11. Возможности и риски развития отрасли беспилотной авиации

11. Возможности и риски развития отрасли беспилотной авиации

Перспективы развития беспилотной авиации связаны как с возможностями, так и с рисками, которые учтены при формировании сценариев развития отрасли беспилотной авиации.

К ключевым преимуществам беспилотных авиационных систем, формирующим спрос на соответствующую технику и услуги, относятся:

высокая мобильность при относительно малых габаритах и массе, позволяющая быстро разворачивать беспилотные авиационные системы в любой точке необходимого применения как для целей сбора цифровых геопространственных данных, так и для задач перевозки грузов в условиях, когда применение крупноразмерных пилотируемых воздушных судов невозможно по инфраструктурным ограничениям или экономически неэффективно;

неприхотливость к покрытию взлетно-посадочных площадок, допускающих вследствие малой массы беспилотных воздушных судов использование практически любых грунтовых площадок, крыш жилых и промышленных строений;

способность к безостановочной работе 24 часа в сутки, включая темное время суток, вследствие отсутствия летного экипажа на борту беспилотных воздушных судов, низкую утомляемость и легкую замену внешних пилотов без прекращения выполнения полетного задания;

способность контроля и управления одним составом летного экипажа полетом нескольких беспилотных воздушных судов, что повышает экономическую эффективность беспилотной авиации во всех сферах ее применения;

увеличивающаяся способность длительного автоматического выполнения полетного задания в условиях отсутствия сигналов глобальных навигационных спутниковых систем, недоступности сигналов радиокомандной линии контроля, управления и связи;

отсутствие рисков для жизни членов летного экипажа при работе в условиях химических или радиационных заражений, плохой видимости, длительных полетах в темное время суток.

Принципиальным вопросом является поиск и внедрение технических решений, обеспечивающих безопасное выполнение полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов, установление правил выполнения таких полетов. В настоящее время воздушное законодательство Российской Федерации позволяет выполнять одновременные полеты пилотируемых и беспилотных воздушных судов в ограниченном воздушном пространстве.

Помимо вопросов организации безопасного воздушного движения существенными условиями для устойчивого развития рынка беспилотных авиационных систем в Российской Федерации являются создание современной инновационной инфраструктуры проектирования, производства, испытаний беспилотных авиационных систем, обеспечение текущего спроса на финансирование высокотехнологичных проектов в сфере беспилотных авиационных систем, подготовка высококвалифицированных кадров различной специализации для рынка беспилотных авиационных систем, развитие информационных технологий и совершенствование нормативно-правового регулирования производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем. Сложившиеся в 2020 - 2022 годах внешнеторговые условия дополнительно усложнили доступ к зарубежным технологиям, оборудованию и материалам, что затрудняет проектирование и реализацию отдельных производственных процессов.

Вместе с тем стремительное расширение рынка беспилотных авиационных систем несет риски неправомерного использования беспилотных воздушных судов, а также результатов, полученных с их применением. Кроме того, с повышением интенсивности использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами растет и риск нанесения ущерба пилотируемой авиации, наземной инфраструктуре и гражданам.

В целях минимизации этих рисков необходимо создание условий, обеспечивающих интеграцию беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство Российской Федерации и предусматривающих наличие:

средств инфраструктуры мониторинга и контроля за эксплуатацией беспилотных авиационных систем, средств противодействия противоправному применению беспилотных авиационных систем;

информационных систем обеспечения полетов беспилотных авиационных систем, в том числе бортовых средств и систем связи, обеспечивающих постоянную двухстороннюю радиосвязь внешнего пилота беспилотного воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения;

интеграционных решений, предусматривающих взаимодействие с системами уполномоченных государственных органов, а также коммерческими информационными системами.

К существенным факторам опасности и технологической специфики при эксплуатации беспилотных авиационных систем сегодня относятся:

высокая зависимость от киберзащищенности линий передачи данных контроля и управления полетом беспилотных воздушных судов, связи внешнего пилота с диспетчером, связи "борт - борт" для автоматического предотвращения столкновений беспилотных и (или) пилотируемых воздушных судов;

высокая зависимость от характеристик частотного диапазона и свойств радиоэлектронной системы радиокомандной линии контроля, управления и связи, определяющих возможную дальность контролируемого (управляемого) полета беспилотного воздушного судна;

высокая доступность технологий и технических решений для массового изготовления беспилотных воздушных судов, стимулирующая возможность их использования как в рыночных, так и в противоправных целях;

растущая автономность беспилотных воздушных судов, повышающая эффективность и надежность их использования в рыночных целях, но усложняющая их обнаружение и идентификацию при использовании в противоправных целях, а также интеграцию в единое воздушное пространство Российской Федерации.

Важным фактором развития системы образования по направлению беспилотных авиационных систем будет являться снижение административных барьеров, препятствующих повсеместному применению беспилотных авиационных систем, в том числе в рамках реализации программ дополнительного образования детей.

Тем не менее стимулы развития отрасли беспилотной авиации до 2030 года могут определить:

развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере беспилотных авиационных систем;

увеличение запроса на подготовку специалистов в сфере беспилотных авиационных систем со стороны работодателей;

внедрение системы непрерывного образования высококвалифицированных кадров различной специализации для сферы беспилотных авиационных систем;

создание новых и развитие существующих малых технологических компаний беспилотной авиации;

формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем, учитывающей международные стандарты в сферах поддержания летной годности беспилотных воздушных судов и авиационной электросвязи;

создание новых сегментов рынка беспилотных авиационных систем при участии как малых и средних, так и крупных представителей отрасли беспилотной авиации;

рост спроса на услуги с использованием беспилотных авиационных систем;

расширение транспортно-логистических операций вследствие перехода потребителя к цифровым каналам торговли;

развитие перспективной аэромобильности и перевозки людей с использованием беспилотных авиационных систем;

рост инфраструктурного и жилищного строительства;

развитие и повышение конкурентоспособности топливно-энергетического комплекса, энергопереход;

увеличение площади вовлеченных в оборот земель сельскохозяйственного назначения, развитие точного земледелия;

внедрение беспилотных авиационных систем для оказания государственных услуг;

развитие электронных цифровых площадок (маркетплейсов) для стимулирования спроса на беспилотные авиационные системы и услуги, оказываемые с их помощью;

внедрение экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций;

актуализацию (при необходимости) требований к обязательному страхованию ответственности, предусмотренному воздушным законодательством Российской Федерации, в части определения условий и порядка такого страхования при использовании беспилотных воздушных судов;

развитие средств идентификации и определения текущего местоположения беспилотных воздушных судов, которыми должно быть оснащено каждое беспилотное воздушное судно;

создание единого воздушного пространства Российской Федерации для использования беспилотных авиационных систем.