1. Снижение административного воздействия и эффективное регулирование
В настоящее время для производства органической продукции практически полностью отсутствует специальное регулирование, облегчающее деятельность производителей органической продукции и других игроков органической отрасли и раскрывающее положения Федерального закона "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В основном ко всем сертифицированным участникам органической отрасли применяются нормы, общие для всех сельскохозяйственных производителей, что не позволяет в полной мере реализовать положения указанного Федерального закона и приоритеты по развитию наиболее передовых секторов отрасли.
В качестве первоочередной меры необходимо разработать дополнительные формы обязательной статистической отчетности для создания механизма полного учета произведенной и реализованной органической продукции на внутреннем рынке Российской Федерации, присвоить коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности видам деятельности в сфере обращения (производства, транспортировки, хранения и реализации) органической продукции, сертифицированной в соответствии с отечественной системой сертификации и получившей иностранные сертификаты соответствия.
Для обеспечения прозрачной системы учета в настоящее время действует система двухмерных штриховых кодов (QR-кодов) идентификации сертифицированных производителей органической продукции.
Оптимизация обязательных требований в части органической
продукции, создание оптимальных условий для расширения
экспорта и внутреннего потребления российской органической
продукции, снижение административных издержек
В целях защиты прав потребителей и снижения доли оборота продукции, вводящей потребителей в заблуждение, необходимо внести изменения в Федеральный закон "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающие, что пищевая продукция, произведенная по стандартам производства органической продукции, должна маркироваться как "продукция органического производства". Это также обеспечит исполнимость обязательных требований технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" о том, что маркировка пищевой продукции должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей).
Также необходимо повысить прозрачность, сократить и оптимизировать обязательные требования в части органической продукции для стимулирования развития данного сектора сельскохозяйственного производства и уменьшения издержек предпринимателей.
Сокращение и актуализация обязательных требований, как закрепленных на уровне федерального законодательства, так и в подзаконных актах, позволят снизить издержки бизнеса на выполнение таких требований и снизить нагрузку на бюджетные организации, предоставляющие услуги, а главное - создать благоприятные условия для расширения экспорта и внутреннего потребления российской органической продукции.
Обеспечение взаимного признания российских сертификатов
соответствия и сертификатов соответствия стран - ведущих
экспортеров и импортеров органической продукции
В настоящее время большинство стран мира признают на внутреннем рынке 2 стандарта органической продукции - EU Organic Европейского союза и стандарт американской Национальной органической программы NOP Organic (USDA NOP). Страны, развивающие как внутренний рынок органической продукции, так и экспорт, разрабатывают собственные стандарты, а затем проходят процедуру взаимопризнания с Соединенными Штатами Америки или государствами - членами Европейского союза, по итогам которой стандарты признаются эквивалентными.
С учетом практики взаимопризнания 95 процентов всего мирового рынка органической продукции имеет хотя бы одну из 2 маркировок (EU Organic и NOP Organic) или их эквивалентов.
Экономический эффект от такого шага получают обе стороны: потребители видят на полках магазинов больше продукции, маркированной признанным знаком Organic, и постепенно привыкают отдавать предпочтение этому виду товаров. Зарубежная продукция стран - обладателей взаимопризнанных сертификатов в этом случае официально получает право находиться на "органических" полках в розничных онлайн- и офлайн-магазинах, маркированных знаком Organic. При этом импортной продукцией будут закрываться рыночные ниши, не занятые отечественными производителями. В свою очередь российские производители органической продукции выиграют конкуренцию за счет более низкой цены (отсутствие импортных пошлин и короткое логистическое плечо) и традиционного предпочтения потребителями локальной продукции. Доверие потребителя будет подкрепляться информационной и маркетинговой кампаниями в поддержку отечественной органической продукции.
Дополнительными преимуществами взаимного признания органических сертификатов станут расширение доступа российской органической продукции на зарубежные рынки и повышение доверия к российской органической продукции. Взаимное признание органических сертификатов служит одной из основных возможностей расширения присутствия российской переработанной продукции на ключевых зарубежных рынках органической продукции.
Для обеспечения международного признания российских сертификатов соответствия необходимо проведение следующих мероприятий:
проведение регуляторами заинтересованных сторон переговоров о заключении двусторонних межправительственных соглашений по взаимному признанию сертификатов соответствия производства органической продукции с иностранными государствами, не включенными в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 430-р;
аккредитация российских органов по сертификации продукции, выполняющих работы по добровольному подтверждению соответствия в области сертификации производства органической продукции в национальных системах аккредитации иностранных государств, не включенных в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 430-р.
Необходимо также завершить разработку и подписание соглашения о порядке признания в рамках Евразийского экономического союза продукции органической и проводить работу по включению международных и региональных (межгосударственных) стандартов в перечень стандартов органического производства Евразийского экономического союза.
Упрощенный порядок государственной регистрации органических
удобрений и биологических препаратов
В соответствии с Федеральным законом "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в органическом сельскохозяйственном производстве запрещено использование агрохимикатов и пестицидов, за исключением разрешенных к применению действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции.
Действующий межгосударственный стандарт ГОСТ 33980-2016 "Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации" содержит закрытый перечень разрешенных при производстве органических биоудобрений и биологических препаратов видов сырья и технологий.
Навоз, помет, подстилка, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных и входящие в перечень разрешенных при производстве органических биоудобрений и биологических препаратов видов сырья и технологий, в соответствии с Федеральным законом "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отнесены к побочным продуктам животноводства и не признаются агрохимикатами в случае непрохождения ими обработки и переработки и, соответственно, не подлежат государственной регистрации в качестве агрохимиката.
В соответствии с пунктом 4.5 предварительного национального стандарта Российской Федерации ПНСТ 540-2021 "Агенты биологической борьбы для органического сельского хозяйства. Общие технические условия" агенты биологической борьбы для органического сельского хозяйства должны быть внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, в качестве микробиологических и биологических пестицидов, прошедших государственную регистрацию в установленном порядке.
В целях упрощения процедуры государственной регистрации органических удобрений и биологических препаратов представляется целесообразным:
внести в представляемые на государственную регистрацию регламенты применения агентов биологической борьбы для органического сельского хозяйства информацию о соответствии ПНСТ 540-2021 "Агенты биологической борьбы для органического сельского хозяйства. Общие технические условия" с подтверждением. Введение данного требования сократит количество административных процедур при введении в обращение агентов биологической борьбы и снизит расходы производителей;
проработать возможность сокращения срока, в течение которого осуществляется регистрация пестицидов и агрохимикатов;
оптимизировать набор требований и процедур, обязательных для государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов, с целью повышения эффективности процесса регистрации и снижения административного воздействия на заявителей (разработчиков и изготовителей пестицидов и агрохимикатов).
Основным эффектом от реализации мероприятия по упрощению процедуры государственной регистрации органических удобрений и биологических препаратов станет увеличение числа производителей, зарегистрировавших производимую продукцию и выведших ее на российский рынок.
При применении побочных продуктов животноводства, а также в целом в ходе работы сертифицированных производителей органической продукции особое внимание будет уделяться соблюдению требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды в целях минимизации негативного воздействия на окружающую среду.