2. Развитие внутреннего потребительского рынка
По результатам проведенных в разных странах исследований в рамках Евразийского экономического союза сформирован возможный портрет наиболее активного (регулярного) и платежеспособного потребителя органической продукции, характеризующийся следующими общими чертами:
высокодоходные группы населения с высшим образованием;
проживают в городах;
заботятся о здоровом питании;
имеют малолетних детей;
хорошо осведомлены о качественных характеристиках и преимуществах органической продукции, однако в большинстве своем не понимают разницы между органической и экологической продукцией;
готовы переплачивать за органическую продукцию до 100 процентов по сравнению с традиционной продукцией;
как правило, не испытывают большого доверия к ритейлу, предпринимающему попытки организовать реализацию органической продукции.
Группы со средними доходами (так называемые периодические потребители, приобретающие органическую продукцию время от времени под влиянием обстоятельств) представляют собой сегмент с основным потенциалом роста для национального рынка органической продукции и могут стать регулярными потребителями при проведении информационной кампании, мотивирующей их обратить больше внимания на органическую продукцию, а также с появлением удобных каналов доставки органических продуктов "в один клик" или "у дома".
В случае если разница в ценах на традиционную и органическую продукцию остается в пределах 15 - 30 процентов, целевой сегмент потребителей значительно расширяется за счет массового покупателя, который не готов платить наценку за органический продукт свыше 20 - 30 процентов.
Значительная часть потребителей, покупающих продукты на рынках и ярмарках, в силу незнания того, чем отличается органическая продукция от обычной фермерской на рынках, считают себя потребителями экологически безопасной, чистой продукции.
С учетом изложенного в рамках Стратегии необходимо решить следующие главные задачи в контексте развития внутреннего потребления органической продукции:
создание экономической мотивации у производителей органической продукции и снижение уровня затрат на органическую продукцию;
повышение информированности потребителей о свойствах и преимуществах сертифицированной органической продукции, построение эффективных каналов коммуникации с потребителями и каналов продаж органических продуктов.
Ожидается, что уровень потребления органической продукции на человека к 2030 году в Российской Федерации увеличится до 12 евро на человека (расчетный курс 86 рублей за один евро), а среднемировой показатель потребления органической продукции на человека вырастет до 36 евро на человека. По некоторым экспертным оценкам, устойчивая группа с точки зрения потребления органических продуктов в Российской Федерации (регулярные покупки не менее раза в месяц) составляет не более 1 процента населения.
Рост внутреннего рынка органической продукции будет сопряжен с ростом доверия покупателя к органической сертификации, с его способностью выделить соответствующее обозначение на фоне других указателей на улучшенные качества продукции.
По данным опроса, проведенного в 2022 году Центром изучения потребительского поведения автономной некоммерческой организации "Российская система качества", 86 процентов жителей Российской Федерации в настоящее время стремятся к соблюдению правил здорового питания в повседневной жизни, 63 процента готовы платить больше за продукт, который полезнее для организма, а 52 процента - за продукты с безопасным составом. При этом 73 процента опрошенных считают, что натуральных и полезных продуктов сейчас меньше, чем необходимо.
Важную роль в развитии внутреннего рынка играет цена органического продукта на торговой полке. Если участникам данного сегмента аграрного рынка удастся добиться незначительной разницы в стоимости органической и неорганической продукции, как, например, в Финляндской Республике, где разница в стоимости, например, молока составляет около 15 процентов, то значительная доля городского населения купит органический продукт. Однако если этот показатель будет более 30 процентов, покупательская аудитория резко снизится. Тем не менее 10 процентов населения страны все же купят органический товар, который будет дороже обычного даже на 50 - 70 процентов.
В неблагоприятных для экспорта внешнеторговых условиях развитие внутреннего рынка становится ключевым направлением Стратегии, обеспечивающим рост органической отрасли.