Приложение 1. ОЦЕНКА СПРОСА НА РОССИЙСКИЙ УГОЛЬ

Приложение N 1
к Программе развития угольной
промышленности России
на период до 2035 года

ОЦЕНКА СПРОСА НА РОССИЙСКИЙ УГОЛЬ

(млн. тонн)

Наименование показателя
2018 год факт <1>
Прогноз
2020 год
2025 год
2030 год
2035 год
консервативный <2>
оптимистический <2>
консервативный <2>
оптимистический <2>
консервативный <2>
оптимистический <2>
консервативный <2>
оптимистический <2>
1. Прогноз спроса на российский уголь на внутреннем рынке - всего
172
172
179
174
195
174
195
170
196
для нужд коксования
40
40
-
40
-
40
-
40
-
для энергетических целей
132
132
139
134
155
134
155
130
156
в том числе электростанции
88
86
95
87
107
87
115
87
120
2. Прогноз спроса на внешнем рынке:
объемы международной торговли углем <3>
1424
1450 - 1500
1475 - 1550
1508 - 1600
1520 - 1640
в том числе:
металлургический уголь, включая антрациты и уголь высокого качества для пылеугольного топлива
380
393 - 395
415 - 420
443 - 450
450 - 470
энергетический уголь
1044
1057 - 1105
1060 - 1130
1065 - 1150
1070 - 1170
цены на российский уголь на условиях фрахт на борту, долларов США/т/
металлургический уголь, включая антрациты и уголь высокого качества для пылеугольного топлива
в том числе по направлениям:
восточное
140
130
132
128
130
138
140
150
152
западное
116
108
110
107
108
115
117
125
127
энергетический уголь
в том числе по направлениям:
восточное
80
62
75
58
75
75
79
88
90
западное
73
57
68
53
69
53
72
55
81
3. Железнодорожные перевозки в восточном направлении, включая внутренние перевозки (данные до 2025 года приведены в соответствии с утвержденным Президентом Российской Федерации В.В. Путиным протоколом заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности от 18 декабря 2018 г. N Пр-2418 и долгосрочной программой развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. N 466-р;
данные в 2030 - 2035 годах приведены в соответствии с письмом открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 26 июля 2019 г. N ИСХ-13767 в Минэнерго России)
-
125
195
215
218
4. Прогноз экспортных перевозок угля по инфраструктуре открытого акционерного общества "Российские железные дороги" с учетом заявленной потребности компаний-грузоотправителей
206,4
194,5
214,5
218
297
228
341
241
349
в том числе по направлениям:
восточное
89,2
102,5
105,5
185(139) <4>
185
185(152) <4>
215
185(172) <4>
218
западное
117,2
92
109
33(79) <4>
112
43(76) <4>
126
56(69) <4>
131
5. Прогноз экспорта российских углей исходя из оценки рентабельности продаж, всего <5>
210,3
206
226,5
230
319
242
379
259
392
восточное
99,4
114,0
117,5
151
207
166
253
190
261
западное
110,9
92
109
79
112
76
126
69
131
коксующийся уголь
26,4
27
30,5
39
55
49
58
54
59
в том числе по направлениям:
восточное
14
17
18,5
28
43
37
45
42
46
западное
12,4
10
12
11
12
12
13
12
13
энергетический уголь
183,9
179
196
191
264
193
321
205
333
в том числе по направлениям:
восточное
85,4
97
99
123
164
129
208
148
215
западное
98,5
82
97
68
100
64
113
57
118
6. Прогноз поставок российского угля - всего
382,3
378
406
404
514
416
574
429
588
в том числе:
для нужд коксования
66,4
67
71
79
95
89
98
94
99
для энергетических нужд
315,9
311
335
325
419
327
476
335
489
7. Прогноз добычи российского угля - всего
439,3
435
466
459
593
476
659
485
668
в том числе:
коксующийся уголь
101,1
102
107
120
145
136
149
140
150
энергетический уголь
338,2
333
359
339
449
341
510
345
518

--------------------------------

<1> Фактические объемы экспортных перевозок угля за 2018 год приведены по данным статистических отчетов открытого акционерного общества "Российские железные дороги", а экспорта угля - по данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

<2> Консервативный вариант предусматривает стагнацию потребления угля в электроэнергетике России и минимальный уровень прогнозируемых цен на внешнем рынке.

Оптимистический вариант предусматривает рост потребления угля в электроэнергетике России в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2035 года и средний уровень прогнозируемых цен на уголь на внешнем рынке.

<3> Прогнозы международной торговли углем (минимальный - максимальный) по данным IEA (International Energy Agency), Wood Mackenzie, IHS Markit, инвестиционных банков.

<4> В скобках указаны объемы перевозок при переносе сроков выполнения долгосрочной программы развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года.

<5> Рентабельность продаж рассчитана:

по оптимистическому варианту исходя из данных инфляции, тарифов, курса доллара США, приведенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года;

по консервативному варианту исходя из сложившихся тенденций в росте затрат на производство угля и более низкого уровня цен на низкокачественный энергетический уголь. В обоих вариантах учтены ограничения по пропускной способности Восточного полигона железных дорог открытого акционерного общества "Российские железные дороги" согласно долгосрочной программе развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года. Кроме того, при расчете рентабельности продаж учитывался фактор удаленности российских и австралийских портов отгрузки от основных угольных рынков Азиатско-Тихоокеанского региона, который повышает конкурентоспособность российских углей.

В мировом энергетическом прогнозе (World Energy Outlook) IEA (ноябрь 2019 г.) отмечается рост потребления угля в мире к 2030 году, более высокими темпами будут расти объемы международной торговли углем, что также подтверждается долгосрочным прогнозом BP Energy Outlook (2019 год) и прогнозами других международных аналитических агентств.