IX. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Транспортной стратегии

IX. Оценка финансовых ресурсов, необходимых
для реализации Транспортной стратегии

Реализация Транспортной стратегии обеспечивается стабильной и надежной системой финансирования, учитывающей особенности транспорта как инфраструктурной отрасли.

Финансирование Транспортной стратегии предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Средства из федерального бюджета направляются на следующие цели:

поддержание в работоспособном состоянии и воспроизводство объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности;

реконструкция и строительство объектов транспортной инфраструктуры, в том числе с коммерческой точки зрения неэффективных для открытого акционерного общества "Российские железные дороги" магистральных железнодорожных линий, имеющих важное социально-экономическое значение, а также обеспечивающих безопасное функционирование транспортной системы Российской Федерации;

обеспечение безопасности на транспорте;

выполнение и стимулирование мероприятий по поддержанию мобилизационной готовности средств, объектов транспорта и путей сообщения, а также мероприятий, осуществляемых в интересах национальной безопасности;

обеспечение функций государственного регулирования и управления в транспортной отрасли;

проведение фундаментальных научных исследований и реализация инновационных научно-технических проектов, имеющих общегосударственное и общеотраслевое значение.

Наряду с прямым бюджетным финансированием предоставление государственной поддержки может осуществляться в следующих формах:

софинансирование на договорных условиях инвестиционных проектов с оформлением прав собственности Российской Федерации (включая финансирование расходов на управление инвестиционными проектами и разработку проектной документации);

предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие транспортной инфраструктуры;

предоставление субсидий транспортным организациям, осуществляющим социально значимые перевозки;

субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам транспортным организациям для финансирования расходов, связанных с приобретением транспортных средств;

предоставление в соответствии с программой государственных внешних заимствований Российской Федерации и программой государственных внутренних заимствований Российской Федерации и субъектов Российской Федерации государственных гарантий по привлекаемым отечественными организациями займам в целях реализации наиболее значимых инвестиционных проектов в сфере транспорта;

направление средств в уставные капиталы юридических лиц;

разработка и реализация экономических механизмов, стимулирующих ускоренное обновление парка транспортных средств, в том числе содействие развитию лизинга современных транспортных средств, страхования и кредитования перевозчиков;

предоставление льгот при установлении условий аренды государственного имущества, землеотвода и землепользования.

Общий объем капитальных вложений по инновационному варианту в Транспортной стратегии рассчитан в ценах соответствующих лет с учетом налога на добавленную стоимость и оценивается в 89,2 - 106,5 трлн. рублей, в том числе с финансированием из федерального бюджета - 30 - 31,4 трлн. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 17,3 - 21,4 трлн. рублей, из внебюджетных источников - 41,9 - 53,8 трлн. рублей.

Общий объем капитальных вложений по базовому (консервативному) варианту в Транспортной стратегии рассчитан в ценах соответствующих лет с учетом налога на добавленную стоимость и оценивается в 63,6 - 72,8 трлн. рублей, в том числе с финансированием из федерального бюджета - 19,3 - 21 трлн. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 13,7 - 15,1 трлн. рублей, из внебюджетных источников - 30,6 - 36,7 трлн. рублей.

Оценка объемов необходимого ресурсного обеспечения реализации Транспортной стратегии приведена в приложении N 5.

В соответствии с инновационным вариантом:

доля капитальных вложений на реализацию Транспортной стратегии по отношению к внутреннему валовому продукту Российской Федерации составит за 2013 - 2030 годы в среднем 2,8 - 3,3 процента;

доля суммарных инвестиций в основной капитал в суммарных инвестициях Российской Федерации за 2010 - 2012 годы составит 10,1 процента, за 2013 - 2020 годы - 11 - 12 процентов и за 2021 - 2030 годы - 11 - 15 процентов;

доля капитальных вложений из федерального бюджета на реализацию Транспортной стратегии по отношению к суммарному внутреннему валовому продукту Российской Федерации составит в среднем 0,9 - 1 процент, а из бюджетов всех уровней - 1,5 - 1,7 процента.

Государственные капитальные вложения за счет средств федерального бюджета предусматривается выделять в первую очередь на реализацию следующих мероприятий:

строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения, предоставление субсидий на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения;

строительство и реконструкция высокоскоростных и скоростных железнодорожных линий, строительство железных дорог для связи регионов с единой железнодорожной сетью;

реконструкция и строительство федеральных объектов инфраструктуры гражданской авиации;

реконструкция и строительство федеральных объектов в морских и речных портах, строительство морских и речных судов обеспечивающего флота;

реконструкция внутренних водных путей и гидросооружений на них.

Средства региональных бюджетов предусматривается направлять в первую очередь на развитие автомобильных дорог регионального значения, пригородного пассажирского комплекса железнодорожного транспорта, строительство новых железнодорожных линий, имеющих важное социальное и экономическое значение для регионов, развитие объектов инфраструктуры воздушного транспорта, а также развитие систем пассажирского транспорта общего пользования (метрополитен, трамвай, троллейбус).

Оценка объемов финансирования мероприятий стратегии из бюджетов субъектов Российской Федерации дана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие транспортной системы" и Бюджетным кодексом Российской Федерации в части бюджетных полномочий с учетом балансовой принадлежности объектов.

Внебюджетные средства намечается использовать преимущественно для финансирования коммерческих проектов по развитию инфраструктуры транспортных узлов, формированию транспортных систем в создаваемых в регионах территориально-производственных кластерах, а также по организации в крупнейших транспортных узлах транспортно-логистических центров, созданию платных и скоростных автомагистралей и автомобильных дорог.

Описание крупных инвестиционных проектов, предусмотренных Транспортной стратегией, приведено в приложении N 6.

Целесообразно предусмотреть меры по государственной поддержке отечественных производителей материалов, машин и оборудования для транспортной системы Российской Федерации, стимулирующие переход к инновационной модели развития и привлечение частных инвестиций как в транспортную отрасль, так и сегменты промышленности, занятые изготовлением современных материалов, машин и оборудования для транспортной системы Российской Федерации. Такими мерами могут быть таможенно-тарифное регулирование, направленное на снижение ввозных пошлин на оборудование, а также субсидирование процентной ставки по кредитам для предприятий, осуществляющих производство современного оборудования и приобретение такого оборудования для использования в транспортном комплексе.

Затраты на научное обеспечение реализации Транспортной стратегии составят за 2010 - 2030 годы 0,67 трлн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе в 2010 - 2012 годах - 0,02 трлн. рублей, в 2013 - 2020 годах - 0,14 трлн. рублей, в 2021 - 2030 годах - 0,51 трлн. рублей.

Конкретный состав и объемы работ научного обеспечения реализации Транспортной стратегии предусматривается детально определить при разработке федеральных целевых программ, обеспечивающих реализацию Транспортной стратегии, на соответствующие периоды.