5. Машиностроительный комплекс
Машиностроение является одним из базовых отраслевых комплексов в промышленности Уральского федерального округа.
В настоящее время наиболее развито на Урале производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, а также производство транспортных средств. В структуре промышленного производства Уральского федерального округа на долю указанных видов деятельности приходится 5,5 процента (в структуре обрабатывающих производств - 13,5 процента).
В территориальной структуре машиностроения Уральского федерального округа ключевые позиции занимают Свердловская и Челябинская области.
Для машиностроительного комплекса Свердловской области характерна большая доля металлоемких производств, обусловленная размещением на Урале отраслей мощной металлургической промышленности, потребляющих крупногабаритную и многотоннажную технику. Важной отраслью машиностроения области является транспортное машиностроение, в том числе вагоностроение. Крупнейшее предприятие этого профиля, расположенное в г. Нижний Тагил, специализируется на изготовлении вагонов большой грузоподъемности по перевозке руды, угля и других навалочных грузов. В области организовано серийное производство электровозов нового поколения, основанное на тесной кооперации российских предприятий, а также производство трамваев. Сформировалась и устойчиво функционирует такая новая отрасль промышленности, как медицинское машиностроение. В масштабах Уральского федерального округа и всей страны заметное место занимает энергетическое и электротехническое машиностроение.
В Свердловской области также широко представлены сложные, наукоемкие производства машиностроения главным образом оборонно-промышленные (авиационная, ракетно-космическая, средства связи, радиопромышленность и другие отрасли). Гражданское машиностроение представлено станкостроением, приборостроением и другими видами производства.
В Челябинской области развито прежде всего тяжелое машиностроение, производятся тракторы (93 процента общероссийского производства), бульдозеры (более 80 процентов) и грузовые автомобили (около 8 процентов). Значительное развитие получило производство электродвигателей малой мощности, продукции приборостроения, часов и ряда других видов машиностроительной продукции.
В Тюменской области машиностроение представлено отдельными предприятиями нефтепромыслового и сельскохозяйственного машиностроения, автомобильной, авиационной и электротехнической промышленности, судостроения и приборостроения.
В Курганской области развито машиностроение оборонно-промышленного комплекса, химическое машиностроение, приборостроение, производство мостовых металлоконструкций, машин и оборудования, пожарного и специального оборудования, а также трубопроводной арматуры.
Вместе с тем сдерживают развитие машиностроительного комплекса Уральского федерального округа следующие основные факторы:
недостаточная загрузка мощностей машиностроительного комплекса. До 1991 года машиностроительные предприятия округа были ориентированы на нужды топливно-энергетического комплекса Западной Сибири и добывающих отраслей других регионов страны. Начиная с 90-х годов XX века нарастали процессы выбытия предприятий машиностроительного комплекса Урала из кооперации с предприятиями топливно-энергетического комплекса и металлургии;
слабая работа в области диверсификации и специализации производства;
недостаточно высокий уровень конкурентоспособности продукции машиностроения с позиций качества, надежности и ценовых показателей, а также ориентация на выпуск ранее освоенных моделей;
неблагоприятное финансовое положение предприятий машиностроительного комплекса.
В среднем по округу более 30 процентов предприятий машиностроения убыточны, поэтому они не в состоянии осуществлять модернизацию производства и внедрять новые конкурентоспособные образцы продукции. Более 60 процентов основных фондов отрасли исчерпали свой эксплуатационный ресурс. Инновационные вложения в модернизацию производства машиностроительных предприятий крайне низкие. В последние годы машиностроение получало около 2 процентов общего объема ежегодных инвестиций в основной капитал предприятий Уральского федерального округа.
Эти факторы влияют на снижение качества продукции и производительности труда, ведут к росту брака, ограничению технологических возможностей предприятий, росту затрат в производстве, экологическим потерям и в конечном итоге к существенному снижению конкурентоспособности машиностроительной продукции, выпускаемой предприятиями Уральского федерального округа. Практически на всех рынках машиностроительной продукции наблюдается экспансия импорта.
Особо в машиностроительном комплексе Уральского федерального округа выделяется проблема средних и малых предприятий, многие из которых являются градообразующими и находятся, как правило, в более сложном финансовом и технико-технологическом положении, нежели крупные.
Несмотря на современное достаточно сложное состояние машиностроения Уральского федерального округа, в отрасли присутствует целый ряд оптимистических примеров инвестиционной деятельности предприятий по освоению и выпуску новых, востребованных рынком видов продукции. Среди них можно отметить следующие примеры:
в Свердловской области осуществлена разработка и начато производство нового универсально-пропашного трактора мощностью 160 лошадиных сил. В настоящее время разрабатывается программа по выпуску 5 тыс. тракторов. Разработаны и проходят испытания машины для уборки пляжей, ведется подготовка серийного производства погрузчиков универсальных малогабаритных ПУМ-600 и ПУМ-1250, изготавливается опытный образец шахтного погрузчика грузоподъемностью 6 тонн;
в г. Челябинске реализуется инвестиционный проект по организации эффективного производства корпусов бортовых фрикционов тракторов Т-10 и Т-12;
в Тюменской области реализуется проект организации производства оборудования и комплектующих для нефтедобычи. В рамках проекта завершено строительство завода по производству электропогружных центробежных насосов и строительство завода по производству комплектующих для перфораторного оборудования;
в Курганской области организуется производство буровых машин и оборудования для выполнения фундаментных работ. Создается новое производство трубопроводной арматуры на основе последних достижений в области конструкций, материалов, технологий, способов управления и логистики с целью освоения растущего российского рынка потребления трубопроводной арматуры с объемом производства 1,6 - 1,7 млрд. рублей в год.
Анализ выпуска машиностроительной продукции позволяет сделать вывод о том, что по некоторым основным ее видам Уральский федеральный округ теряет свои традиционные рынки. В то же время в отношении влияния институциональных факторов на развитие отрасли необходимо отметить, что вхождение машиностроительных предприятий в состав вертикально интегрированных холдинговых структур в основном оказывает положительное влияние на финансово-экономическое положение предприятий и способствует повышению уровня фактических инвестиций и инвестиционной активности комплекса в целом. Однако на инновационную деятельность на предприятиях машиностроительного комплекса Урала расходуется недостаточно средств.
Основной целью развития машиностроения Уральского федерального округа является его инновационное развитие с темпами роста не ниже 10 процентов в год и опережающим обновлением технологической базы, решением проблемы подготовки профессиональных кадров и проведением прогрессивной амортизационной политики.
Достижение указанной цели возможно только при условии приоритетного и быстрого обновления и модернизации его производственной инфраструктуры, активизации инвестиционно-инновационной деятельности, институциональных и инфраструктурных преобразований. В кратчайшие сроки необходимо восстановить и развить до высокотехнологичного уровня отрасль, отстающую от аналогичных отраслей в развитых странах на целый технологический уклад, или как минимум на 30 лет.
Для достижения целей, поставленных перед машиностроительным комплексом Уральского федерального округа предстоит решить следующие основные задачи:
техническое перевооружение и производственно-технологическая реструктуризация предприятий отрасли;
обновление и модернизация парка технологического оборудования;
диверсификация машиностроительного производства и расширение номенклатуры выпускаемой продукции;
сохранение и развитие научно-технического потенциала;
развитие производств, осуществляющих разработку и внедрение импортозамещающих технологий, а также проведение политики импортозамещения;
проведение активной энергосберегающей политики и осуществление мероприятий по снижению прямых затрат;
повышение производительности труда;
переход от стратегии выпуска единых серий и параметрических рядов машиностроительной продукции к стратегии преимущественного выпуска комплектного оборудования, что приводит к расширению функции обслуживания потребителя;
увеличение экспортной составляющей в реализации продукции машиностроения;
повышение эффективности системы сбыта на машиностроительных предприятиях;
улучшение инвестиционного климата в машиностроении и активизация инвестиционных потоков долгосрочного характера;
поддержание и дальнейшее развитие сети региональных технопарков, а также содействие развитию особых экономических зон;
расширение объемов деятельности специализированных технологических центров;
обеспечение создания и поддержание работы узкоспециализированных малых и инновационных предприятий;
всестороннее развитие предприятий машиностроения на основе внутрирегиональной отраслевой и межотраслевой кооперации (включая принятие законодательных мер), а также содействие процессам внешней кооперации между предприятиями.
В совокупности решение указанных задач позволит также существенно повысить экологическую безопасность и качество окружающей среды на предприятиях отрасли.
Только инновационный подход в рамках инновационного сценария способен обеспечить структуризацию и восстановление машиностроения округа на высокотехнологичной основе.
Развитие машиностроения Уральского федерального округа будет осуществляться в 2 этапа.
На 1-м этапе (до 2015 года) развития машиностроения предусматривается сосредоточить усилия для более эффективной адаптации предприятий машиностроения к специфике рыночной экономической среды в рамках дальнейшего проведения мероприятий по реструктуризации, техническому перевооружению производства, а также внедрению новейших технологий, в том числе посредством облегчения доступа к инвестиционным кредитам.
Предполагается максимально возможное направление на цели технического перевооружения, модернизации и создания новых производственных мощностей в машиностроении собственных средств предприятий.
При этом основную часть инвестиционных потоков предполагается направить на развитие предприятий с высокотехнологичным производством, занимающихся разработкой и постановкой на производство новых прогрессивных образцов продукции. Параллельно целесообразно продолжить проведение комплекса мероприятий по совершенствованию территориальной организации производства в Уральском федеральном округе (первоначально - в рамках создания специализированных и узкоспециализированных производств наиболее широко востребованной продукции). Кроме того, необходимо расширить перечень специализированных предприятий ремонтного профиля, обеспечивающих мелкий, средний и капитальный виды ремонта станочного парка предприятий округа и других широко представленных видов технологического оборудования. Все это позволит постепенно повышать уровень специализации и кооперации машиностроительного производства, его эффективность и конкурентоспособность. Таким образом, указанные процессы позволят в постепенном, эволюционном порядке оптимизировать структуру машиностроительных предприятий, а также подотраслевую структуру машиностроения округа.
На 2-м этапе (2015 - 2020 годы) развития машиностроения целесообразно продолжить работы по созданию новых, а также по реконструкции, модернизации и реструктуризации существующих предприятий. Их деятельность должна быть направлена на создание конкурентоспособных высокотехнологичных производств, обеспечивая массовый переход на выпуск продукции нового технологического уклада. Приоритетное внимание будет уделено развитию машиностроительных предприятий, ориентированных на удовлетворение платежеспособного спроса в рамках топливно-энергетического комплекса, металлургии и транспортной сферы Уральского федерального округа.
Отдельно следует отметить, что при реализации проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" опережающими темпами будут развиваться подотрасли транспортного, горно-шахтного и горнодобывающего оборудования, оборудования для топливно-энергетического комплекса и металлургического производства. Совершенствование территориальной организации машиностроительного производства требуется осуществлять по ряду направлений. Во-первых, в рамках увеличения объемов специализированного производства более широкой номенклатуры общемашиностроительной продукции. Во-вторых, на основе создания новых специализированных ремонтных производств, а также диверсификации уже имеющихся.
В период до 2020 года необходимо продолжить системно-инновационное развитие машиностроения Уральского федерального округа на основе дальнейшей активизации процессов, обеспечивающих достижение мирового уровня конкурентоспособности, активного использования имеющихся и создания новых конкурентных преимуществ. Целесообразно продолжить процессы развития машиностроительных кластеров на территории округа. Кроме того, необходимо продолжить развитие промышленных агломераций, в том числе с центрами в крупных промышленных городах. В этих условиях высокотехнологичные машиностроительные производства будут выступать в качестве катализаторов развития смежных менее технологичных немашиностроительных производств.
Для решения проблем развития малых и средних предприятий машиностроения кроме принятия мер, относящихся ко всему машиностроительному комплексу, необходимо обеспечить также реализацию мер в институционально-инфраструктурной сфере. К ним относятся в первую очередь следующие меры:
содействие процессам вхождения малых и средних машиностроительных предприятий в вертикально интегрированные структуры (в том числе в смежных отраслях промышленности), а также привлечение крупного капитала в эти структуры;
формирование института эффективной собственности в машиностроительном комплексе;
всестороннее развитие производств на основе внутрирегиональной отраслевой и межотраслевой кооперации (включая принятие законодательных мер), содействие процессам внешней кооперации между предприятиями;
развитие сети специализированных технологических центров преимущественно на основе малых и средних предприятий;
участие в формировании технологических платформ, направленных в том числе на развитие инновационных производств в обрабатывающих секторах экономики;
создание необходимой информационной инфраструктуры;
проведение производственно-технологического мониторинга и оценки состояния промышленных предприятий, промышленных площадок и промышленных зон;
организация сектора промышленного сервиса (техническое обслуживание, ремонт основных средств, инструментальное обеспечение предприятий);
антимонопольное регулирование создаваемых субъектов производственной инфраструктуры;
разработка и внедрение региональных механизмов управления и контроля, обеспечивающих эффективное решение проблем развития малых и средних предприятий машиностроения округа.
Машиностроительный комплекс Уральского федерального округа обладает значительным потенциалом развития как в сфере производства массовой продукции, ориентированной на внешний и внутренний рынки, так и в сфере уникального и высокотехнологичного производства.
Реализация этого потенциала позволит достичь к 2020 году, по экспертным оценкам, увеличения доли инновационной продукции в общем объеме производства до 30 - 40 процентов при росте производительности труда в 1,5 - 1,7 раза.