ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО
МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА 
|
Наименование мероприятия
|
Вид документа
|
Заинтересованные стороны
|
Срок реализации
|
|
|
I. Обеспечение роста потребления на внутреннем рынке продукции отечественного транспортного машиностроения
|
||||
|
1.
|
Разработка предложений по корректировкам паспортов инвестиционных проектов, связанных с приобретением тягового подвижного состава
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минтранс России,
Минэкономразвития России,
Минфин России,
Минпромторг России с участием открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
|
2017 год
|
|
2.
|
Подготовка предложений по актуализации стандартов для технического регламента, устанавливающих срок эксплуатации транспортных средств на железнодорожном транспорте, порядок списания и обновления физически устаревших и отработавших нормативный срок службы транспортных средств, не обеспечивающих необходимую эксплуатационную надежность
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минпромторг России,
Росжелдор,
Ространснадзор,
Минэкономразвития России
|
2018 год
|
|
3.
|
Разработка комплекса мер по импортозамещению
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минпромторг России,
Минтранс России,
Росжелдор,
Минэкономразвития России,
Минобороны России,
ФАС России
|
2018 год
|
|
II. Обеспечение условий для роста объемов экспорта продукции отечественного транспортного машиностроения
|
||||
|
4.
|
Предложения по разработке стандартов, поддерживающих технические регламенты Таможенного союза в области транспортного машиностроения,
в том числе:
разработка поддерживающих стандартов в сфере железнодорожного подвижного состава;
разработка поддерживающих стандартов в сфере высокоскоростного железнодорожного транспорта;
разработка поддерживающих стандартов в сфере инфраструктуры железнодорожного транспорта
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Росстандарт,
Минпромторг России,
Минэкономразвития России,
Минтранс России
|
2019 год
|
|
5.
|
Подготовка предложений по корректировке таможенных пошлин на ввозимую продукцию транспортного машиностроения, в том числе:
снижение ввозных таможенных пошлин на сырье и комплектующие, необходимые для производства продукции отечественного транспортного машиностроения, при условии отсутствия производства аналогичной продукции на территории Российской Федерации;
проведение программы гармонизации таможенной политики государств - участников Таможенного союза и Единого экономического пространства с целью приведения таможенных ставок на ввоз продукции транспортного машиностроения к единому уровню
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минэкономразвития России,
Минфин России,
Минпромторг России,
ФТС России,
ФАС России
|
ежегодно
|
|
6.
|
Мониторинг дополнительных мер государственной поддержки экспорта, в том числе:
меры краткосрочного характера - субсидирование выставочных и маркетинговых мероприятий по продвижению железнодорожной техники за рубежом;
меры долгосрочного характера - ускорение создания зон свободной торговли в ключевых для российского экспорта странах, заключение специальных соглашений и протоколов с ключевыми странами-партнерами для установления налоговых льгот и нулевой таможенной пошлины при организации на их территории локальной сборки техники
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минэкономразвития России,
Минпромторг России,
Минфин России с участием акционерного общества "Российский экспортный центр"
|
2017 год
|
|
2020 год
|
||||
|
III. Развитие конкуренции и повышение конкурентоспособности в отрасли транспортного машиностроения
|
||||
|
7.
|
Подготовка предложений по разработке и внедрению системы стандартов качества услуг транспорта и системы добровольной сертификации предприятий транспортного комплекса, в том числе:
стимулирование внедрения стандарта IRIS на всех предприятиях по производству железнодорожной техники на территории Таможенного союза;
осуществление перехода на новую систему оценки соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, включая обязательную сертификацию и добровольное декларирование соответствия;
реализация мероприятий по разработке единой системы оценки контроля качества оказания услуг по ремонту железнодорожного подвижного состава;
оптимизация технического регулирования (стандартизации) на железнодорожном транспорте Российской Федерации до 2030 года, а также на железных дорогах Евразийского экономического союза и стран пространства 1520;
создание единой базы данных подвижного состава на железных дорогах Евразийского экономического союза и стран пространства 1520
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минпромторг России,
Минэкономразвития России,
Минтранс России,
Росстандарт,
ФАС России
|
2018 год
|
|
8.
|
Разработка предложений по организации серийного производства высокоскоростного подвижного состава
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минпромторг России,
Минтранс России с участием открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
|
2019 год
|
|
9.
|
Подготовка предложений по мерам поддержки разработки и постановки на производство современного пассажирского мотор-вагонного подвижного состава
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минпромторг России,
Минтранс России,
Минфин России,
Минэкономразвития России
|
2018 год
|
|
10.
|
Разработка мер поддержки запуска в серийное производство инновационных грузовых вагонов с улучшенными техническими характеристиками и обеспечение их эксплуатационной инфраструктурой для погрузки и выгрузки, в том числе создание программы по поддержке потребителей грузовых вагонов в части повышения технических характеристик и эффективности инфраструктуры погрузки и выгрузки
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минпромторг России,
Минтранс России с участием открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и некоммерческого партнерства "Объединение Вагоностроителей"
|
2018 год
|
|
11.
|
Подготовка предложений по мерам тарифного регулирования на железнодорожном транспорте, стимулирующего внедрение на сети железных дорог новых видов техники:
обеспечение разработки и введения экономически обоснованных стимулирующих тарифных механизмов в отношении вновь разрабатываемого железнодорожного подвижного состава с улучшенными техническими характеристиками до момента организации его серийного производства для формирования перспективного устойчивого спроса на инновационную продукцию отечественного транспортного машиностроения;
формирование предложений, направленных на повышение уровня тарифов на услуги инфраструктуры и локомотивной тяги для вагонов старых конструкций на тележках с осевой нагрузкой менее 25 тонн на ось, низкие эксплуатационные характеристики которых (грузоподъемность, показатели по воздействию на путь, надежность) влекут за собой повышенные расходы владельца инфраструктуры при их использовании в перевозках;
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минпромторг России,
ФАС России,
Минтранс России,
Минэкономразвития России с участием открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
|
2018 год
|
|
разработка тарифных схем, предусматривающих распространение заложенных в прейскуранте N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" принципов снижения стоимости перевозки тонны груза с ростом загрузки вагона свыше 80 тонн в вагонах нового поколения, соответствующих действующим техническим регламентам
|
приказ федерального органа исполнительной власти
|
ФАС России,
Минтранс России,
Минпромторг России
|
2017 год
|
|
|
12.
|
Выработка предложений по мерам поддержки разработки и внедрения в производство локомотивов, в том числе:
создание инфраструктурной базы для эксплуатации локомотивов, работающих на газомоторном топливе;
проработка вопроса по использованию ценовых пределов при установлении (изменении) тарифов на грузовые железнодорожные перевозки при перевозке сжиженного природного газа, используемого в качестве топлива для локомотивов;
стимулирование развития промышленного производства сжиженного природного газа;
внедрение двухсистемных грузовых электровозов
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минпромторг России,
ФАС России с участием открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
|
2019 год
|
|
13.
|
Разработка предложений по организации перевозок грузов тяжеловесными поездами, в том числе:
проведение подконтрольной эксплуатации вагонов с осевой нагрузкой 27 тонн на ось и более, многоосных и сочлененных грузовых вагонов, а также других типов вагонов с увеличенной погонной нагрузкой на выделенных полигонах;
разработка мер поддержки производства стрелочных переводов для скоростей движения поездов 50 - 60 км/ч по боковому направлению;
разработка мер поддержки разработки и производства инновационных путевых машин, обеспечивающих ремонт пути на закрытых перегонах со скоростью до 10 км/сутки
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минтранс России,
Минпромторг России с участием открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и некоммерческого партнерства "Объединение Вагоностроителей"
|
2018 год
|
|
14.
|
Подготовка предложений по совершенствованию тягового обеспечения, в том числе:
разработка мер поддержки разработки и производства локомотивов с улучшенными тяговыми характеристиками на участках ограничения массы поезда по условиям профиля пути;
разработка мер по оборудованию локомотивов бортовыми системами управления и информирования для вождения поездов с распределенной тягой
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минпромторг России,
Минтранс России с участием открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
|
2019 год
|
|
15.
|
Разработка и освоение производства грузовых вагонов увеличенных габаритов, в том числе:
определение предельных по условиям воздействия на инфраструктуру российских железных дорог параметров новых вагонов;
разработка мер поддержки по разработке и производству тележек грузовых вагонов, допускающих движение со скоростями до 100 км/ч с осевой нагрузкой 27 тонн на ось, с учетом работы тормозного оборудования;
разработка мер поддержки производства автотормозных и ударно-тяговых устройств для грузовых вагонов, обращающихся в поездах массой до 9000 тонн со скоростями до 100 км/ч
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минпромторг России,
Минтранс России с участием открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
|
2018 год
|
|
16.
|
Внесение дополнений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, устанавливающих критерии и порядок отнесения грузовых вагонов к категории потенциально опасного железнодорожного подвижного состава, а также критерии и порядок отцепки вагонов в текущий ремонт
|
приказ федерального органа исполнительной власти
|
Минтранс России
|
2018 год
|
|
17.
|
Организация опытного курсирования поездов длиной 1050 метров с увеличенной до 8 тыс. тонн весовой нормой, составленных из вагонов с увеличенной погонной нагрузкой на направлениях Кузбасс - Дальний Восток, Кузбасс - Северо-Запад
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минтранс России,
Минпромторг России с участием открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
|
2018 год
|
|
18.
|
Организация опытного курсирования поездов, составленных из железнодорожных вагонов с повышенной осевой нагрузкой 27 тонн на ось, на направлениях массовой перевозки грузов, включая подготовку железнодорожной инфраструктуры, парка тягового подвижного состава, с последующей адаптацией действующих нормативно-технических требований для массового внедрения тяжеловесного движения на сети железных дорог Российской Федерации
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минтранс России с участием открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
|
2018 год
|
|
19.
|
Разработка и освоение производства вагонов с увеличенной погонной или осевой нагрузкой, увеличенными габаритами, многоосных и сочлененных грузовых вагонов, а также других типов, в том числе:
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минпромторг России, Минтранс России с участием открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
|
2018 год
|
|
организация движения тяжеловесных поездов с допустимой ходовой скоростью свыше 100 км/час по выделенным ниткам графика на направлениях с ограниченной провозной способностью;
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минтранс России с участием открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
|
2018 год
|
|
|
разработка мер государственной поддержки создания (включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и производства тележек грузовых вагонов, допускающих движение со скоростями до 90 км/ч с осевой нагрузкой 27 тонн на ось, с учетом работы тормозного оборудования;
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минпромторг России с участием открытого акционерного общества "Российские железные дороги", некоммерческого партнерства "Объединение Вагоностроителей", некоммерческого партнерства "Объединение производителей железнодорожного подвижного состава"
|
2020 год
|
|
|
разработка мер поддержки производства электронных интеллектуальных тормозов, обеспечивающих повышение до 120 км/час скорости движения поездов с повышенной погонной нагрузкой, в том числе увеличенной длины
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минпромторг России с участием открытого акционерного общества "Российские железные дороги", некоммерческого партнерства "Объединение Вагоностроителей", некоммерческого партнерства "Объединение производителей железнодорожного подвижного состава"
|
2020 год
|
|
|
20.
|
Уточнение требований к технической эксплуатации грузовых вагонов с целью гармонизации требований безопасности нового и находящегося в эксплуатации подвижного состава, включая периодичность и формы контроля соблюдения требований безопасности
|
приказ федерального органа исполнительной власти
|
Минтранс России
|
2018 год
|
|
21.
|
Утверждение порядка отцепки (прицепки) грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, при нахождении их в пути следования в (из) ремонт, порядка определения платы перевозчику в связи с такой отцепкой (прицепкой) по причине, не зависящей от перевозчика
|
приказ федерального органа исполнительной власти
|
Минтранс России
|
2018 год
|
|
22.
|
Создание в рамках пономерного учета единого реестра (электронной базы данных) грузовых вагонов и их комплектующих, допущенных к курсированию на путях общего пользования Российской Федерации
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минтранс России с участием открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
|
2018 год
|
|
23.
|
Утверждение требований к эксплуатации железнодорожного подвижного состава в части обеспечения безопасности движения, включая правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия требованиям безопасной эксплуатации
|
приказ федерального органа исполнительной власти
|
Минтранс России
|
2018 год
|
|
24.
|
Внесение дополнений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации в части требований по обеспечению сохранности вагонов в эксплуатации
|
приказ федерального органа исполнительной власти
|
Минтранс России
|
2018 год
|
|
25.
|
Утверждение методики оценки экономической эффективности эксплуатации грузовых инновационных вагонов на железнодорожной инфраструктуре российских железных дорог
|
приказ федерального органа исполнительной власти
|
Минтранс России
|
2017 год
|
|
26.
|
Мониторинг баланса парка железнодорожного подвижного состава с разбивкой по видам подвижного состава
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минтранс России,
Минэкономразвития России,
Минпромторг России с участием открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
|
1 раз в полугодие
|
|
27.
|
Организация работы по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на путях общего и необщего пользования
|
приказ
федерального органа
исполнительной власти
|
Минтранс России
|
2017 год
|
|
IV. Развитие рынка ключевых высокотехнологичных комплектующих
|
||||
|
28.
|
Мониторинг локализации продукции транспортного машиностроения на территории Российской Федерации
|
доклад в Минэкономразвития России
|
Минпромторг России
|
2018 год
|
|
29.
|
Разработка предложений, касающихся комплекса мер по стимулированию зарубежных производителей продукции транспортного машиностроения к локализации ключевых комплектующих и компонентов на территории Российской Федерации
|
доклад в Минэкономразвития России
|
Минпромторг России
|
2018 год
|
|
30.
|
Подготовка предложений по разработке неразрушающих методов контроля механических свойств и их однородности применительно к стальным литым изделиям "Рама боковая" и "Балка надрессорная" для оперативного применения в производстве, ремонте и эксплуатации железнодорожного подвижного состава с учетов анализа существующих методов
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минпромторг России с участием открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
некоммерческого партнерства "Объединение Вагоностроителей",
некоммерческого партнерства "Объединение производителей железнодорожного подвижного состава"
|
2017 год
|
|
V. Стимулирование эффективного инвестиционного процесса в транспортном машиностроении
|
||||
|
31.
|
Сравнительный анализ эффективности использования различных видов инновационного подвижного состава, выработка рекомендаций по определению полигонов для проведения испытаний и опытной эксплуатации железнодорожных инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой 27 тонн на ось, в том числе для тяжеловесного и скоростного движения и этапности использования на сети железных дорог Российской Федерации
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минтранс России, Минпромторг России
|
2018 год
|
|
32.
|
Подготовка предложений по совершенствованию кадровой политики в отрасли транспортного машиностроения, в том числе:
анализ трудовых ресурсов предприятий отрасли в области текучести персонала, половозрастного состава персонала, уровня образования персонала, способности к переобучению;
анализ рынка труда отрасли, определение количественных и качественных характеристик предложения труда по профессиям отрасли;
прогноз кадровой потребности отрасли на период до 2030 года
|
доклад в Правительственную комиссию по транспорту
|
Минпромторг России, Минтруд России
|
2018 год
|
|
33.
|
Проведение мероприятий по развитию кадрового потенциала предприятий транспортного машиностроения, в том числе:
проведение мероприятий в средствах массовой информации, отраслях социально-культурной сферы в образовательных учреждениях по повышению престижности рабочих и инженерных специальностей;
повышение уровня качества условий труда и социальных условий сотрудников отрасли транспортного машиностроения
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минтруд России, Минпромторг России
|
2023 год
|
|
34.
|
Организация комплексной системы непрерывного образования и повышения квалификации специалистов в сфере железнодорожного машиностроения, в том числе:
создание образовательных центров в рамках функционирования совместных предприятий с зарубежными производителями на условиях максимальной локализации производства;
создание центров повышения квалификации персонала отрасли транспортного машиностроения на базе существующих в Российской Федерации исследовательских институтов;
создание совместных предприятий с зарубежными производителями на условиях максимальной локализации производства на мощностях отечественных предприятий
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минпромторг России с участием некоммерческого партнерства "Объединение Вагоностроителей",
некоммерческого партнерства "Объединение производителей железнодорожного подвижного состава"
|
2023 год
|
|
35.
|
Обеспечение актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в соответствии с профессиональными стандартами для работников отрасли
|
приказ федерального органа исполнительной власти
|
Минобрнауки России
|
2018 год
|
|
VI. Общие мероприятия
|
||||
|
36.
|
Актуализация Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года с учетом принятия отраслевых стратегических документов, непосредственно влияющих на нее, в том числе Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года, целевой модели рынка железнодорожных грузовых перевозок, долгосрочной программы развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
|
распоряжение Правительства Российской Федерации
|
Минпромторг России, Минтранс России, Минэкономразвития России
|
при необходимости
|
|
37.
|
Подготовка доклада о реализации мероприятий Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года в сфере повышения конкурентоспособности продукции транспортного машиностроения на внутреннем и внешнем рынках
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минпромторг России
|
ежегодно
|