5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа
Сценарии долгосрочного развития Уральского федерального округа разработаны на основе стратегических ориентиров и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, предусмотренных Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, а также прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. Стратегическим ориентиром социально-экономического развития Российской Федерации, определенным в указанной Концепции, является переход к инновационной, социально ориентированной модели экономического роста страны в долгосрочной перспективе. Экономический кризис не изменил глобальных приоритетов развития страны и общего вектора в сторону усиления инновационных факторов, однако сказался на количественных параметрах развития, прежде всего в среднесрочной перспективе.
При разработке сценариев долгосрочного развития Уральского федерального округа учтены изменения инвестиционных возможностей государства и коммерческого сектора экономики, изменения относительной конкурентоспособности отдельных секторов экономики, сроков реализации крупных инвестиционных проектов и их эффективности, снижение реальных доходов населения и государственных расходов на социальные программы.
Социально-экономическое развитие Урала в долгосрочной перспективе определяется:
эффективностью исполнения комплексного инвестиционного проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный";
масштабами и динамикой освоения богатейших природных ресурсов округа, прежде всего запасов нефти в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и газа в Ямало-Ненецком автономном округе, а также развитием природно-ресурсной базы Полярного и Приполярного Урала;
интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда промышленных центров Урала;
развитием транспортной и энергетической инфраструктуры, обеспечивающей новые возможности освоения природных ресурсов федерального округа;
решением социальных проблем Уральского федерального округа, развитием человеческого капитала как основного фактора, формирующего модель перспективного развития региона;
развитием инновационного сектора экономики, реализацией высокого научного и образовательного потенциала Урала;
диверсификацией традиционной промышленной и институциональной структуры производства, эффективным развитием непромышленных отраслей, повышением роли в экономике малого предпринимательства;
интеграцией экономики Уральского федерального округа в евроазиатское экономическое пространство, развитием интеграционных процессов, а также повышением связности экономического пространства;
изменениями распределения доходов между различными уровнями бюджетной системы, что особенно актуально для нефтегазодобывающих регионов, источники перспективного роста которых находятся в сильной зависимости от схемы распределения создаваемой добавленной стоимости и рентных доходов;
масштабами и динамикой решения экологических проблем Урала.
Перспективы развития Урала рассматриваются в рамках реализации одного из 3 предполагаемых сценариев будущего развития: инновационного, инерционного и энерго-сырьевого.
В качестве базового выбран сценарий инновационного развития Уральского федерального округа, который предполагает формирование в Российской Федерации модели инновационного, социально ориентированного роста, принятой в качестве стратегической цели в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Развитие Урала в рамках инновационного сценария будет базироваться на полной реализации его конкурентных преимуществ и специализации в рамках общероссийского и международного разделения труда, поэтому при любой модели экономического роста России Уральский федеральный округ сохранит за собой позиции основного производителя углеводородного сырья и центра металлургии и машиностроения. Ключевым фактором динамики социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года останется вклад нефтегазового и металлургического секторов.
Модель инновационного, социально ориентированного развития Урала базируется на гармоничном сочетании экономики, социальной сферы и сферы природопользования.
Перспективы экономического развития Уральского федерального округа при реализации инновационного сценария определяются следующими факторами:
увеличение добычи нефти и газа за счет перехода к освоению крупнейших месторождений углеводородного сырья полуострова Ямал и шельфа Карского моря, внедрения более совершенных технологий эксплуатации месторождений в традиционных районах добычи, которые будут обеспечены инвестициями в развитие инфраструктуры и добычи других минеральных ресурсов в районах Крайнего Севера, техническими и технологическими инновациями в добыче и транспортировке углеводородов;
переход на качественно новый уровень применяемых в нефтегазодобыче технологий, обеспечивающих их экономическую эффективность и экологическую безопасность;
развитие существующих и создание новых объектов генерации для обеспечения районов нового освоения и преодоления прогнозного энергодефицита; совершенствование структуры генерации за счет создания и развития угольных и атомных электростанций; использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии; развитие сетевого хозяйства, преодоление изоляции районов нового освоения и радикальное повышение энергобезопасности северных регионов;
модернизация производства и технологический прорыв в металлургическом и машиностроительном комплексах Урала на базе создания и производства новых материалов и выпуска высокотехнологичного оборудования;
диверсификация экономики округа за счет развития высокотехнологичных перерабатывающих производств в газо- и нефтегазохимии, фармацевтике, биотехнологиях, производстве наноматериалов и продукции на основе нанотехнологий;
создание эффективной региональной инновационной системы, включающей научно-инновационный комплекс, федеральный университет, ряд инновационных зон и кластеров, в том числе зону инновационного развития на базе закрытых административно-территориальных образований;
создание инновационных продуктов и высоких технологий в особой экономической зоне "Титановая долина", в гг. Снежинск-Озерск и Тюмени, которые обеспечат высокотехнологичное развитие базовых и новых перспективных отраслей специализации регионов Урала;
реализация транспортно-транзитных преимуществ Уральского федерального округа путем формирования ряда транспортно-логистических комплексов международного и межрегионального значения;
интенсивный рост сервисного сектора округа, базирующийся на развитии современных высокотехнологичных видов услуг, а также развитии финансовых и страховых услуг, туризма и рекреации;
формирование на базе агломераций Урала (екатеринбургской и челябинской) торговых, транспортно-логистических и финансовых центров общенационального и межрегионального значения.
Развитие социальной сферы Уральского федерального округа при реализации инновационного варианта предполагает концентрацию на проблемах обеспечения благоприятного демографического баланса и улучшения благосостояния людей, что означает высокие стандарты личной безопасности, доступность высококачественных услуг в сфере образования и здравоохранения, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, высокий уровень экологической безопасности.
Инновационный сценарий предполагает качественно новый подход к решению проблем рационального природопользования и экологии в Уральском федеральном округе за счет осуществления экологически значимых мероприятий, прежде всего, в области экологически безопасного развития производства, развития городского хозяйства, утилизации производственных отходов, восстановления, использования и охраны водных объектов, охраны земель и лесных ресурсов.
Реализация инновационного сценария предполагает создание условий равного доступа к добыче и транспортировке углеводородного сырья для мелких и средних компаний (независимых производителей), охрану окружающей среды в местах добычи природных ресурсов и местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, сохранение их культуры и традиционного образа жизни, развитие районов Крайнего Севера, решение социальных проблем северян и регулирование миграционных процессов. Предполагается достижение следующих результатов развития Уральского федерального округа:
средняя продолжительность жизни возрастет к 2020 году до 72 - 73,5 года, а уровень младенческой смертности понизится в 1,3 - 1,4 раза;
охват высшим и средним профессиональным образованием населения составит 70 - 80 процентов;
средний уровень обеспеченности жильем к 2020 году достигнет 30 кв. метров на человека;
доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится до 14 процентов в 2020 году.
Среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта Уральского федерального округа при реализации инновационного сценария в 2011 - 2020 годах составит 6,1 процента в год. Значительная часть прироста производства будет обеспечена за счет транспорта, связи, торговли, а также сектора высокодоходных высокотехнологичных услуг, которые базируются на развитии инновационных видов деятельности. Реализация крупных инвестиционных программ в округе обусловит высокие темпы роста строительства.
По инновационному варианту доля добывающего сектора сократится к 2020 году до 22 процентов. Основным фактором, определяющим рост обрабатывающего производства в округе, станет машиностроение.
Инновационный сценарий позволит в полной мере реализовать конкурентные преимущества федерального округа и упрочить его позиции в российской экономике. Социально-экономическое развитие Урала будет происходить равномерно, в связи с чем отдельные этапы развития социальной сферы и отраслей экономики не выделяются.
В основе инерционного развития Урала лежит консервация современного типа экономики, базирующегося на развитии нефтегазохимического комплекса Западной Сибири и сложившихся старых индустриальных центрах Урала, отягощенного обострением демографических, социальных, инфраструктурных и экологических проблем. Сценарий характеризуется доминированием нефтегазодобывающего комплекса в экономике округа при резком замедлении роста добычи и экспорта углеводородов и отставании в развитии институциональной, финансовой, транспортной и энергетической инфраструктуры.
Перспективы экономического роста Урала будут определяться в основном следующими факторами:
добыча нефти и газа будет ограничена исчерпанием минерально-сырьевой базы эксплуатируемых месторождений, медленным развертыванием трубопроводной и дорожной инфраструктуры и недостаточным освоением новых месторождений;
низкие темпы развития транспортной и энергетической инфраструктуры, сдерживающие освоение минерально-сырьевой базы Полярного Урала, и ограничение в связи с этим развития индустриальных центров Урала;
снижение конкурентоспособности обрабатывающих производств в условиях недостаточной минерально-сырьевой базы для их развития и опережающего роста импорта товаров и технологий;
нарастание дефицита трудовых ресурсов и социальных проблем в Уральском федеральном округе, ограничивающее возможности диверсификации производства;
низкая инвестиционная привлекательность несырьевых отраслей, не позволяющая провести модернизацию их основных фондов и обеспечить существенный рост производительности труда.
В рамках инерционного сценария в нефтегазохимическом комплексе реализуются только те проекты, работы по которым уже начаты или планируются для проведения в ближайший год. Такая ситуация после 2012 года приведет к прекращению роста нефте- и газодобычи при том, что поддержание достигнутых уровней добычи должно будет обеспечиваться значительными объемами дополнительных инвестиций в добывающий комплекс федерального округа. Сохраняются современные структурные характеристики экономики округа - доминирование сырьевого сектора в структуре производства и накоплении капитала, отставание в развитии обрабатывающих секторов, низкие темпы роста высокотехнологичных секторов и отставание от других регионов в развитии сервисных отраслей (кроме нефтесервисного).
При реализации инерционного варианта рост экономики Урала будет базироваться преимущественно на развитии ресурсного сектора, уже начатые и намеченные на ближайшую перспективу проекты развития которого позволят сохранить до 2020 года современный уровень добычи природного газа и контролируемое снижение добычи нефти после 2020 года, что может быть обеспечено при среднегодовых темпах роста инвестиций до 2020 года на уровне 3,5 процента с последующим сокращением до 3,1 процента в год. За период в целом среднегодовые инвестиции, требующиеся для реализации инерционного варианта, должны увеличиться примерно в 2 раза. Реальные доходы населения в округе увеличатся к 2020 году в 1,5 раза.
Рост производства в обрабатывающих отраслях составит не более 3 процентов в год, а общепромышленный рост до 2020 года не достигнет 2 процентов. Наиболее быстрыми темпами будут расти услуги транспорта, связи и торговли, динамика которых определяет изменения структуры производимой в округе продукции с высокой долей добавленной стоимости в сторону снижения доли промышленности и заметного роста доли торговли.
Сценарий инерционного развития черной металлургии характеризуется сохранением существующих тенденций развития отрасли, преобладанием пассивной модели поведения бизнеса, сохранением дефицита инновационного предпринимательства, снижением ценовой конкурентоспособности металлургического производства, отказом от реализации новых долгосрочных масштабных проектов и программ с участием государства, основанных на сравнительных преимуществах экономики Урала. Основными факторами, определяющими развитие черной металлургии по данному сценарию, являются рост внутреннего спроса за счет развития машиностроения, строительства, нефтяной, газовой промышленности и транспорта, а также сохранение объемов экспортных поставок на уровне не ниже 2007 года.
Предполагается ввести до 2020 года в эксплуатацию мощности по производству сортового и листового проката, ввод в эксплуатацию комплексов по производству листа и заготовки.
В цветной металлургии также предполагается снижение ценовой конкурентоспособности металлургического производства, ограничение числа новых инвестиционных проектов по развитию сырьевой базы отрасли и выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, а также региональных программ с участием государства. Параметры развития отрасли будут определяться ростом экспортных поставок первичных металлов преимущественно в страны дальнего зарубежья и поставок для внутреннего потребления.
Инерционный сценарий развития лесного комплекса базируется на сохранении тенденций и отсутствии дополнительных целевых мер государственной поддержки инновационных и масштабных инвестиционных проектов. Развитие будет осуществляться за счет модернизации и реконструкции действующих производств без существенного повышения конкурентоспособности отечественной лесобумажной продукции. При таком варианте развития лесного комплекса невозможно его функционирование в режиме интенсивного расширенного воспроизводства, неизбежно превращение лесного комплекса в поставщика на мировой рынок лесобумажной продукции с низкой степенью передела, усиление импортной зависимости по отдельным группам лесобумажных товаров, резкое ухудшение состояния лесного фонда, а также снижение конкурентоспособности продукции, уровня жизни населения, связанного трудовыми и другими отношениями с функционированием лесного комплекса.
В агропромышленном комплексе будет проведена частичная технологическая модернизация аграрного сектора, ориентированная на некоторое повышение продовольственной независимости страны. Предполагается ограниченное распространение ресурсосберегающих технологий, внедрение в производство высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и новых пород животных, применение минеральных удобрений и средств защиты растений от вредителей и болезней и борьба с сорняками.
При инерционном варианте развития сельского хозяйства округа валовой сбор зерна к 2020 году не превысит 6 млн. тонн, картофеля - 3,5 млн. тонн, овощей - 1,3 тыс. тонн, молока - 2,3 млн. тонн, мяса - 600 тыс. тонн, яиц - 4 млрд. штук.
Инерционный вариант развития пищевой промышленности Уральского федерального округа характеризуется невысоким уровнем конкурентоспособности продовольственной продукции, низким уровнем инвестиционной активности и сравнительно высокой степенью зависимости продовольственного рынка от импорта.
Реализация инерционного сценария развития при сохранении существующей структуры и технологий промышленного и сельскохозяйственного производства неизбежно приведет к дальнейшему ухудшению состояния природной среды и здоровья населения региона. Расчеты показывают, что в этом случае объем поступления загрязнений в атмосферу возрастет на 15 - 25 процентов, в водные объекты - на 20 процентов по сравнению с современным состоянием, усилится интенсивность деградационных процессов, произойдет снижение плодородия почв, будет наблюдаться дальнейшее ухудшение состояния водных ресурсов. Количество нарушенных экосистем возрастет в целом до 40 - 90 процентов. Таким образом, произойдет дальнейшее обострение существующих экологических проблем региона.
Реализация энерго-сырьевого сценария Урала базируется на сохранении и дальнейшем развитии современной специализации региональной экономики и означает доминирование добывающих секторов. Позиционирование России в стратегической перспективе как крупнейшего поставщика энергоресурсов на мировые рынки предполагает сохранение ведущей роли Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа в развитии нефтегазохимического комплекса страны. Сценарий характеризуется реализацией крупномасштабных проектов, обеспечивающих добычу, транспортировку и частичную переработку полезных ископаемых как в традиционных районах (Широтное Приобье, Надым - Пур-Тазовское междуречье), так и освоение месторождений углеводородов полуострова Ямал (Бованенковское, Харасавэйское, Крузенштернское месторождения, Тамбейская группа, отдельные месторождения Обской губы). Условием эксплуатации этих месторождений является строительство соответствующих трубопроводов (газопровод Ямал - Ухта - Европа, нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан).
При отсутствии экономических стимулов и сохранении современной системы налогообложения производителей не произойдет резкого повышения эффективности использования месторождений за счет внедрения новых технологий и оборудования, увеличения доли извлекаемых запасов. Реализация крупномасштабных проектов в нефтегазохимическом комплексе Урала возможна только при условии создания необходимой производственной и транспортной инфраструктуры в районах нового освоения, а также модернизации и развития существующей нефтегазотранспортной системы.
Экономический рост южной и средней частей Уральского федерального округа будет базироваться на модернизации производственной базы крупных промышленных центров, прежде всего на потенциале роста екатеринбургской, челябинской и тюменской агломераций.
Предполагается, что промышленный рост Урала будет характеризоваться наращиванием инновационной активности в топливно-энергетическом комплексе.
Развитие конкурентоспособной сырьевой базы для отраслей традиционной специализации промышленного Урала вместе с их модернизацией и обновлением производственных мощностей позволит сформировать новые источники роста, основанные на ускоренном развитии топливно-энергетического комплекса, металлургии, химии, а также транспорта. Импульс технологического развития получат обрабатывающие отрасли Урала, главным образом связанные с обеспечением развития энергетики, сырьевого сектора, транспорта.
Реализация энерго-сырьевого сценария предполагает ускоренное развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения в первую очередь новых месторождений полезных ископаемых и наращивания топливно-сырьевого экспорта, реализации конкурентного потенциала в сфере транспорта и роста экспорта транспортных услуг. Развитие транспортной инфраструктуры будет характеризоваться:
реализацией крупномасштабных транспортных проектов (в том числе в рамках государственно-частного партнерства), обеспечивающих разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи;
диверсификацией направлений экспортных поставок российских углеводородов, в том числе в Китай, и созданием соответствующей инфраструктуры;
развитием транзитного потенциала страны, в том числе реализацией совместных проектов по добыче и экспорту углеводородов с государствами - участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества и с другими государствами;
увеличением внутренних перевозок угля в связи с развитием энергогенерирующих мощностей и металлургического производства;
низкими темпами роста экспортных и значительным увеличением импортных перевозок товаров высокой степени обработки, прежде всего продукции высокотехнологичных секторов экономики.
Дополнительный импульс получит развитие транспортной инфраструктуры в арктической зоне (территории, расположенные преимущественно севернее 60 параллели), а также Северный морской путь.
Развитие и модернизация транспортной инфраструктуры округа в центральной и южной частях Урала (строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (Нижневартовск - Белый Яр - Усть-Илимск), обновление и развитие сети автомобильных дорог северного широтного коридора (Пермь - Ханты-Мансийск - Сургут - Томск), развитие воздушного, речного и морского транспорта) позволят эффективно реализовать транспортно-транзитные преимущества Уральского федерального округа путем формирования ряда транспортно-логистических комплексов международного и межрегионального значения (транспортно-логистический узел на базе аэропорта Кольцово, Южно-Уральская, Тюменская и Ямальская транспортно-логистические зоны).
При реализации данного сценария транспортная система Урала станет одним из основных источников экономического роста. Импульс технологического развития получит часть обрабатывающих отраслей, связанных транспортом. В то же время реализация энерго-сырьевого варианта будет иметь ряд негативных последствий для перспективного социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, в частности потребуется создание значительных резервов пропускной способности транспортной сети на основных направлениях из-за возможных резких колебаний спроса на перевозки экспортных массовых грузов по объемам, номенклатуре и направлениям, которые связаны с изменением конъюнктуры на мировых рынках топливных и сырьевых товаров.
Важнейшим фактором развития Уральского федерального округа является реализация инвестиционного проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный". Реализация в рамках рассматриваемого сценария ряда других крупных проектов межрегионального характера вместе с повышением степени транспортной и инфраструктурной обеспеченности территории Уральского федерального округа будет служить основой для интенсификации взаимодействия северных и южных регионов округа, развития интеграционных процессов на его территории и усиления связности его экономического пространства.
При реализации энерго-сырьевого варианта рост суммарного валового регионального продукта Уральского федерального округа составит до 2015 года 3,1 процента в год, в 2016 - 2020 годах темпы роста увеличатся до 3,2 процента. В целом за 2011 - 2020 годы валовой региональный продукт округа увеличится в 1,5 раза.
В качестве существенного фактора промышленного роста Уральского федерального округа рассматривается обрабатывающий сектор, развитие которого будет обеспечиваться преимущественно за счет отраслей традиционной специализации Южного и Среднего Урала, а также энергетики. Предполагаемая в регионе реализация крупных инвестиционных проектов и программ и рост инвестиционного спроса обусловят высокие темпы в строительстве, рост доходов населения послужит фактором развития торговли. Предполагаемая модернизация производства и обновление основных фондов создадут базу для сохранения положительной динамики производства после 2020 года.
Предполагается, что изменение институциональной среды и формируемые стимулы для развития обрабатывающих производств приведут к изменению структуры производства в округе в сторону повышения доли обрабатывающих отраслей, поэтому даже в условиях приоритета развития нефтегазового комплекса доля обрабатывающих отраслей увеличится к концу прогнозного периода до 18 процентов.
Результатом диверсификации производства станет повышение доли торговли, социальных и коммерческих услуг в структуре производимого валового регионального продукта.
Показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа при реализации различных сценариев представлены в приложении N 2.