3. Миграционная политика
Структура социально-демографических и этнических групп населения в прогнозируемом периоде может претерпеть значительные изменения, связанные с миграционными процессами, которые напрямую зависят от экономических и социальных аспектов и тенденций развития Уральского федерального округа. Такие изменения повлекут за собой соответствующие преобразования во всех сферах деятельности общества, в том числе повлияют на социокультурную идентичность, а также на исторически обусловленные формы хозяйствования коренных народов.
В целях предотвращения негативных последствий возможного социокультурного и демографического преобразования общества необходимо обратить внимание на ряд ключевых проблем в этой области, как внутренних, так и внешних. С одной стороны, это неуклонный отток высококвалифицированных кадров, в большей степени связанный с недостаточным количеством рабочих мест, достойной заработной платой, наличием жилищных проблем, низким уровнем благоустройства жилья, а также недостаточно развитой социальной инфраструктурой и другими причинами. Отмечается также недоиспользование мер стимулирования притока высококвалифицированных кадров особенно рабочих и инженерных профессий в региональную экономику. С другой стороны, это значительный целевой приток иностранных граждан, преимущественно постсоветского пространства, которых отличает недостаточная информированность о законодательстве Российской Федерации, об историческом развитии, о богатых традициях и культурных особенностях России, а также отсутствие необходимой квалификации и уровня владения русским языком.
Перечисленные проблемы требуют проведения эффективной миграционной политики за счет использования современных организационных и экономических решений, создания стимулов и возможностей для притока населения.
Основной целью миграционной политики является приведение структуры миграционных потоков в соответствие с социально-экономическими потребностями Уральского федерального округа и отдельных регионов. В рамках ее достижения предполагается решить ряд ключевых задач, включая:
оптимизацию внутрирегиональных миграционных потоков;
создание административных и нормативных правовых условий для обеспечения межрегиональной мобильности рабочей силы и привлечения ее из других субъектов Российской Федерации;
привлечение высококвалифицированных граждан, как российских, так и иностранных, на основе реализации новых аспектов миграционной политики;
проведение работы по замещению российскими гражданами рабочих мест, на которые планируется привлечение иностранных работников;
оптимизацию размера квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности с учетом демографической ситуации в Уральском федеральном округе и возможностей по обустройству иностранных граждан;
гармонизацию структуры миграционных потоков с потребностями устойчивого социально-экономического развития округа и отдельных регионов, включая пресечение нелегальной миграции, разработку и реализацию программ эффективного миграционного замещения выбывающих из экономики трудовых ресурсов, социальную адаптацию и интеграцию иностранных граждан, укрепление толерантности, согласия, а также общественно-политической стабильности в регионе;
создание за рубежом сети информационно-аналитических центров, нацеленных на привлечение квалифицированных иностранных специалистов для обучения и стажировки в Уральском федеральном округе с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы, а также на стимулирование возвращения в макрорегион эмигрантов;
привлечение в Уральский федеральный округ квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших образовательных учреждений, на постоянное место жительства;
разработку и реализацию социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности макрорегиона;
формирование и внедрение специальных региональных и макрорегиональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу жителей Уральского федерального округа, а также для развития толерантности в отношениях между местным населением и представителями других стран в целях предотвращения социальных конфликтов;
создание благоприятной культурной среды для привлеченных в макрорегиональную экономику квалифицированных иностранных специалистов, включая содействие изданию специализированных средств массовой информации и коммуникации, объединению в клубы, представительству в общественных и молодежных организациях округа, а также формирование цивилизованных условий для труда и жизни мигрантов и защиту их гражданских прав.
В результате реализации инновационного сценария коэффициент миграционного прироста составит в 2015 году 18,1 на 10 тыс. населения, а к 2020 году - 32,9.