7. Развитие культуры
Текущие сложности культуры и искусства обусловлены изменением структуры расселения, общей урбанизацией, сокращением числа малых и средних городов, а также поселков городского типа наряду с демографическими трендами и проблемами расселения (растущая дисперсность, мелкоселенность), что привело к катастрофическому несоответствию сетей социального обслуживания динамике расселения. Как следствие, усугубляется моноспециализация и асимметрия социокультурного развития, происходит усиление дифференциации социальных групп по степени их участия в культурной жизни и приобщенности к социокультурным благам в зависимости не только от места проживания, но и от уровня доходов. К тому же наблюдается резкая и не уменьшающаяся поляризация лидирующих (урбанизированных) и депрессивных (сельских) районов по уровню развития культуры.
В Уральском федеральном округе за последние 5 лет динамика обеспеченности учреждениями культуры остается положительной, несмотря на сокращение общего числа библиотек, детских школ искусств и учреждений культурно-досугового типа.
По отношению к социальным нормативам и нормам, одобренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р, на 1 января 2009 г. Уральский федеральный округ на 91 процент обеспечен театрами, на 87 процентов - культурно-досуговыми учреждениями, на 45 процентов - библиотеками, на 8 процентов - музеями, на 60 процентов - концертными организациями, на 16 процентов - парками культуры и отдыха, на 1 процент - цирками.
В Ямало-Ненецком автономном округе учреждения профессионального искусства отсутствуют, действуют только учреждения культурно-досугового типа. Более 27 процентов зданий требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии. Музеям требуются фондовые и экспозиционные площади, обновление сценического и другого специального оборудования культурно-досуговых учреждений, парка музыкальных инструментов.
Всего на территории Уральского федерального округа действует 465 детских школ искусств (капитального ремонта требуют 217 детских школ, в аварийном состоянии находятся 8 детских школ, в арендованных зданиях работают 55 детских школ), в том числе в сельской местности 109 детских школ искусств (капитального ремонта требуют 42 детские школы, в аварийном состоянии находятся 2 детские школы, в арендованных зданиях работают 12 детских школ). В них обучаются 128166 человек, что составляет 12,1 процента детского населения при среднем показателе по стране 11,7 процента, в том числе в сельской местности 14732 человека, что составляет 6 процентов при среднем показателе по стране 7,4 процента.
За последние 5 лет количество детских школ искусств сократилось на 34 школы, количество обучающихся в средних специальных учебных заведениях - на 443 человека.
Число обучающихся в средних специальных и высших учебных заведениях, реализующих программы среднего профессионального образования в 2009 году, составило 4 человека на 10 тыс. человек (в среднем по России - 4,8 человека). В 2005 году количество обучавшихся в образовательных учреждениях этого уровня на 10 тыс. человек составляло 4,3 человека (в среднем по России - 5,3 человека). При этом наблюдается тенденция увеличения количества обучающихся в вузах за прошедшие 10 лет в среднем на 30 процентов.
По данным статистической отчетности субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа, средняя заработная плата работников учреждений культуры по округу за первое полугодие 2010 г. составила 12019 рублей, или 50,46 процента средней заработной платы в целом по округу.
Стратегическими целями развития культуры и искусства являются создание условий для доступа к культурным ценностям и творческой реализации и усиление влияния культуры на процессы социальных преобразований и экономического развития Уральского федерального округа в целом и субъектов Российской Федерации, входящих в его состав. Для эффективного достижения поставленных целей в прогнозный период предполагается решить ряд следующих задач в области культурной политики:
модернизация и эффективное использование ресурсной базы отрасли культуры по основополагающим направлениям;
создание равного доступа к культурным ценностям населения различных территорий и разных этнических групп;
формирование единого информационного культурного пространства округа, его интеграция в общероссийское и мировое информационное сообщество;
совершенствование проведения мониторинга состояния памятников истории и культуры, в том числе паспортизации объектов культурного наследия, а также совершенствование системы сбора и анализа данных мониторинга объектов культурного наследия на всех территориальных уровнях;
использование памятников истории и культуры в современных условиях с целью их сохранения;
реализация мер, обеспечивающих достижение нормативного уровня пополнения и обновления библиотечных фондов, а также книгообеспеченности населения;
формирование единой региональной политики в области информатизации библиотечного дела и создания информационных ресурсов, в том числе развитие информационных функций сельских библиотек;
формирование системы комплектования музейных фондов, внедрение в музейную деятельность современных информационных систем, в частности электронных музейных библиотек, интерактивных тематических экспозиций, виртуальных тематических коллекций, компьютерных инсталляций и др.;
сохранение детских школ искусств как основы 3-ступенчатой системы образования в сфере культуры и искусства, а также расширение перечня образовательных программ подготовки и переподготовки кадров, реализуемых в вузах;
совершенствование подготовки и трудоустройства выпускников образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования культуры и искусства, и также поддержка творчески одаренной молодежи путем предоставления грантов и стипендий;
создание условий, обеспечивающих сохранение и восстановление разнообразных видов и форм традиционной народной культуры, определяющих самобытность культуры народов, проживающих на территории округа;
организация многофункциональных передвижных центров социальных услуг;
повышение инвестиционной привлекательности в сфере культуры на российском и международном уровнях;
последовательное формирование отношений социального партнерства государства, общества и учреждений культуры и искусства.
В результате выполнения указанных задач ожидается:
формирование полноценной инфраструктуры отрасли, соответствующей современным условиям жизни;
модернизация культурного обслуживания жителей села при сохранении историко-культурной среды территорий - мест формирования традиционной культуры;
сохранение культурного наследия, уникальных ресурсов культуры округа и их развитие с учетом традиционных особенностей и типовых черт, вовлечение культурного наследия и творческих ресурсов в социально-экономическую деятельность;
расширение участия внебюджетного сектора культуры в реализации государственной культурной политики и внедрение механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры;
повышение уровня заработной платы работников культуры;
адресная целевая поддержка социально значимых культурных инициатив, проектов и программ.