5. Внутреннее потребление органической продукции

5. Внутреннее потребление органической продукции

В 2021 году потребление органической продукции в Российской Федерации составило 24,4 млрд. рублей, при этом до 80 процентов потребления приходится на крупные мегаполисы - гг. Москву и Санкт-Петербург. По экспертным оценкам, к 2030 году потребление продукции только в г. Москве может превысить 100 млрд. рублей, из которых около 15 процентов будет приходиться на молочную продукцию. Таким образом, роль главного мегаполиса страны как самого значимого потребителя органической продукции сохранится и в перспективе ближайших 10 лет.

По данным Федеральной службы государственной статистики за 2021 год, на долю органической продукции в Российской Федерации приходится 0,13 процента всего продовольственного рынка страны. Потенциал роста рынка будет складываться в том числе из количества сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые перешли на органическое сельское хозяйство. В свою очередь, число производителей органической продукции и темпы прироста рынка зависят во многом от уровня реальных располагаемых доходов населения.

Поддержку сегментам производства органической продукции, ориентированным на внутренний рынок, оказывает растущий спрос на локальную продукцию в Российской Федерации. Рост интереса к локальным брендам является глобальной тенденцией, которая в Российской Федерации получила специфическое преломление и ускорение из-за геополитических факторов и санкционных ограничений. В 2022 году, по предварительным данным, доля российской продукции в общем объеме потребления органической продукции выросла до 57 процентов с 37 процентов в 2021 году.

Проведенное автономной некоммерческой организацией "Российская система качества" в 2021 году исследование потребительских предпочтений россиян показало рост знания и доверия к маркировке органической продукции, причем российская маркировка является более известной, чем американская или европейская маркировка. С июня по декабрь 2021 г. доля россиян, которым известна российская маркировка органической продукции, увеличилась с 16 до 19 процентов, доверяет такой маркировке 71 процент граждан против 70 процентов в июне 2021 г. (на основе опроса 1500 респондентов). Маркировку "USDA Organic" (утверждена в Соединенных Штатах Америки) знают 14 процентов россиян (в июне 2021 года - 8 процентов), маркировку органической продукции стран Европейского союза - 9 процентов (в июне 2021 г. - 12 процентов). Доверяют маркировке "USDA Organic" 70 процентов россиян (в июне 2021 г. - 59 процентов), маркировке органической продукции стран Европейского союза - 67 процентов (в июне 2021 г. - 68 процентов).

Согласно данным опроса более половины (54 процента) опрошенных потребителей стараются выбирать продукты, произведенные в их регионе. В ходе исследования выявлено несколько причин популярности локальных брендов, во-первых, интерес к здоровому питанию, стремление покупать продукты, подвергшиеся меньшей обработке для длительного хранения и транспортировки (57 процентов предпочитающих локальные продукты отметили, что главное - это их свежесть), во-вторых, понятность, привычность и ностальгические мотивы на фоне усталости от импорта продукции в период 1990 - 2000 годов, в-третьих, рост значимости локальной идентичности - желание выделить свое пространство в контексте глобализации.

С учетом меняющихся предпочтений потребителей меняется и ситуация на рынке. Российские розничные сети открывают либо "уголки", либо "полки" локальной продукции. По некоторым группам товаров федеральные сети могут обеспечить только крупные поставщики, но для значительного ассортимента продукции полки занимают именно местные производители. Это прежде всего касается скоропортящихся продуктов - зелени, мясной и молочной продукции, рыбы. В условиях высокой конкуренции торговых сетей друг с другом одним из конкурентных преимуществ становится ширина ассортимента с наличием в нем местных и свежих товаров.

Согласно исследованиям в области маркетинговых исследований товаров, по данным приблизительно за 12 месяцев (с мая 2020 г. по апрель 2021 г.), до 40 процентов потребителей органической продукции в Российской Федерации представлены домохозяйками (приобретают для семьи и родных) и родителями (приобретают для своих детей). Просто приверженцев здорового образа жизни среди покупателей примерно третья часть. Потребителей органических продуктов по предписанию врача около 10 процентов и столько же составляет премиальный сегмент. Оставшиеся 5 процентов покупателей органической продукции следуют модным направлениям и поэтому становятся ее приверженцами. В 2007 - 2008 годах основным являлся премиальный сегмент, к которому принадлежало более 90 процентов покупателей. Можно сделать вывод, что целевая аудитория органической продукции сформировалась в такой структуре и в дальнейшем будет продолжать развиваться и трансформироваться. В результате исследований сделан вывод о том, что до 80 процентов убежденных приверженцев органической продукции в Российской Федерации покупают ее только у проверенных с их точки зрения производителей (что также сдерживает развитие рынка).

В структуре спроса на российскую органическую продукцию востребованными являются органические фрукты, овощи, зелень, молоко, молочная продукция, сыры и бакалея. Есть спрос на российскую органическую продукцию в узких сегментах - органическая алкогольная продукция (востребованы зерновые культуры, наценка на органическую пшеницу по сравнению с обычной пшеницей составляет от 45 до 100 процентов, на органическое просо - более 30 процентов), детское питание, рестораны, частные магазины органической продукции (востребованы зерновые культуры, сезонные овощи, фрукты, зелень), здоровое питание (востребована органическая соя).