Приложение 5. СВОДНЫЙ ПЛАН ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ НАСТОЯЩЕЙ СТРАТЕГИИ

Приложение N 5
к Энергетической стратегии России
на период до 2030 года

СВОДНЫЙ ПЛАН ("ДОРОЖНАЯ КАРТА")
МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ
НАСТОЯЩЕЙ СТРАТЕГИИ

────────────────────────┬───────────────────────────┬──────────────────────
        1-й этап        │         2-й этап          │      3-й этап
────────────────────────┴───────────────────────────┴──────────────────────
         Недропользование и управление государственным фондом недр

            1. Повышение активности геологического освоения новых
                            территорий и акваторий

 Повышение степени       Государственная поддержка  Увеличение прироста
 влияния государственных геолого-разведочных работ  запасов на новых
 институтов на           перспективных территорий   территориях и
 формирование и          на основе прямого          акваториях в
 реализацию программ     государственного участия;  структуре
 геологоразведки         предоставление             воспроизводства
 перспективных           государственных гарантий   минерально-сырьевой
 территорий и акваторий  недропользователям;        базы.
 (континентального       предоставление налоговых   Доведение доли
 шельфа).                каникул на срок проектной  континентального
 Разработка и введение   окупаемости вложенных      шельфа в
 специального налогового инвестиций, а также        воспроизводстве
 режима при освоении     инвестиционного налогового запасов:
 запасов                 кредита                     по нефти до уровня не
 континентального шельфа                            менее
 России                                             10 - 15 процентов;
                                                     по газу до уровня не
                                                    менее
                                                    20 - 25 процентов

  2. Стимулирование привлечения частных инвестиций в геолого-разведочные
                         работы и недропользование

 Устранение избыточных   Внедрение рентной системы  Развитие частно-
 административных        налогообложения            государственного
 барьеров при            недропользователей,        партнерства в
 проведении геолого-     осуществляющих геолого-    недропользовании
 разведочных работ на    разведочные работы
 основе введения
 типовых проектов
 недропользования и
 уменьшения количества
 государственных
 экспертиз

 Стабилизация налоговой  Обеспечение соотношения    Устойчивый (не менее
 политики в сфере        ежегодного прироста        чем двукратный за
 недропользования и      разведанных запасов        период) рост объемов
 формирование условий    топливно-энергетических    частных инвестиций в
 для перехода к рентной  ресурсов в результате      недропользование и
 системе                 проведения геолого-        проведение геолого-
 налогообложения         разведочных работ и        разведочных работ
 недропользователей.     ежегодного объема добычи   (доля частных
 Обеспечение прав как    по основным видам          инвестиций в
 владельца недр, так и   топливно-энергетических    проведение геолого-
 недропользователя,      ресурсов (нефть, газ,      разведочных работ -
 включая введение        уголь, уран) > 1           не менее 80
 прозрачной системы                                 процентов)
 санкций за нарушение
 лицензионных
 соглашений

     3. Стимулирование эффективного недропользования на основе полного
          и комплексного извлечения углеводородного сырья из недр

 Создание национального  Государственная поддержка  Налоговое
 реестра топливно-       внедрения новых            стимулирование
 энергетических          инновационных технологий   расширенной добычи
 ресурсов на основе      добычи углеводородов,      сверхвязкой нефти,
 гармонизации            повышающих коэффициент     природных битумов,
 российской и            извлечения нефти           низконапорного газа
 международной                                      старых месторождений
 классификации запасов                              и комплексного
 топливно-                                          использования
 энергетических                                     ресурсов угольных
 ресурсов.                                          месторождений,
 Совершенствование                                  включая проекты по
 механизмов                                         утилизации
 государственного                                   дегазационного метана
 контроля за
 выполнением условий
 лицензионных
 соглашений,
 обеспечение учета
 вероятностного
 характера оценки
 запасов и возможности
 ее корректировки с
 целью максимально
 рациональной
 эксплуатации
 месторождений.
 Совершенствование
 налогового
 законодательства,
 стимулирующего полное
 и комплексное
 извлечение
 углеводородного сырья.
 Разработка и внедрение
 единых принципов
 управления
 месторождениями
 топливно-
 энергетических
 ресурсов на всех
 стадиях: от поиска
 топливно-
 энергетических
 ресурсов до начала
 выполнения работ по
 консервации или
 ликвидации
 месторождения в связи
 с достижением
 максимально возможного
 коэффициента
 извлечения
 углеводородов при
 существующем технико-
 технологическом уровне
 методов разработки.
 Государственная
 поддержка внедрения
 новых инновационных
 технологий добычи
 углеводородов,
 повышающих коэффициент
 извлечения нефти.
 Налоговое
 стимулирование добычи
 сверхвязкой нефти,
 природных битумов,
 низконапорного газа
 старых месторождений

 Поддержание                                        Увеличение
 коэффициента                                       коэффициента
 извлечения нефти на                                извлечения нефти до
 уровне 30 - 32                                     35 - 37 процентов
 процентов

 Увеличение доли                                    Увеличение доли
 нетрадиционного газа в                             нетрадиционного газа
 общем объеме добычи                                в общем объеме добычи
 газа до 10 процентов                               газа до 15 процентов

 Обеспечение             Обеспечение коэффициента   Обеспечение
 коэффициента            утилизации попутного       коэффициента
 утилизации попутного    нефтяного газа на уровне   утилизации попутного
 нефтяного газа на       не ниже 95 процентов       нефтяного газа на
 уровне не ниже 95                                  уровне не ниже 95
 процентов                                          процентов

       4. Развитие рынка независимых сервисных и инжиниринговых услуг
                         в сфере недропользования

 Стимулирование          Развитие рынка сервисных и
 формирования            инжиниринговых услуг в
 российских независимых  сфере недропользования
 инжиниринговых
 компаний.
 Государственная
 поддержка импорта
 ключевых комплексных
 технологий с
 обязательствами
 по их локализации

 Доведение доли                                     Доведение доли
 независимого сегмента                              независимого сегмента
 в сфере сервиса и                                  в сфере сервиса и
 инжиниринга до 20                                  инжиниринга до 50
 процентов                                          процентов

                 Развитие внутренних энергетических рынков

  5. Совершенствование государственного контроля за уровнем экономической
                   концентрации на энергетических рынках

 Ужесточение             Создание интегрированной   Повышение
 антимонопольного        системы мониторинга        эффективности
 законодательства в      энергетических рынков на   государственного
 целях пресечения        базе государственных       контроля за уровнем
 картельных сговоров на  информационных ресурсов    экономической
 рынке топливно-         топливно-энергетического   концентрации
 энергетических          комплекса
 ресурсов и
 технологического
 монополизма (в том
 числе в вопросах
 подключения к сетям)

 Обеспечение прозрачного Прозрачный и               Ликвидация
 и недискриминационного  недискриминационный доступ регионального и
 доступа к               для всех участников рынка  технологического
 энергетической          к энергетической           монополизма
 инфраструктуре (в том   инфраструктуре
 числе обязывающее
 предприятия,
 управляющие
 инфраструктурой,
 раскрывать информацию
 о наличии или
 отсутствии свободных
 мощностей)
 Создание
 государственной
 информационной системы
 топливно-
 энергетического
 комплекса

    6. Создание и развитие отечественных систем биржевой торговли всеми
                  видами топливно-энергетических ресурсов

 Стимулирование участия  Стимулирование расширения
 частных компаний в      биржевой торговли
 биржевой торговле       энергоносителями на
 энергоносителями за     российских площадках,
 счет обязательного      осуществляющих расчеты за
 резервирования          рубли за счет:
 мощности транспортных   привлечения зарубежных
 систем для обеспечения  компаний-производителей и
 биржевой торговли,      потребителей
 обязательного           энергоресурсов (в том
 проведения части        числе из стран ближнего
 госзакупок              зарубежья) к работе на
 энергоносителей через   российских биржевых
 биржевые механизмы.     площадках;
 Разработка нормативной  привлечения широкого круга
 правовой базы,          инвесторов, в том числе
 позволяющей             населения, к
 интегрировать           инвестированию в
 механизмы               энергетические деривативы
 ценообразования на      российских биржевых
 бирже в систему         площадок
 ценообразования на
 энергоносители в
 целом.
 Развитие торговли
 энергетическими
 деривативами
 (фьючерсами, опционами
 и прочее) с
 использованием валюты
 Российской Федерации

 Доведение доли биржевой                            Доведение доли
 торговли                                           биржевой торговли
 энергоносителями до 5                              энергоносителями до
 - 10 процентов объема                              15 - 20 процентов
 внутреннего рынка                                  объема внутреннего
                                                    рынка

         7. Формирование эффективной и стабильной системы тарифо-
                и ценообразования на энергетических рынках

 Совершенствование       Создание государственных   Формирование
 системы адресной        резервов нефти,            устойчивой ценовой
 социальной защиты       нефтепродуктов и           политики, отвечающей
 населения в рамках      природного газа для        интересам
 мероприятий по          проведения организованных  производителей и
 ликвидации              товарных интервенций для   потребителей
 перекрестного           стабилизации               энергоресурсов
 субсидирования.         энергетических рынков в
 Управляемая             условиях кризисов
 либерализация цен на
 энергоносители (в том
 числе на газ и
 электроэнергию) на
 внутреннем рынке при
 сохранении
 государственного
 регулирования тарифов
 на транспортировку
 газа и электроэнергии.
 Разработка нормативно-
 правовой базы,
 определяющей принципы
 государственного
 резервирования
 топливно-
 энергетических
 ресурсов для
 проведения
 организованных
 товарных интервенций
 для стабилизации
 энергетических рынков
 в условиях кризисов.
 Ликвидация
 перекрестного
 субсидирования

 Завершение              Завершение либерализации
 либерализации           внутреннего рынка тепловой
 внутренних рынков       энергии
 электроэнергии и газа

        Формирование рационального топливно-энергетического баланса

         8. Снижение доли газа в структуре внутреннего потребления
      топливно-энергетических ресурсов и увеличение доли нетопливной
          энергетики в структуре топливно-энергетического баланса

 Разработка и внедрение  Поддержание эффективности  Активное развитие
 экономического          и устойчивости             возобновляемых
 механизма эффективной   межтопливной конкуренции   источников энергии и
 межтопливной            на основе системы          неуглеводородной
 конкуренции на          опережающего мониторинга   энергетики в целом на
 взаимозаменяемые        цен на взаимозаменяемые    основе внедрения
 энергоносители          энергоносители             передовых технологий
 (газ/уголь).            (газ/уголь).               и использования
 Государственная         Государственная поддержка  механизмов частно-
 поддержка и прямое      развития атомной и         государственного
 финансирование          угольной генерации         партнерства
 развития атомной
 генерации в стране.
 Государственная
 поддержка развития
 угольной генерации
 (стимулирующее
 налогообложение,
 ускоренная
 амортизация, льготное
 кредитование,
 страхование рисков,
 упрощение процедур
 землеотвода и прочее).
 Реализация политики
 развития
 возобновляемых
 источников энергии на
 основе:
 создания
 институциональной
 основы использования
 возобновляемых
 источников энергии в
 энергетике;
 стимулирующего
 налогообложения
 электростанций и
 источников
 теплоснабжения на
 возобновляемых
 источниках энергии;
 внедрения системы
 гарантированного
 подключения и доступа
 к электрическим сетям
 для электростанций,
 работающих на
 возобновляемых
 источниках энергии

 Обеспечение соотношения                            Обеспечение
 внутренних цен на газ                              соотношения
 и уголь 1,8 - 2,2                                  внутренних цен на газ
                                                    и уголь 2,5 - 2,8

 Доведение доли газа в   Доведение доли газа в      Доведение доли газа в
 топливно-               топливно-энергетическом    топливно-
 энергетическом балансе  балансе до 48 - 49         энергетическом
 до 51 - 52 процентов    процентов                  балансе до 46 - 47
                                                    процентов

 Доведение доли                                     Доведение доли
 нетопливной энергетики                             нетопливной
 в топливно-                                        энергетики в
 энергетическом балансе                             топливно-
 до 11 - 12 процентов                               энергетическом
                                                    балансе до 13 - 14
                                                    процентов

      9. Обеспечение рационального соотношения экспорта и внутреннего
               потребления топливно-энергетических ресурсов

 Выравнивание вывозных                              Создание эффективной
 таможенных пошлин на                               устойчивой системы
 темные и светлые                                   оптимизации экспорта
 нефтепродукты с целью                              и внутреннего
 повышения                                          потребления топливно-
 экономической                                      энергетических
 эффективности                                      ресурсов на базе
 внутрироссийских                                   учета мировых и
 проектов по глубокой                               внутренних цен,
 переработке нефти.                                 текущих требований
 Обеспечение                                        обеспечения
 равнодоходности                                    энергетической
 поставок                                           безопасности и
 энергоносителей на                                 геополитических
 внутренний рынок и на                              интересов страны
 экспорт за счет:
 рационального
 регулирования
 таможенных пошлин;
 экономически
 обоснованного
 повышения внутренних
 цен на энергоносители

                         Опережающий рост           Снижение темпов роста
                         внутреннего потребления    экспорта топливно-
                         основных видов топливно-   энергетических
                         энергетических ресурсов    ресурсов с низкой
                         (нефть, газ, уголь)        добавленной
                                                    стоимостью
                                                    (нефть, природный
                                                    газ, необогащенный
                                                    уголь и прочее)

    10. Стимулирование производства, экспорта и внутреннего потребления
             энергоносителей с высокой добавленной стоимостью

 Стимулирование          Стимулирование             Государственная
 повышения качества      производства и экспорта    поддержка развития
 моторных топлив и       продукции газохимии и      производства
 глубины переработки     нефтехимии                 синтетического
 нефти на основе:                                   жидкого топлива на
 ужесточения стандартов                             основе всех видов
 качества моторного                                 энергоресурсов
 топлива;                                           (природный газ,
 дифференциации ставок                              уголь, биомасса и
 акцизов, стимулирующей                             прочее)
 производство
 качественного топлива;
 стимулирования
 модернизации нефте- и
 газоперерабатывающих
 комплексов на
 территории Российской
 Федерации

 Осуществление комплекса                            Рост экспорта
 программных мер по                                 топливно-
 развитию нефте- и                                  энергетических
 газохимии в Восточной                              ресурсов с высокой
 Сибири и на Дальнем                                добавленной
 Востоке.                                           стоимостью (моторные
 Государственная                                    топлива, продукты
 поддержка пилотных                                 нефтехимии, газохимии
 проектов обогащения и                              и углехимии и прочее)
 глубокой переработки
 угля

 Исключение из оборота   Исключение из оборота      Обеспечение глубины
 топлива с классом       топлива с классом ниже 5-  нефтепереработки не
 ниже 4-го.              го.                        менее 89 - 90
 Обеспечение глубины     Обеспечение глубины        процентов
 нефтепереработки не     нефтепереработки не менее
 менее 78 - 79           82 - 83 процентов
 процентов

                   Региональная энергетическая политика

  11. Совершенствование взаимодействия федеральных и региональных властей
                          в энергетической сфере

 Законодательное         Усиление совместного       Формирование
 разграничение           контроля за соблюдением    устойчивой системы
 полномочий и            хозяйствующими субъектами  взаимодействия
 ответственности в       федерального и             региональных и
 сфере                   регионального              федеральных властей в
 энергосбережения, в     законодательства в сфере   сфере энергетической
 отношении обеспечения   энергетики                 политики
 надежности и
 безопасности
 энергоснабжения, а
 также мер
 регулирования в
 энергетическом секторе
 между федеральными,
 региональными органами
 исполнительной власти
 и органами местного
 самоуправления

 Гармонизация            Согласованность            Эффективная система
 федеральных программ и  федеральных программ       разделения полномочий
 стратегий развития      развития энергетики и      и ответственности в
 отдельных отраслей      программ социально-        энергетической сфере
 топливно-               экономического развития    между федеральными,
 энергетического         регионов                   региональными и
 комплекса с                                        местными властями
 программами и
 стратегиями социально-
 экономического
 развития регионов.
 Оптимизация системы
 финансовых отношений
 между федеральным
 центром и
 ресурсодобывающими
 регионами

   12. Государственная поддержка развития региональной и межрегиональной
                       энергетической инфраструктуры

 Государственная         Государственная поддержка  Реализация
 поддержка               развития региональной      региональных
 строительства и         энергетической             стратегических
 расширения              инфраструктуры сообразно с инициатив государства
 региональной и          типом регионального        и бизнеса на условиях
 межрегиональной         энергетического развития.  частно-
 энергетической          Поддержание устойчивости   государственного
 инфраструктуры.         функционирования           партнерства в части
 Государственная         существующей и             освоения полуострова
 поддержка модернизации  государственная поддержка  Ямал, Арктики,
 и оптимизации режима    строительства новой        Восточной Сибири и
 эксплуатации            региональной и             Дальнего Востока
 существующей            межрегиональной
 региональной            энергетической
 энергетической          инфраструктуры
 инфраструктуры.
 Формирование
 обязательной системы
 сезонного
 резервирования топлива
 для проблемных
 регионов. Обеспечение
 достаточной пропускной
 способности
 энерготранспортной
 инфраструктуры
 (газопроводы,
 электрические сети) в
 пиковые периоды
 энергопотребления

 Ликвидация "узких мест"                            Минимизация
 в энергоснабжении                                  диспропорций в
 регионов                                           энергообеспеченности
                                                    между
                                                    энергоизбыточными и
                                                    энергодефицитными
                                                    регионами страны

     13. Стимулирование комплексного развития региональной энергетики

 Разработка и реализация Формирование устойчивой    Формирование
 региональных            системы энергетического    региональных
 энергетических          обеспечения                энергетических систем
 программ (в том числе   труднодоступных и          на основе
 программ                удаленных территорий на    экономически
 энергосбережения).      основе расширенного        эффективного
 Стимулирование развития эффективного использования сочетания
 регионального малого и  местных энергоресурсов     использования местных
 среднего бизнеса в                                 и привозных
 сфере энергетических                               источников энергии,
 услуг.                                             оптимального режима
 Стимулирование                                     работы региональной и
 использования местных                              межрегиональной
 топливно-                                          энергетической
 энергетических                                     инфраструктуры,
 ресурсов                                           снижения вредного
 (возобновляемые                                    воздействия на
 источники энергии,                                 окружающую среду
 местные виды топлив,
 отходы и прочее) с
 последующим их
 вовлечением в
 региональные топливно-
 энергетические
 балансы.
 Оптимизация
 региональных систем
 теплоснабжения на
 основе экономически
 эффективного сочетания
 централизованного и
 децентрализованного
 теплоснабжения

 Доведение доли местных  Качественное повышение     Доведение доли местных
 источников энергии в    уровня региональной        источников энергии в
 региональных топливно-  энергетической             региональных
 энергетических          безопасности               топливно-
 балансах до 10                                     энергетических
 процентов                                          балансах до 20
                                                    процентов.
                                                    Оптимизация
                                                    территориальной
                                                    структуры
                                                    производства и
                                                    потребления топливно-
                                                    энергетических
                                                    ресурсов

         Инновационная и научно-техническая политика в энергетике

        14. Создание устойчивой национальной инновационной системы
                            в сфере энергетики

 Формирование основ      Опережающее развитие       Широкое внедрение
 национальной            отечественных              отечественных
 инновационной системы   инновационных технологий в энергетических
 топливно-               сфере топливно-            инноваций на основе
 энергетического         энергетического комплекса  принципов проектного
 комплекса на базе:      на основе:                 управления созданием
 создания системы        создания технико-          и внедрением
 технологического        внедренческих зон и        инновационных решений
 прогнозирования в       технопарков;               с участием
 энергетике;             содействия развитию        государства и частных
 государственной         венчурного бизнеса в сфере компаний
 поддержки импорта       инноваций в энергетике
 ключевых комплексных    Развитие стимулирующего
 технологий и покупки    налогообложения для
 инновационных           инжиниринговых, проектных
 зарубежных активов      фирм, а также для иных
 ("технологических       компаний (в том числе
 доноров") в сфере       производственных),
 топливно-               внедряющих передовые
 энергетического         (инновационные) технологии
 комплекса;              в энергетике
 создания единой системы
 научных и опытно-
 конструкторских
 центров,
 функционирующих на
 принципах частно-
 государственного
 партнерства и
 обеспечивающих весь
 процесс от начала
 разработки до
 коммерческой
 реализации инноваций в
 сфере топливно-
 энергетического
 комплекса;
 государственной
 поддержки
 использования
 возобновляемых
 источников энергии и
 исследований,
 направленных на
 повышение
 экономической
 эффективности проектов
 использования
 возобновляемых
 источников энергии;
 разработки и реализации
 комплекса программных
 мер по сохранению и
 развитию кадрового
 потенциала

 Доведение доли          Доведение доли российского Доведение доли
 российского             оборудования мирового      российского
 оборудования мирового   технологического уровня до оборудования мирового
 технологического        30 процентов               технологического
 уровня в общих                                     уровня до 50
 поставках оборудования                             процентов
 для топливно-
 энергетического
 комплекса до 20
 процентов

                     Социальная политика в энергетике

         15. Обеспечение надежного энергоснабжения населения страны
                             по доступным ценам

 Повышение надежности    Создание эффективной и
 энергообеспечения       прозрачной системы
 населения, объектов     механизмов контроля и
 жилищно-коммунального   регулирования темпов роста
 хозяйства и бюджетной   цен на энергию для
 сферы на основе:        населения
 совершенствования
 нормативной правовой
 базы в целях повышения
 ответственности за
 энергоснабжение
 населения;
 ликвидации практики
 ведомственного
 энергоснабжения
 населения за счет
 крупных промышленных
 предприятий и
 организаций.
 Совершенствование
 регулирования
 розничных цен на
 энергию (газ,
 электроэнергия, тепло)
 для населения с учетом
 развития системы
 адресной социальной
 поддержки населения и
 повышения качества
 системы нормирования
 потребления населением
 топливно-
 энергетических
 ресурсов, используемых
 для бытовых нужд

 Минимизация числа       Доведение доли затрат на   Доведение доли затрат
 энергоаварий и          энергию (газ,              на энергию (газ,
 отключений энергии в    электроэнергия, тепло) в   электроэнергия,
 коммунально-бытовом     доходах домохозяйств до    тепло) в доходах
 секторе.                уровня не более 12 - 13    домохозяйств до
 Доведение доли затрат   процентов                  уровня не более 8 -
 на энергию (газ,                                   10 процентов
 электроэнергия, тепло)
 в доходах домохозяйств
 до уровня не более 15
 процентов

      16. Расширение реального взаимодействия энергетического бизнеса
      и общества при решении проблем развития энергетического сектора

 Стимулирование создания Поддержка роста            Создание центров
 публичных               численности и расширения   социального контроля
 энергетических          спектра деятельности       деятельности
 компаний за счет        публичных энергетических   публичных
 обеспечения им          компаний, стимулирование   энергетических
 льготных условий        увеличения финансовых      компаний,
 получения               вложений населения в       обеспечивающих
 государственных         активы энергетических      комплексный учет
 гарантий и кредитов,    компаний.                  интересов населения
 страхования             Рост числа публичных       при долгосрочном
 инвестиций.             энергетических компаний.   планировании их
 Привлечение населения к Рост объемов финансовых    развития (экология,
 участию в управлении    вложений населения в       социальная сфера и
 публичными компаниями   активы энергетических      другие)
 через пенсионные фонды  компаний
 и иные формы
 организации
 коллективных
 инвестиций.
 Привлечение населения к
 обсуждению крупных
 энергетических
 проектов в регионах,
 обязательный учет
 интересов местного
 населения при их
 реализации

    17. Развитие и повышение эффективности использования человеческого
                    потенциала в энергетическом секторе

 Восстановление единой                              Формирование
 российской системы                                 устойчивой
 подготовки кадров для                              саморегулирующейся
 топливно-                                          системы
 энергетического                                    воспроизводства
 комплекса на основе                                кадров для топливно-
 развития частно-                                   энергетического
 государственного                                   комплекса на основе
 партнерства в сфере                                стимулирования
 привлечения и                                      мобильности персонала
 подготовки молодых                                 и совершенствования
 специалистов низшего и                             принципов проектного
 среднего звена.                                    управления кадровым
 Расширенное                                        потенциалом топливно-
 воспроизводство и                                  энергетического
 привлечение кадрового                              комплекса
 потенциала для
 освоения новых районов
 Восточной Сибири и
 Дальнего Востока,
 полуострова Ямал и
 арктического
 континентального
 шельфа на основе:
 создания системы
 специализированных
 региональных центров
 подготовки
 специалистов в сфере
 топливно-
 энергетического
 комплекса;
 обеспечения всех
 социальных условий
 работы персонала в
 сложных природных
 условиях освоения
 новых районов, в том
 числе вахтовым
 способом за счет
 использования
 мобильных систем
 социальной
 инфраструктуры

 Доведение числа занятых                            Доведение числа
 в возрасте моложе 40                               занятых в возрасте
 лет до 30 процентов.                               моложе 40 лет до 40 -
 Доведение числа занятых                            50 процентов.
 с высшим                                           Доведение числа
 (профессиональным)                                 занятых с высшим
 техническим                                        (профессиональным)
 образованием до 60                                 техническим
 процентов                                          образованием до 70 -
                                                    80 процентов
                                                    Рост мобильности
                                                    персонала

                      Внешняя энергетическая политика

 18. Отражение национальных интересов России в рамках формируемой системы
              функционирования мировых энергетических рынков

 Разработка концепции и  Разработка и согласование  Унификация и
 программы перестройки   документов о правилах      гармонизация базовых
 энергетических рынков   функционирования           нормативно-правовых
 в направлении           энергетических рынков (в   принципов
 отражения               формате соответствующих    национального
 фундаментальных         международных              законодательства и
 факторов соотношения    организаций), правил       международного права,
 спроса и предложения и  доступа энергетических     регулирующих
 снижения роли           компаний к инфраструктуре  сотрудничество на
 краткосрочных факторов  и видам деятельности на    мировом
 и спекулятивного        мировых рынках (как на     энергетическом рынке.
 поведения.              двусторонней, так и на
 Формирование            многосторонней основе)
 инициативных
 предложений по
 корректировке
 действующих и
 разработке новых
 международных
 юридических документов
 в сфере энергетики,
 включая развитие
 международно
 признанных правил
 транзита и создание
 механизма страхования
 транзитных рисков.

 Решение проблем         Формирование рамочной      Создание действующей
 урегулирования          системы правового          системы правовых
 правового статуса в     регулирования отношений в  инструментов,
 спорных регионах, в     сфере энергетики,          обеспечивающих баланс
 том числе в Арктике,    направленной на повышение  интересов стран-
 Каспийском и Южно-      устойчивости мировых       экспортеров,
 Китайском морях и       энергетических рынков      импортеров и
 других.                                            транзитеров топливно-
 Осуществление                                      энергетических
 комплексного                                       ресурсов
 мониторинга
 международного
 энергетического
 сотрудничества.
 Преодоление негативных
 последствий мирового
 экономического кризиса
 и снижение рисков
 на рынке
 энергоносителей.

            19. Диверсификация экспортных энергетических рынков

 Оценка перспективных    Рационализация размещения  Участие России в
 направлений             производства топливно-     формировании
 диверсификации          энергетических ресурсов на глобальной
 экспортных              территории Российской      энергетической
 энергетических рынков   Федерации с учетом         инфраструктуры,
                         региональных экспортных    включая расширение
                         рынков и расширения        инфраструктуры для
                         участия России в           поставок топливно-
                         региональных               энергетических
                         энергетических альянсах    ресурсов на новые
                                                    рынки и увеличение
                                                    доли инфраструктуры,
                                                    не привязанной к
                                                    определенным
                                                    маршрутам поставок
                                                    (порты, супертанкеры,
                                                    поставки сжиженного
                                                    природного газа и
                                                    другие)

 Доведение доли стран    Доведение доли стран       Доведение доли стран
 Азиатско-               Азиатско-Тихоокеанского    Азиатско-
 Тихоокеанского региона  региона в структуре        Тихоокеанского
 в структуре             российского экспорта       региона в структуре
 российского экспорта    топливно-энергетических    российского экспорта
 топливно-               ресурсов до 21 - 22        топливно-
 энергетических          процентов.                 энергетических
 ресурсов до 16 - 17     Сохранение объемов         ресурсов до 26 - 27
 процентов.              российского экспорта       процентов.
 Увеличение объемов      топливно-энергетических    Сохранение объемов
 российского экспорта    ресурсов в Европу          российского экспорта
 газа в страны Европы                               топливно-
                                                    энергетических
                                                    ресурсов в Европу

     20. Диверсификация товарной структуры экспорта, повышение объема
       вывоза продукции с более высокой долей добавленной стоимости

 Мониторинг мировых      Стимулирование развития    Государственная
 энергетических рынков   новых технологических      поддержка повышения
 и регулярная оценка     возможностей для           доли энергоресурсов
 перспективного спроса   диверсификации структуры   высокой степени
 на российские           экспорта, включая          переработки
 энергоресурсы высокой   повышение эффективности    (добавленной
 степени переработки     процессов преобразования   стоимости) в общей
                         газа в моторное топливо,   структуре экспорта
                         транспортировку газа в     российских топливно-
                         виде сжатого газа,         энергетических
                         газогидратов и другие      ресурсов
                                                    (рациональные
                                                    таможенные пошлины,
                                                    государственные
                                                    гарантии, страхование
                                                    рисков и другие)

 Доведение доли          Доведение доли сжиженного  Доведение доли
 сжиженного природного   природного газа в экспорте сжиженного природного
 газа в экспорте газа    газа до 10 - 11 процентов. газа в экспорте газа
 до 6 - 7 процентов.     Доведение доли первичных   до 14 - 15 процентов.
 Доведение доли          топливно-энергетических    Доведение доли
 первичных топливно-     ресурсов в экспорте        первичных топливно-
 энергетических          продукции топливно-        энергетических
 ресурсов в экспорте     энергетического комплекса  ресурсов в экспорте
 продукции топливно-     до уровня не более 80      продукции топливно-
 энергетического         процентов                  энергетического
 комплекса до уровня не                             комплекса до уровня
 более 85 процентов                                 не более 70 процентов

     21. Обеспечение стабильных условий на экспортных рынках, включая
    гарантированность спроса и обоснованность цен на основные продукты
                    российского экспорта энергоресурсов

 Развитие системы        Диверсификация структуры    Создание эффективной
 долгосрочных            производства                международной системы
 контрактов на поставку  энергоресурсов, активное    экспертного анализа и
 российских топливно-    участие российской стороны  прогнозирования
 энергетических          в технологических           важнейших процессов
 ресурсов и ограничение  разработках и обмене        на энергетических
 спекулятивной           информацией о прогрессе в   рынках,
 активности на           ключевых технологических    обеспечивающей
 энергетических рынках.  разработках                 повышение
 Увеличение долевого                                 устойчивости и
 участия российских                                  объективности
 компаний в действующей                              соответствующих
 инфраструктуре                                      оценок
 транзита и доставки
 российских
 энергоносителей и
 строительстве
 эффективной
 альтернативной
 инфраструктуры
 Создание российской
 системы мониторинга и
 анализа мировых
 процессов в энергетике
 и критических угроз на
 пути обеспечения
 стабильных условий на
 экспортных рынках
 российских
 энергоресурсов.
 Заключение
 многосторонних и
 двусторонних
 межправительственных
 соглашений по транзиту
 топливно-
 энергетических
 ресурсов, унификации
 технических условий
 работы энергосистем,
 техническому
 регулированию в
 энергетике.
 Расширение числа
 биржевых площадок,
 стимулирование
 развития международной
 биржевой торговли
 нефтью и
 нефтепродуктами с
 расчетами в валюте
 Российской Федерации.
 Формирование
 национальных ценовых
 индикаторов российских
 сортов нефти и
 нефтепродуктов.
 Создание
 государственного
 нефтяного резерва
 Российской Федерации.

 Снижение рисков                                    Стабильные и
 транзита и                                         благоприятные условия
 транспортировки                                    для экспорта
 российских                                         продукции российского
 энергоносителей на                                 топливно-
 экспортные рынки.                                  энергетического
 Устойчивый долгосрочный                            комплекса
 спрос на российские
 энергоресурсы на
 экспортных рынках.
 Создание системы
 мониторинга темпов
 развития и
 диверсификации
 производства топливно-
 энергетических
 ресурсов

         22. Укрепление позиций ведущих российских энергетических
                           компаний за рубежом

 Развитие                Разработка и реализация    Создание глобальных
 взаимовыгодного обмена  скоординированных с        производственно-
 энергетическими         другими                    технологических
 активами и иных форм    внешнеэкономическими       цепочек в поставках
 международного          направлениями программ     энергоресурсов с
 сотрудничества со       действий по усилению       участием российских
 странами -              позиций России в           компаний и компаний
 потребителями           региональном               стран - потребителей
 российских              энергетическом             российских
 энергоресурсов.         сотрудничестве (страны     энергоресурсов.
 Заключение              Европейского Союза,        Углубление разделения
 межправительственных    Азиатско-Тихоокеанского    труда и повышение
 соглашений о            региона, Ближний Восток,   эффективности
 сотрудничестве с        Африка, Центральная и Юго- производства и
 учетом продвижения      Восточная Азия, Латинская  экспорта топливно-
 интересов российских    Америка, Китай).           энергетических
 энергетических                                     ресурсов и
 компаний.                                          энергетических
 Овладение передовым                                технологий
 менеджментом и
 управлением сложными
 энергетическими
 проектами, новыми
 передовыми
 энергетическими
 технологиями, в том
 числе при совместной
 разработке и внедрении
 в России экологически
 безопасных технологий
 и оборудования

                         Проведение гибкой политики Стабильное присутствие
                         взаимодействия с           одной российской
                         транснациональными         компании
                         корпорациями, активное     энергетического
                         взаимодействие российских  сектора в первой
                         компаний с новыми          тройке ведущих мировых
                         национальными корпорациями энергетических
                         и другими игроками на      компаний и в первой
                         международном рынке        пятерке мировых
                         (сервисными, финансовыми   компаний в целом и
                         компаниями).               двух российских
                         Укрепление позиций         компаний в первой
                         российской атомной         десятке обоих
                         энергетики на мировых      рейтингов
                         рынках атомной
                         электрогенерации,
                         реакторостроения,
                         фабрикации топлива, добычи
                         природного урана,
                         конверсии, обогащения

 Информационная,         Информационная,            Информационная,
 политическая и          политическая и             политическая и
 экономическая           экономическая поддержка    экономическая
 поддержка деятельности  деятельности российских    поддержка деятельности
 российских              энергетических компаний за российских
 энергетических          рубежом                    энергетических
 компаний за рубежом                                компаний за рубежом

    23. Обеспечение эффективной международной кооперации по рисковым и
      сложным проектам в России (в том числе по шельфовым проектам в
                           арктических условиях)

 Создание                Стимулирование роста
 благоприятных,          конкурентоспособности
 стабильных, прозрачных  российских компаний в
 и взаимовыгодных        указанной сфере реализации
 условий для             сложных энергетических
 привлечения             проектов
 иностранных инвестиций
 и компетентных
 иностранных партнеров
 в режиме международной
 кооперации

 Доведение доли прямых   Доведение доли прямых      Доведение доли прямых
 зарубежных инвестиций   зарубежных инвестиций в    зарубежных инвестиций
 в общей структуре       общей структуре инвестиций в общей структуре
 инвестиций в топливно-  в топливно-энергетическом  инвестиций в топливно-
 энергетическом          комплексе до уровня не     энергетическом
 комплексе до уровня не  менее 8 процентов          комплексе до уровня не
 менее 5 процентов                                  менее 12 процентов

 Достижение                                         Масштабное участие
 рациональных объемов                               российских компаний в
 добычи и                                           реализации зарубежных
 воспроизводства                                    проектов
 запасов нефти и газа
 на континентальном
 шельфе и в других
 особо сложных условиях
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────