10. Вызовы развития
Беспилотная авиация функционирует в условиях воздействия вызовов внешней и внутренней среды, в том числе технологических, геополитических и экономических.
Технологическая сфера характеризуется переходом к цифровой экономике и к стандартам Индустрии 5.0, сменой факторов экономического роста и изменением экономических моделей, ростом ресурсоемкости освоения новых технологических уровней в отрасли беспилотной авиации.
В геополитической сфере отмечается выраженная санкционная нагрузка на промышленность - ограничиваются не только прямые поставки готовой продукции, но и элементов компонентной базы, комплектующих и материалов, существенно ограничены или отсутствуют возможности трансфера зарубежных технологий. Все перечисленное усложняет реализацию бизнес-процессов отрасли беспилотной авиации.
Экономические условия для участников отрасли проявляются в динамике потребительского спроса на непродовольственные товары, который подвержен снижению на фоне неопределенности.
В рамках Стратегии ключевыми вызовами развития рынка беспилотных авиационных систем являются:
несовершенство нормативно-правовой и нормативно-технической базы, регулирующей деятельность, связанную с применением беспилотных авиационных систем, включая вопросы радиотехнического обеспечения полетов беспилотных воздушных судов, а также отсутствие правового механизма, исключающего и предотвращающего несанкционированное использование беспилотных воздушных судов;
недостаточная развитость инфраструктуры для испытаний, выполнения полетов и работ с использованием беспилотных авиационных систем - низкий уровень готовности технологий и систем предупреждения столкновений, позволяющих интегрировать беспилотные авиационные системы в единое воздушное пространство и обеспечить их использование совместно с пилотируемыми воздушными судами авиации общего назначения;
низкий уровень готовности технологий реализации линий контроля и управления C2 за пределами прямой радиовидимости, не позволяющий расширить область применения беспилотных воздушных судов;
нарастание политических рисков на внешних рынках, разрыв кооперационных связей с иностранными поставщиками, дилерами и сервисными центрами;
значительный уровень импортозависимости по ключевым комплектующим, ограниченный уровень компетенций для производства двигателей, электронной компонентной базы, систем управления;
приоритизация технологического суверенитета в области беспилотной авиации в условиях научно-технологического и производственного отставания от Соединенных Штатов Америки, стран Европейского союза, Китайской Народной Республики, а также формирование с опорой на потенциал дружественных государств международной технической политики для обеспечения конкурентоспособности российских решений на мировом уровне;
отсутствие выстроенной системы подготовки кадров и недостаток компетенций для ее формирования (в части подготовки внешних пилотов, специалистов в области сертификации, инженеров, разработчиков беспилотных авиационных систем);
ограниченные возможности экспорта;
необходимость обеспечения высокого уровня безопасности полетов пилотируемых и беспилотных воздушных судов, объектов критической инфраструктуры и населения при кратном росте интенсивности использования воздушного пространства, в том числе над населенными пунктами.