерации будет способствовать заключение межправительственных соглашений о взаимном признании сертификатов соответствия, выдаваемых странами - ключевыми импортерами такой продукции. С учетом жесткого санкционного режима страна сталкивается с существенным сокращением экспорта из-за внешнеторговых барьеров и отказа от импорта со стороны третьих стран, являющихся ключевыми покупателями. В связи с этим возможности взаимного признания сертификатов соответствия с государствами - членами Европейского союза, Соединенными Штатами Америки, Канадой, Японией и другими странами, которые ввели по отношению к Российской Федерации внешнеэкономические ограничения, в настоящее время видятся маловероятными (в ближайшие 3 - 4 года).

В связи с этим необходимо развивать российский экспорт на азиатский и ближневосточный рынки, где органическая продукция пользуется все большим спросом, в том числе в Китайскую Народную Республику.

С целью развития экспорта целесообразно развивать сертифицированную логистическую инфраструктуру, включая пункты погрузки (перевалки) органической продукции (порты, элеваторы, склады и т.д.).

Отдельное внимание будет уделяться развитию сегментов органических продуктов, обладающих перспективами на внешнем рынке, но совсем или почти не развитых в нашей стране (выращиваемые ягоды, в том числе черника, мед, микроводоросли, лекарственные травы, эфирные масла из трав).

Несмотря на то, что в настоящее время за рубежом пользуется спросом в основном непереработанная органическая продукция (сырье для переработки) из Российской Федерации, стратегическим приоритетом для страны становятся развитие переработки на своей территории и развитие экспорта продукции "второго" и "третьего" переделов.

Экспортно ориентированными станут кластеры, создаваемые в соответствии с положениями Стратегии в разных регионах Российской Федерации. Их создание нацелено на развитие "высоких переделов" органических продуктов для внутреннего и внешнего рынков. Другим ключевым элементом развития экспорта переработанной продукции станет настройка инструментов поддержки экспорта на работу по развитию каналов сбыта.

В качестве приоритетных мероприятий по расширению экспорта российской органической продукции можно выделить интеграцию поддержки экспортеров органических продуктов в федеральный проект "Экспорт продукции АПК" национального проекта "Международная кооперация и экспорт" в части:

государственной поддержки экспортно ориентированных сельскохозяйственных производителей органической продукции (льготное кредитование, программы лизинга, компенсация затрат на сертификацию и транспортировку продукции и т.д.);

проведения мероприятий по расширению доступа на зарубежные рынки и продвижению отечественной органической сельскохозяйственной продукции, в том числе специализированных выставок российских производителей органической продукции за рубежом, а также участия таких производителей в ведущих профильных выставках и других мероприятиях;

информационно-аналитической поддержки российских экспортеров органической продукции, изучения конъюнктуры рынков органических продуктов в зарубежных странах.

Частично мероприятия по поддержке экспорта органической продукции совместно с поддержкой экспорта продукции агропромышленного комплекса будут реализовываться через информационную систему "Одно окно", созданную на базе цифровой платформы акционерного общества "Российский экспортный центр". Указанная система, предоставляющая экспортеру онлайн-доступ из одной точки к государственным и иным услугам, сопровождающим выход компаний на экспорт, а также всему набору мер государственной поддержки, будет способствовать увеличению доступности мер поддержки и росту информированности экспортеров о ее существующих вариантах.