II. Этапы инновационного развития

II. Этапы инновационного развития

Модель инновационного социально ориентированного развития наряду с использованием традиционных конкурентных преимуществ в энергосырьевом секторе предполагает создание и активизацию новых факторов экономического роста, отвечающих вызовам долгосрочного периода. Это - прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализация экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, ускоренное распространение новых технологий в экономике и развитие высокотехнологичных производств, активизация внешнеэкономической политики. Действие этих факторов суммарно обеспечивает выход российской экономики на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 106,4 - 106,5 процента в год.

Инновационное развитие российской экономики в 2008 - 2020 годах будет проходить в 2 этапа, различающиеся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства.

Первый этап (2008 - 2012 годы) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития.

Данный этап характеризуется следующими условиями социально-экономического развития:

адаптация экономики к негативным явлениям на мировых финансовых рынках;

сужение возможностей форсированного наращивания энергетического и сырьевого экспорта, адаптация экономики к ухудшению внешнеэкономической конъюнктуры и снижению мировых цен на нефть и сырье, а также развертыванию мирового финансового и экономического кризиса;

сокращение предложения трудовых ресурсов в связи со снижением численности населения в трудоспособном возрасте, обострение дефицита профессиональных кадров;

негативное влияние на экономику ограничений со стороны энергетической и транспортной инфраструктуры;

усиление конкуренции на внутренних рынках, связанной, с одной стороны, с возрастанием требований потребителей к качеству товаров, с другой - с исчерпанием ценовых конкурентных преимуществ обрабатывающих производств;

изменение макроэкономической ситуации, прекращение укрепления рубля в связи со снижением внешнеторгового сальдо.

Основные приоритеты социальной и экономической политики на данном этапе включают следующее:

в области развития человеческого потенциала:

принятие неотложных мер в сфере демографии и здоровья населения, направленных на стабилизацию демографической обстановки в обществе, снижение смертности в трудоспособном возрасте;

выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума, внедрение новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, ориентированных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг и учитывающих сложность и объемы выполняемой работы;

решение основных социальных проблем военнослужащих;

преодоление проблемы бедности пенсионеров (минимальный уровень пенсии устанавливается с 2010 года на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии повышается до 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера к 2016 - 2020 годам);

структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения;

создание механизмов доступности качественного жилья, решение проблемы ветхого и аварийного жилья, модернизация жилищно-коммунального хозяйства;

улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления, повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой;

возрождение массовой физической культуры и вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом;

создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке;

в области создания высококонкурентной институциональной среды:

развитие конкурентных рынков товаров и услуг, капитала, рабочей силы, создание инфраструктуры международного финансового центра в г. Москве;

либерализация экономической среды, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, налаживание институтов частно-государственного партнерства;

создание эффективного государства, снижение уровня коррупции;

поддержание макроэкономического равновесия, обеспечение стабильного курса рубля и снижение инфляции до 5 - 6,5 процента в год;

сокращение избыточной части государственного и муниципального секторов экономики;

в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:

завершение формирования национальной инновационной системы, модернизация фундаментальной и прикладной науки и профессионального образования;

содействие модернизации высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе в кооперации с ведущими мировыми производителями, выходу на мировые рынки с новыми высокотехнологичными продуктами;

содействие повышению конкурентоспособности массовых обрабатывающих производств промышленности (в том числе переработка сырья, металлургия, химия, производство строительных материалов, автомобилестроение, пищевая промышленность) с целью рационализации импорта и увеличения экспорта продуктов переработки;

содействие развитию малого и среднего бизнеса;

в области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:

преодоление в основном дефицита энергетических мощностей (в генерации электрической энергии и сетевом хозяйстве), завершение реформы электроэнергетики, развертывание масштабных инвестиционных проектов в отрасли;

завершение крупномасштабных проектов в области добычи, переработки и транспортировки углеводородов, направленных на обеспечение внутреннего спроса и диверсификацию их экспорта;

реализация масштабных проектов по развитию транспортной сети, повышение качества и снижение стоимости транспортных услуг для населения и бизнеса;

в области укрепления внешнеэкономических позиций России:

формирование таможенного союза со странами ЕврАзЭС, включая гармонизацию законодательства и правоприменительной практики;

расширение сотрудничества по осуществлению взаимных инвестиций, в том числе со странами ЕврАзЭС, для обеспечения устойчивости торговых и кооперационных связей и повышения трансграничной мобильности факторов производства;

развитие устойчивых производственных кооперационных связей со странами - технологическими лидерами, в том числе в целях осуществления совместных проектов выхода на глобальные рынки;

завершение процесса присоединения к Всемирной торговой организации и создание инфраструктуры полноценного участия России в этой организации, вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития;

в области сбалансированного пространственного развития:

создание новых центров развития на Юге России, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, связанных с комплексной переработкой сырья, развитием рекреационной инфраструктуры;

формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской частях России.

На первом этапе будут достигнуты следующие целевые макроэкономические индикаторы (2012 год к 2007 году):

увеличение ожидаемой продолжительности жизни - 2,5 года;

рост валового внутреннего продукта - 137 - 138 процентов;

рост производительности труда - 140 - 141 процент;

снижение энергоемкости валового внутреннего продукта - 81 - 83 процента;

рост реальных располагаемых доходов населения - 153 - 154 процента;

рост инвестиций в основной капитал - 180 - 185 процентов;

расходы на НИОКР (частные и государственные расходы) - 1,4 - 1,6 процента валового внутреннего продукта;

расходы на образование (частные и государственные расходы) - 5,5 - 5,7 процента валового внутреннего продукта;

расходы на здравоохранение (частные и государственные расходы) - 5,2 - 5,4 процента валового внутреннего продукта.

Второй этап (2013 - 2020 годы) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

Условия социально-экономического развития на данном этапе характеризуются:

ожидаемой новой технологической инновационной волной в ведущих странах мира, связанной с распространением новых технологий, качественно меняющих свойства выпускаемых товаров, процессы производства и потребления;

повышением демографической нагрузки на трудоспособное население, способным усилить напряженность в пенсионной системе;

наличием созданных в предшествующий период экономических институтов, стимулирующих предпринимательскую и инвестиционную активность, и национальной инновационной системы;

интенсивным расширением среднего класса, формирующим спрос на комфортное жилье, качественные услуги образования и здравоохранения;

преодолением в основном ограничений в экономике со стороны энергетической и транспортной сетей;

возрастанием требований к экологическим параметрам производства.

Основные приоритеты социальной и экономической политики на втором этапе включают следующее:

в области развития человеческого потенциала:

распространение стандартов здорового образа жизни;

переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам;

внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения;

выход на современные стандарты жилищных условий, реализация новых технологий строительства жилья;

распространение механизмов социального партнерства, обеспечение сбалансированности заработной платы и производительности труда;

создание эффективной пенсионной системы на принципах страхования и накопления;

установление минимального размера оплаты труда на уровне восстановительного потребительского бюджета (превышающего прожиточный минимум трудоспособного населения в 2 - 2,2 раза);

в области создания высококонкурентной институциональной среды:

адаптация экономических институтов к требованиям глобальной мобильности факторов производства и трансграничной производственной кооперации;

обеспечение глобальной конкурентоспособности банковского сектора, финансовых рынков;

снижение инфляции до 3 - 3,5 процента в год;

в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:

интеграция национальной инновационной системы в глобальную инновационную систему, интеграция науки, образования и бизнеса;

расширение позиций российских компаний на мировых высокотехнологичных рынках, превращение высокотехнологичных производств и отраслей экономики знаний в значимый фактор экономического роста;

обеспечение интенсивного технологического обновления массовых производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий, формирование центров глобальной компетенции в обрабатывающей промышленности, сфере интеллектуальных услуг и других секторах экономики, решение проблемы обеспечения экономики высокопрофессиональными кадрами;

в области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:

масштабное внедрение новых ресурсосберегающих технологий в электроэнергетике (включая чистые угольные технологии), расширение производства электроэнергии на атомных электростанциях;

расширение ресурсной базы экономики, активное освоение месторождений углеводородов арктического шельфа и Восточной Сибири;

завершение формирования опорной транспортной сети, интегрированной в мировую транспортную систему, наращивание экспорта транспортных услуг;

транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территорий Сибири и Дальнего Востока и разработки новых месторождений полезных ископаемых;

внедрение новых транспортных (перевозочных) и транспортно-логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг;

переход сельского хозяйства к устойчивому режиму развития при значительном укреплении позиции России на мировых рынках продовольствия;

опережающее развитие энергетической инфраструктуры, преодоление в основном дефицита энергетических мощностей (в генерации электрической энергии и сетевом хозяйстве), завершение реформы электроэнергетики, развертывание масштабных инвестиционных проектов в отрасли;

в области укрепления внешнеэкономических позиций России:

обеспечение полномасштабного функционирования таможенного союза и формирование единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС;

формирование зон свободной торговли с заинтересованными странами-соседями на евразийском пространстве;

расширение гибких разносторонних отношений с мировыми экономическими центрами, расширение участия в региональных организациях Азиатско-Тихоокеанского региона;

превращение России в один из мировых финансовых центров, обеспечение лидирующих позиций на финансовых рынках евразийского пространства;

превращение российского рубля в ведущую региональную резервную валюту;

в области сбалансированного пространственного развития:

комплексное развитие территорий Сибири и Дальнего Востока, закрепление населения в восточных регионах страны;

снижение территориальной социально-экономической дифференциации до уровня, обусловленного объективными различиями регионов;

обеспечение сбалансированности доходной базы и расходных обязательств регионов;

развитие на инновационной основе центров экономического роста (в перспективных специализациях) на Урале, в Поволжье, на Северо-Западе, формирование новых центров расселения и концентрации высокотехнологичного бизнеса в Центральной России.

На втором этапе будут достигнуты следующие целевые макроэкономические индикаторы (2020 год к 2012 году):

увеличение ожидаемой продолжительности жизни - 2 года;

рост валового внутреннего продукта - 164 - 166 процентов;

рост производительности труда - 171 - 178 процентов;

снижение энергоемкости валового внутреннего продукта - 70 - 75 процентов;

рост реальных располагаемых доходов населения - 164 - 172 процента;

рост инвестиций в основной капитал - 215 - 223 процента;

расходы на НИОКР (частные и государственные расходы) - 3 процента валового внутреннего продукта;

расходы на образование (частные и государственные расходы) - 6,5 - 7 процентов валового внутреннего продукта;

расходы на здравоохранение (частные и государственные расходы) - 6,7 - 7 процентов валового внутреннего продукта.

Развитие после 2020 года будет направлено на закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.

Условия социально-экономического развития на данном этапе характеризуются:

переходом России в группу стран с высоким уровнем дохода на душу населения, доминированием массового среднего класса в социальной структуре общества;

развертыванием новых инфраструктурных проектов, направленных на развитие атомной энергетики и использование альтернативных видов топлива и энергии, а также высокотехнологичных транспортных систем;

эффективной интеграцией России в систему мирового разделения труда, что позволит реализовать ее конкурентный потенциал в сферах высоких технологий, экономики знаний, энергетики и транспорта;

расширением передовых позиций российской науки по приоритетным направлениям научных исследований;

ужесточением экологических требований.

Приоритеты социальной и экономической политики в этот период включают следующее:

в области развития человеческого потенциала:

улучшение качества социальной среды и здоровья нации, выход на стабильные демографические показатели и повышение продолжительности жизни;

ускоренное развитие человеческого потенциала, выход на стандарты обеспечения услугами образования и здравоохранения, характерные для развитых стран;

переход к комфортному типу расселения, доступному для основной массы населения;

снижение бедности до уровня, характерного для развитых стран;

в области создания высококонкурентной институциональной среды:

развитие государственного управления экономикой, адаптированного к сетевым международным формам ведения бизнеса, системам глобальной кооперации;

развитие новых форм социального партнерства, гражданского контроля за деятельностью государства и корпораций;

создание полноценной финансовой системы, интеграция банковской и финансовой систем в мировое хозяйство;

снижение инфляции до уровня менее 3 процентов в год;

в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:

устойчивое развитие высокотехнологичного сектора как составной части мирового рынка высокотехнологичной продукции;

формирование новых высококонкурентных отраслей, основанных на экономике знаний;

расширение интеграции обрабатывающих отраслей в мировую экономику на основе их встраивания в глобальные цепочки производства добавленной стоимости;

развитие экологически чистых производств;

в области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:

развитие экологически чистых способов производства энергии;

интеграция транспортной и энергетической систем в структуры глобальной экономики, эффективное функционирование международных транспортных коридоров;

повышение качества транспортных услуг и внедрение новых транспортных технологий;

в области укрепления внешнеэкономических позиций России:

обеспечение функционирования работоспособных экономических объединений на евроазиатском экономическом пространстве с участием и при лидирующей роли России;

достижение ключевой роли России в выработке мирового экономического порядка и решении глобальных проблем в рамках участия в международных институтах сотрудничества;

в области сбалансированного пространственного развития:

обеспечение высокой территориальной мобильности населения и сопоставимых условий жизни на всей территории страны;

обеспечение высокой экономической активности в восточных и южных регионах страны.

За пределами 2020 года накопленный потенциал знаний и капитала, соответствующий передовым экономикам мира, определит сохранение тенденций устойчивого социально-экономического развития страны с опорой на инновационные высокотехнологичные сектора экономики и сектор услуг как основные движущие силы экономического роста. К 2030 году валовой внутренний продукт может вырасти по сравнению с 2007 годом в 3,8 раза, а валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности достичь 51 тыс. долларов США (в ценах 2005 года).