1. Общесистемные направления развития социальной сферы
Уральский федеральный округ отличается крайней дифференциацией в территориальном разрезе как по уровню развития социальной инфраструктуры, так и по социальным потребностям, причем возрастает риск усугубления подобной неоднородности и сложившихся диспропорций в прогнозный период. Так, например, демографическая динамика способна перепрофилировать нагрузку на системы здравоохранения, образования и социокультурного обслуживания, вследствие чего необходимо уже сейчас переструктурировать их в направлении развития стационарных объектов в южных регионах округа и мобильных, дистанционных средств и средств оказания услуг - в северных районах, что приведет их в соответствие с реальными и прогнозируемыми условиями функционирования.
Нерегулируемые изменения в системе расселения, начавшиеся с 90-х годов и выражающиеся, в частности, в обезлюдении территорий, опустении малых населенных пунктов, отдаленных от районных и местных центров, эрозии социальных и инженерных инфраструктур, в целом привели к тому, что социальная и территориальная доступность в социальной сфере резко снизилась. Такое положение вещей в первую очередь препятствует гармонизации социокультурного развития.
Аналогичная ситуация наблюдается и на макрорегиональном рынке труда. Доля незанятого населения в трудоизбыточных регионах постоянно возрастает, при этом наблюдается дефицит кадров всех специальностей в трудонедостаточных районах. Такая ситуация создает определенные сложности для осуществления масштабных комплексных межрегиональных проектов типа "Урал Промышленный - Урал Полярный".
Демографическая динамика свидетельствует о неминуемом сокращении экономически активного населения Уральского федерального округа, что порождает практически безальтернативную тенденцию привлечения трудовых мигрантов в округ. Прогнозируемые миграционные потоки из государств - участников Содружества Независимых Государств, Кореи и Китая, усугубление нерегулируемой миграции (включая трудовую, транзитную миграцию и нелегальные перемещения) из-за рубежа малоквалифицированной рабочей силы способны изменить внутреннюю этническую и конфессиональную структуру на региональном уровне, размыть социокультурную идентичность населения, в том числе самобытность коренных народов.
Обострение в период преодоления негативных последствий глобального финансового и экономического кризиса 2008 - 2010 годов проблем износа основных фондов социальной сферы порождает инфраструктурные ограничения роста. Неэффективность деятельности социальной сферы и износ материально-технической базы социальных инфраструктур в регионах Урала приводят к низкому уровню благосостояния населения и снижению качества жизни, что препятствует развитию человеческого капитала. К тому же невысокая заработная плата в производственном звене, отсутствие стабильных условий труда и необоснованно низкий уровень страхования деятельности работников социальной сферы способствуют снижению мотивации и, как следствие, перетоку работников социальной сферы в другие сектора экономики.
Совершенно особую проблему представляет собой острейшая необходимость улучшения качества жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, их дальнейшая интеграция в политическую, экономическую, культурную и научную среду Российской Федерации, поддержание этноформирующих видов деятельности в интересах сохранения исконного уклада жизни и традиционных промыслов.
Основные общесистемные проблемы развития социальной сферы Уральского федерального округа обусловлены:
негативными последствиями мирового финансового и экономического кризиса;
миграционным оттоком трудоспособного населения, опасностью "демографической ямы" в период с 2015 по 2020 год;
десинхронизацией 2 рынков - труда и образовательных услуг, необеспеченностью перспективных инвестиционных проектов кадрами высокой квалификации, особенно инженерных и рабочих профессий;
резкой отраслевой (профессиональной) и территориальной дифференциацией населения по уровню жизни (эта проблема распадается на 3 составляющие - неприемлемо высокая социальная поляризация и увеличение асимметрии в социально-экономическом росте между "центрами" регионов и их "перифериями", промышленными и непромышленными районами, нарастание различий в доходах населения, занятого в различных секторах экономики, усугубление структурного дисбаланса по степени и приоритетам развития между отдельными направлениями социокультурной политики, углубление отставания уровня оплаты труда работников социальной сферы от средней по экономике, а тем более по промышленности);
возрастанием инфраструктурных ограничений социального роста, снижением его качества вследствие недостаточности или отсутствия заделов в области инновационного перевооружения социальной сферы.
На решение ключевых проблем нацелены основные направления социального развития Уральского федерального округа общесистемного характера. Среди них выделяются:
использование конкурентных преимуществ экономики и социальной сферы регионов Урала;
формирование единого межрегионального социокультурного пространства с участием регионов Урала;
широкое использование программно-целевого метода управления социальным развитием;
привлечение к реализации социокультурной политики Уральского федерального округа на регулярной основе представителей промышленности и социальной сферы, деловых кругов, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (профсоюзы, региональные общественные палаты, неправительственные объединения и др.);
поощрение социальной ответственности бюджетоформирующих предприятий, их участия в выработке социальной политики и реализации социально значимых проектов;
внедрение гибких моделей сетевого взаимодействия учреждений культуры, образования, спорта и социального обслуживания;
обеспечение строительства значимых объектов социально-культурного назначения;
введение механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства;
поощрение деловой активности в социальной сфере, в том числе развитие системы региональных благотворительных, инвестиционных и венчурных фондов в социальной сфере;
рационализация размещения опорного каркаса сети бюджетных учреждений, повышение их хозяйственной и финансовой самостоятельности за счет преобразования части из них в автономные учреждения или государственные (муниципальные) некоммерческие организации, работающие на принципах ответственного финансового менеджмента;
повышение психологической мотивации в реализации социальной политики на принципах соучастия среди различных слоев общества, в том числе активная пропаганда в федеральных и региональных средствах массовой информации и коммуникации принципов, целей и задач социокультурной политики;
формирование (с привлечением региональных общественных палат и других институтов гражданского общества) открытого социального информационно-психологического пространства при соблюдении баланса индивидуальных, общественных и государственных интересов в информационной сфере;
организация и проведение целевых пиар-кампаний, направленных на широкое общественное обсуждение и популяризацию крупных социально-значимых проектов в целях повышения престижа социальных профессий и создания положительного психологического фона в обществе;
широкая популяризация на региональном уровне крупных социальных проектов и вовлечение в обсуждение хода их реализации и достигнутых успехов различных активных слоев населения, а также легальных и немаргинальных общественных объединений и групп;
поощрение и полномасштабное содействие объединению (на основе осознания и защиты своих интересов) населения в общественные организации (профсоюзы, партии, движения, ассоциации и так далее), придерживающиеся легальных форм деятельности, а также подключение их к процессам управления социокультурной политикой;
разработка и внедрение механизмов, стимулирующих формирование или ротацию региональных элит и привлечение активных заинтересованных слоев населения к процессам управления социокультурной политикой;
создание стабильных условий труда;
разработка и реализация системы мер неэкономического стимулирования работников социальной сферы;
сокращение уровня смертности и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками, а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.