VI. Возможные риски

VI. Возможные риски

Степень влияния рисков на реализацию мероприятий Программы зависит от текущего состояния экономики и рыночной конъюнктуры.

Риск длительного падения цен и снижения спроса на угольную продукцию с соответствующим усилением конкуренции на международном угольном рынке (включая риск со стороны импортеров) связан прежде всего с различными кризисными явлениями в мировой экономике и приводит к росту убытков угольных компаний, а в ряде случаев - к их банкротству, замораживанию инвестиционных проектов, росту безработицы, снижению доходов населения и бюджетов. Негативные последствия этого риска могут затронуть более широкий спектр российской экономики, включая железнодорожные перевозки и перевалку угля в портах.

Управление этим риском достигается целенаправленной реализацией проектов, обеспечивающих приближение производителей экспортного угля к зарубежным потребителям, снижением издержек производства, повышением конкурентоспособности угольной продукции за счет улучшения ее качества.

В долгосрочной перспективе наиболее серьезным вызовом может стать наращивание добычи и экспорта угля Австралией, ресурсная база которой может позволить стране на четверть нарастить экспорт высококачественных коксующихся углей и энергетических углей. Ограничение в этом случае касается только объемов спроса и экологической политики руководства страны. Российской Федерации также придется столкнуться с конкуренцией со стороны таких стран, как Индонезия, Соединенные Штаты Америки, Колумбия, Южно-Африканская Республика, Монголия, которые также имеют возможность увеличить производство и экспорт угля, но в ограниченных масштабах.

Управление таким риском связано с реализацией мероприятий, содержащихся в подпрограмме "Развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций российских угольных компаний на мировом рынке угля", а также мер по снижению транспортных затрат и мероприятий по сокращению издержек по всему производственному циклу.

Мероприятием по управлению таким риском может быть обеспечение долгосрочного спроса на уголь российских предприятий за счет привлечения инвестиций потребителей угля, в том числе иностранных, в капитал угледобывающих компаний.

Существует также риск неисполнения намерений по доставке угля потребителям внутреннего и внешнего рынков (инфраструктурный риск).

Возможность наращивания российских экспортных поставок угольной продукции, особенно на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, всецело зависит от устранения инфраструктурных ограничений в части развития портовых мощностей, повышения пропускной способности железнодорожной сети и станций примыкания, увеличения эффективности использования подвижного состава. Сдерживающим фактором является недостаточное развитие Восточного полигона сети железных дорог, недостаточная пропускная способность в зоне Байкало-Амурской магистрали, "узкие места" железнодорожного участка Междуреченск - Тайшет, железнодорожных подходов к портам северо-запада и юга Российской Федерации.

Мероприятиями по управлению инфраструктурными рисками являются:

модернизация инфраструктурных объектов;

сопряженное развитие морских портов и железнодорожных подходов к ним;

синхронизация выполнения мероприятий инвестиционной программы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" с программами развития угольных компаний;

расширение практики заключения концессионных соглашений для создания новой железнодорожной инфраструктуры общего пользования.

Риск создания избыточных производственных мощностей может являться результатом снижения спроса на угольную продукцию по причине изменения потребительских предпочтений в пользу газа и оценивается наиболее высоко в связи с возможными изменениями топливного баланса европейских стран из-за наращивания добычи сланцевого газа и перенаправления экспортных излишков российского газа на внутренний рынок.

Мероприятием по управлению этим риском является создание самостоятельных или взаимосвязанных производств на базе технологий комплексного использования ресурсов угольных месторождений.

Возникновение риска роста транспортных затрат, включая железнодорожные тарифы, негативно сказывается на конкурентоспособности российского угля на внешнем рынке при неблагоприятной конъюнктуре.

На показатели эффективности перевозок и сбыта угольной продукции также влияет загруженность инфраструктуры излишним количеством не востребованных под перевозку порожних полувагонов.

Актуальным является безусловное соблюдение принципов долгосрочного тарифообразования, в том числе в период после 2025 года.

Мероприятиями по управлению этим риском являются:

долгосрочное установление железнодорожных тарифов на период после 2025 года;

сдерживание роста стоимости услуг всех участников транспортно-логистической цепочки, включая операторов подвижного состава, стивидорные компании, морской фрахт;

совершенствование организации движения частного парка полувагонов.

Риск роста цен на основные материалы и ресурсы имеет наибольшее влияние при реализации капиталоемких проектов как в традиционных, так и в новых центрах угледобычи со сложными природно-климатическими условиями.

Мероприятиями по управлению этим риском являются:

стимулирование реализации энергосберегающих проектов;

внедрение современных методов управления производственными процессами, обеспечивающих снижение издержек производства;

снижение операционных расходов угольных компаний.

Возможен риск импортозависимости от зарубежного оборудования и необеспеченности угольной промышленности продукцией российского машиностроения.

Рынок горно-шахтного оборудования характеризуется конкуренцией между российскими производителями и зарубежными поставщиками оборудования. В условиях глобализации и международного разделения труда не удастся полностью избежать импортозависимости по многим видам горно-шахтного и горнотранспортного оборудования и комплектующим для их производства. Поддержание конкурентоспособного состояния угольной отрасли на основе рациональных соотношений используемого импортного и российского технологического оборудования при открытой и подземной добыче угля, а также при его переработке необходимо осуществлять на базе локализации производства зарубежного горно-шахтного и горнотранспортного оборудования на территории России.

Мероприятиями по управлению этим риском являются:

стимулирование участия иностранных компаний и российских производителей в локализации производства зарубежного горно-шахтного и горнотранспортного оборудования на территории России;

создание нормативно-правовых основ развития системы проектирования капиталоемкого горно-шахтного оборудования;

создание и модернизация российской испытательной стендовой базы для основной номенклатуры горного оборудования;

введение обязательных стендовых испытаний горно-шахтного оборудования при получении разрешительной документации на его применение на предприятиях угольной промышленности.

Риску нереализации новых инвестиционных проектов по добыче угля в первую очередь подвергаются инвестиционные капиталоемкие дорогостоящие проекты, реализуемые при освоении месторождений угля, расположенных в сложных климатических и горно-геологических условиях, при отсутствии необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры, критической удаленности региона и сложной логистике. В частности, этому риску подвержены проекты, реализуемые в Арктической зоне Российской Федерации, проекты освоения месторождений Магаданской области (Омсукчанский бассейн) и в Чукотском автономном округе (Верхне-Алькатваамское и Амаамское месторождения).

Такому риску также подвержены инвестиционные проекты по освоению Зашуланского месторождения в Забайкальском крае, Огоджинского месторождения в Амурской области и месторождений Улуг-Хемского угольного бассейна в Республике Тыва.

Мероприятиями по управлению этим риском являются:

использование практики заключения концессионных соглашений с определением доли участия государства в финансировании подобных проектов, особенно в части создания транспортной и энергетической инфраструктуры;

привлечение инвестиций в капитал угольных компаний от крупных потребителей угля, в том числе зарубежных.

Возможен риск необеспеченности квалифицированными кадрами.

Проблема нехватки квалифицированных кадров актуальна для всех компаний, особенно на фоне расширения ими производственной деятельности и выхода на новые региональные и сырьевые рынки. Нехватка квалифицированных кадров может привести к срыву сроков реализации проектов, снижению уровня производительности труда и увеличению операционных расходов.

Мероприятиями по управлению риском необеспеченности квалифицированными кадрами являются:

совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для угольной промышленности;

развитие кадрового потенциала отрасли путем профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала;

создание привлекательного имиджа отрасли для молодых специалистов.