V. Механизмы реализации Стратегии

V. Механизмы реализации Стратегии

При реализации Стратегии предстоит всесторонне совершенствовать механизмы реализации конкретных направлений государственной социальной политики, относящей граждан старшего поколения к особой социально-демографической группе и учитывающей специфику их жизнедеятельности.

Механизмы реализации Стратегии будут определяться в зависимости от их направленности, а также с учетом инструментов, которыми необходимо будет воспользоваться для достижения целей и задач Стратегии.

К механизмам реализации всех направлений Стратегии относятся:

правовые;

организационно-управленческие;

кадровые;

финансово-экономические;

научно-методические;

информационные.

Правовые механизмы включают в себя:

развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативных правовых баз для реализации приоритетных направлений Стратегии;

обеспечение обоснованности принимаемых решений, федеральных и региональных целевых программ, направленных на поддержку граждан старшего поколения;

нормотворческую деятельность по совершенствованию системы правовых гарантий благосостояния граждан старшего поколения наряду с развитием новых социальных технологий поддержки семьи, в первую очередь многопоколенной.

Организационно-управленческие механизмы включают в себя:

совершенствование существующих механизмов управления и общественного контроля при реализации гражданами старшего поколения своих прав и свобод;

эффективную реализацию межведомственного взаимодействия при реализации прав граждан старшего поколения;

системное изучение и распространение опыта работы при предоставлении гражданам старшего поколения государственных и муниципальных услуг;

укрепление партнерства органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественными объединениями, особенно благотворительной ориентации, и оказание им содействия в осуществлении деятельности по предоставлению услуг гражданам старшего поколения, защите их прав и интересов, повышению социальной активности;

организацию мониторинга достижения цели и задач реализации Стратегии.

Кадровые механизмы включают в себя:

совершенствование кадрового обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам старшего поколения;

подготовку и дополнительное профессиональное образование научных, педагогических работников, специалистов широкого профиля по работе с пожилыми людьми, а также юристов, демографов, психологов, врачей-гериатров, социологов, педагогов, социальных работников в целях кадрового обеспечения реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения.

Финансово-экономические механизмы включают в себя:

совершенствование организационно-финансовых механизмов в целях повышения эффективности социальных институтов в отношении граждан старшего поколения;

активное привлечение внебюджетных средств, в том числе средств страховых, благотворительных и частных фондов, для достижения целей государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения.

Научно-методические механизмы включают в себя:

формирование системы организации научных исследований в различных областях жизнедеятельности граждан старшего поколения с целью установления научно обоснованных подходов к дальнейшему совершенствованию предоставления государственных и муниципальных услуг;

обеспечение координации и устойчивого финансирования научных исследований по изучению правовых, демографических, социально-экономических, геронтологических, гериатрических, педагогических и других аспектов старения населения и проблем граждан старшего поколения;

разработку и реализацию научно-исследовательских и образовательных программ по изучению специфики образа жизни и положения людей старшего поколения;

совершенствование системы демографической и социальной статистики, характеризующей процесс старения населения и его влияние на социально-экономическое развитие России;

осуществление научно-исследовательских работ по темам, направленным на разработку и модернизацию пассажирского и индивидуального транспорта, в части обеспечения удобства его использования гражданами старшего поколения, разработку оригинальных специализированных транспортных средств и устройств для данной категории граждан.

Информационные механизмы включают в себя:

использование современных информационных и коммуникационных технологий и ресурсов для достижения целей Стратегии;

приобщение граждан старшего поколения к средствам массовой коммуникации за счет специальных рубрик в печатных и электронных средствах массовой информации;

привлечение государственных средств массовой информации к реализации программ социализации граждан старшего поколения, широкому распространению позитивного опыта участия людей старшего поколения в жизни общества;

информационную поддержку общественных объединений и средств массовой информации, внедряющих ознакомительные программы для потребителей старшего поколения.

Каждое направление Стратегии также имеет механизмы реализации.

Механизмами реализации направления, связанного с финансовым обеспечением граждан старшего поколения и стимулированием их занятости, являются:

повышение информированности граждан предпенсионного возраста о порядке формирования пенсионных прав и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования;

повышение информированности граждан старшего поколения о возможностях продолжения трудовой занятости или нового трудоустройства;

организация работы по информированию работодателей о преимуществах сохранения и поощрения занятости граждан старшего поколения;

использование опыта и знаний граждан старшего поколения при разработке и осуществлении образовательных программ и профессиональных тренингов;

использование института наставничества;

обеспечение и упрощение доступа граждан старшего поколения к информационным и образовательным ресурсам;

профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан старшего поколения, адаптированное к потребностям данных граждан, работодателей, существующим на рынке труда вакансиям;

обеспечение гибкой системы поддержки семей с престарелыми родственниками в зависимости от состояния, потребностей и нуждаемости человека старшего поколения.

Механизмами реализации направления, связанного с совершенствованием системы охраны здоровья граждан старшего поколения, развитием гериатрической службы, включая подготовку специалистов в этой сфере, являются:

внедрение системы гериатрической оценки состояния и потребностей граждан старшего поколения для обеспечения гибкой и индивидуальной системы медицинской помощи и ухода;

разработка стратегий профилактики хронических неинфекционных заболеваний у людей старшего поколения, включающих формирование здорового образа жизни и раннюю диагностику хронических возраст-ассоциированных неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития с последующей своевременной коррекцией с целью снижения заболеваемости, инвалидизации и смертности;

совершенствование организации оказания медицинской помощи на территориальных врачебных участках гражданам старшего поколения за счет профессионального обучения медицинских работников указанных участков в рамках их квалификации по программам дополнительного профессионального образования по вопросам оказания медицинской помощи гражданам старшего поколения;

организация оказания плановой медицинской помощи пациентам 60 лет и старше со старческой астенией и комплексом возраст-ассоциированных заболеваний и состояний, а также их медицинской реабилитации;

создание Федерального научного центра геронтологии и гериатрии в качестве структурного подразделения государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации;

разработка стандартов медицинской помощи по отдельным заболеваниям, характерным для граждан старше 60 лет;

совершенствование системы подготовки специалистов по оказанию медицинской, в том числе гериатрической, и социальной помощи гражданам старшего поколения;

регулярное обновление образовательных программ подготовки специалистов по гериатрии в соответствии с современным состоянием проблемы;

обучение медицинских работников медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, по дополнительным профессиональным программам, связанным с оказанием медицинской помощи гражданам старшего поколения, а медицинских сестер - по направлению "сестринское дело в гериатрии";

совершенствование программ профессиональной подготовки врачей-терапевтов участковых, врачей-специалистов по основам обезболивания при оказании паллиативной медицинской помощи;

проведение фундаментальных и прикладных исследований в области геронтологии и гериатрии с целью изучения механизмов старения, профилактики развития и прогрессирования старческой астении, оптимизации профилактики, диагностики и лечения заболеваний граждан старшего поколения, планирования объемов и характера медицинской и социальной помощи гражданам старшего поколения;

осуществление мероприятий, направленных на повышение информированности медицинских работников по вопросам охраны здоровья граждан старшего поколения и привлечение внимания гражданского общества к решению проблем граждан старшего поколения, популяризацию потенциала и достижений геронтологии и гериатрии как современных направлений медицины, способствующих продлению периода активного долголетия.

Механизмами реализации направления, связанного с обеспечением доступа граждан старшего поколения к информационным и образовательным ресурсам, являются:

совершенствование программ обучения компьютерной грамотности граждан старшего поколения;

развитие системы информирования о предоставляемых образовательных услугах для граждан старшего поколения;

организация профессионального обучения, дополнительного профессионального образования граждан старшего поколения;

персонифицированное финансирование дополнительных образовательных программ, направленных на формирование различных видов функциональной грамотности граждан старшего поколения (компьютерной, финансовой, правовой, языковой, экологической и других);

осуществление мероприятий, направленных на развитие институтов доверия к качеству дополнительного образования граждан старшего поколения;

проведение мониторинга формирования различных видов функциональной грамотности граждан старшего поколения (компьютерной, финансовой, бюджетной, правовой, языковой, экологической и др.) на основе совершенствования федеральной статистической отчетности;

обеспечение получения услуг гражданами старшего поколения с использованием информационных технологий;

совершенствование программ повышения финансовой грамотности граждан старшего поколения;

проведение информационных кампаний в целях повышения финансовой грамотности граждан старшего поколения;

повышение доступности финансовых продуктов и услуг для граждан старшего поколения;

формирование и реализация образовательных программ для граждан старшего поколения на основе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения как наиболее доступных механизмов получения дополнительного образования;

информирование о финансовых продуктах и услугах для граждан старшего поколения;

развитие и поддержка интегрированных культурно-образовательных центров;

развитие клубных форм образования на основе самоорганизованных групп граждан старшего поколения;

разработка многофункциональных персональных диалоговых устройств для граждан старшего поколения с нарушением коммуникативных функций;

разработка и производство специализированных устройств помощи вызова экстренных служб для граждан старшего поколения.

Механизмами реализации направления, связанного с формированием условий для организации досуга граждан старшего поколения, являются:

организация культурно-досуговой деятельности и предоставление услуг учреждениями культуры гражданам старшего поколения;

планирование культурного досуга граждан старшего поколения с учетом приоритетов развивающих технологий;

вовлечение граждан старшего поколения в различные виды художественного и прикладного творчества;

осуществление демократичной ценовой политики при проведении культурно-досуговых, театрально-зрелищных мероприятий, кинопоказов и другие;

разработка и реализация комплексных программ развития социального туризма;

реализация мер стимулирования и поддержки организаций, предоставляющих туристские услуги гражданам старшего поколения;

создание условий для повышения информирования граждан старшего поколения о туристских продуктах в сфере социального туризма;

совершенствование кадрового обеспечения физкультурно-оздоровительной и массовой спортивной работы на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства граждан старшего поколения;

стимулирование работодателей по созданию условий для физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также пропаганды здорового образа жизни;

создание условий для повышения уровня физической активности граждан старшего поколения, в том числе с использованием Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);

организация и проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий всех уровней для граждан старшего поколения.

Механизмами реализации направления, связанного с развитием современных форм социального обслуживания, рынка социальных услуг, являются:

совершенствование механизмов установления нуждаемости граждан старшего поколения в социальном обслуживании;

совершенствование деятельности организаций социального обслуживания по предоставлению социальных услуг в полустационарной форме для граждан старшего поколения;

обеспечение индивидуального подхода при предоставлении социальных услуг;

развитие и распространение практики размещения заказа на предоставление социальных услуг;

обеспечение информирования граждан о предоставляемых в субъекте Российской Федерации социальных услугах и поставщиках социальных услуг;

формирование института "приемной семьи" для граждан старшего поколения, осуществляющей уход за такими гражданами, в том числе законодательное закрепление данного института;

стимулирование создания типовых проектов и строительства типовых объектов организаций социального обслуживания;

организация в субъектах Российской Федерации системы учета добровольцев (волонтеров), осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания;

привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению услуг в сфере социального обслуживания;

совершенствование кадрового обеспечения системы социального обслуживания граждан;

создание условий для частно-государственного партнерства в социальной сфере и развития рынка социальных услуг.

Механизмами реализации направления, связанного со стимулированием производства товаров и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей граждан старшего поколения, являются:

в сфере розничной торговли:

установление прозрачных правил (требований) формирования и изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов как инструмента сохранения, создания и развития малого торгового бизнеса, предусматривающих гарантии для предпринимателей и ограничение возможности злоупотреблений со стороны органов власти;

юридическое закрепление за нестационарными торговыми объектами обязанности гарантировать безопасность и качество реализуемой пищевой продукции;

закрепление в федеральном законодательстве всех вариантов юридического оформления размещения нестационарных торговых объектов (договор аренды земельного участка, договор о размещении (эксплуатации) нестационарного торгового объекта);

закрепление принципа "меняется место - сохраняется бизнес", позволяющего гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранять бизнес, если место размещения нестационарного торгового объекта требуется для государственных или муниципальных нужд;

наделение субъектов Российской Федерации правами и обязанностями по установке требований к внешнему виду нестационарных торговых объектов, а также другими полномочиями в сфере регулирования нестационарной торговли;

определение общих принципов специализации нестационарных торговых объектов, определение социально значимых товарных специализаций;

закрепление общих принципов оформления договорных отношений, защищающих добросовестных предпринимателей и позволяющих существенно увеличить горизонты планирования ведения бизнеса;

установление единообразных принципов формирования и распределения новых мест размещения нестационарных торговых объектов;

установление общих принципов льготного предоставления мест размещения нестационарных торговых объектов для субъектов малого торгового и производственного бизнеса, в том числе для индивидуальных предпринимателей и членов крестьянских (фермерских) хозяйств;

развитие сети магазинов социальной направленности в субъектах Российской Федерации, обеспечивающих экономическую и физическую доступность продуктов питания;

увеличение объемов продовольственной помощи нуждающимся гражданам старшего поколения по тем группам товаров, объемы потребления которых ниже рациональных норм потребления в целом по Российской Федерации;

создание материально-технической базы для обеспечения необходимого объема производства пищевых продуктов с соблюдением контроля качества и безопасности продуктов питания;

совершенствование организации общественного питания и удовлетворение потребностей в диетическом питании в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан старшего поколения с соблюдением рекомендуемых нормативных показателей пищевой ценности и ассортимента продуктового набора;

предоставление диетологической помощи гражданам старшего поколения, страдающим заболеваниями, требующими диетической коррекции (заболевания желудочно-кишечного тракта, сахарный диабет 2 типа, подагра, заболевания почек, сердечно-сосудистые заболевания, старческая астения и истощение, онкологические заболевания), путем организации диетического питания в полустационарной форме социального обслуживания граждан старшего поколения;

обоснование ассортимента (набора) социально значимых пищевых продуктов, предназначенного для оказания адресной продовольственной (натуральной) помощи нуждающимся малоимущим гражданам старшего поколения, имеющего первостепенное значение для обеспечения физиологических потребностей граждан старшего поколения в пищевых веществах и энергии, обеспечивающих сохранение здоровья и физической активности;

обоснование требований к пищевой ценности и разработка рецептур функциональных и специализированных геродиетических пищевых продуктов с учетом структуры заболеваемости граждан старшего поколения;

разработка рецептур продуктов быстрого приготовления и продуктов высокой пищевой ценности, готовых к употреблению, для приготовления пищи в домашних условиях гражданами старшего поколения;

разработка рецептур и обоснование применения витаминно-минеральных комплексов и других биологически активных добавок (БАД) к пище с учетом структуры питания и распространенности нарушений питания среди граждан старшего поколения;

совершенствование программ обучения граждан старшего поколения принципам и правилам здорового и диетического питания через средства массовой информации, путем организации школ и кружков в учреждениях социального обслуживания;

разработка требований к производству средств общественного транспорта и товаров, предназначенных для использования гражданами старшего поколения (безопасность, удобство использования, простота конструкции, функциональность, комфортность), в рамках законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;

проведение научно-исследовательских работ по темам, направленным на разработку и модернизацию пассажирского и индивидуального транспорта, в части обеспечения удобства использования их гражданами старшего поколения;

проведение научно-исследовательских работ по темам, направленным на разработку и модернизацию пассажирского речного и морского транспорта, в части обеспечения удобства для граждан старшего поколения, а также создание скорой медицинской помощи, базирующейся на катерах и судах на воздушной подушке;

формирование информационной системы, содержащей сведения о товарах и услугах для граждан старшего поколения и об организациях, осуществляющих их производство и реализацию, адаптированных к восприятию гражданами старшего поколения, и ее размещение в открытом доступе в сети "Интернет";

организация учета фактора старения населения в сфере производства, распределения, рекламы и продажи товаров и услуг, принимая во внимание общее положительное влияние этих факторов на экономику и рынок труда.

Механизмами реализации направления, связанного с развитием общества с учетом интересов, потребностей и возможностей граждан старшего поколения, являются:

формирование в России идеологических установок, определяющих важность граждан старшего поколения и образа благополучной старости для развития общества и будущего страны;

проведение информационных кампаний, направленных на преодоление стереотипов и дискриминационных проявлений в отношении граждан старшего поколения;

развитие благотворительности и добровольческой (волонтерской) деятельности в интересах граждан старшего поколения;

методическое обеспечение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке мер по поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в интересах граждан старшего поколения;

предоставление информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в интересах граждан старшего поколения;

распространение лучших практик деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в интересах граждан старшего поколения (в том числе в части вовлечения этих граждан в добровольческую деятельность и реализации мер по созданию позитивного образа людей старшего поколения в обществе);

создание условий для появления и функционирования организаций, защищающих права граждан старшего поколения и представляющих их интересы в органах власти;

обеспечение участия граждан старшего поколения в консультативных органах, создаваемых для разработки законодательных инициатив и государственных программ, затрагивающих их интересы;

оказание поддержки центрам добровольчества, работающим в сфере привлечения граждан, в том числе старшего поколения, к добровольческой деятельности, включая организацию работы в клубном формате;

разработка программы по подготовке граждан старшего поколения в области самопомощи, обучение лиц, осуществляющих неформальный уход за людьми старшего поколения.

Практическое выполнение целей, задач и приоритетных направлений Стратегии будет осуществляться в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Реализация направлений Стратегии будет осуществляться наряду с законодательными актами Российской Федерации, в том числе стратегического значения, и государственными программами Российской Федерации.

Механизмом контроля за ходом реализации Стратегии являются ежегодные аналитические доклады.