V. Основные тенденции
На основе проведенного анализа рынка индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования в Российской Федерации выявлены проблемы отрасли, обусловленные экономической конъюнктурой, которые препятствуют ее динамичному развитию, в том числе:
преобладание импортных товаров среди закупок музыкальных инструментов для государственных и муниципальных нужд;
недостаток оборотных средств для покрытия кассовых разрывов и инвестирования в развитие организаций;
низкая выручка в сравнении с другими обрабатывающими отраслями, что не позволяет пользоваться стандартным набором мер поддержки модернизации производства;
ассортиментный ряд, не удовлетворяющий текущему запросу крупных отраслевых торговых сетей, что препятствует продаже на их площадках;
недостаточно эффективный менеджмент и отсутствие стратегического планирования в организациях;
высокий уровень износа производственных мощностей, низкая энергоэффективность производства.
Помимо внутренних проблем существует ряд следующих внешних угроз, которые могут создавать дополнительные барьеры для развития отрасли:
низкая покупательная способность населения при высокой цене некоторых видов музыкальных инструментов (фортепиано, духовые, язычковые музыкальные инструменты);
отсутствие системы профильной подготовки кадров;
значительное количество продукции из Азиатско-Тихоокеанского региона низкого ценового сегмента;
применение иностранными государствами экономических мер по ограничению импорта из Российской Федерации.
Несмотря на существующие проблемы и ограничения, отрасль производства музыкальных инструментов и звукового оборудования в России имеет ряд выраженных сильных сторон и возможностей для дальнейшего развития, в том числе:
развитие дополнительного образования детей, увеличение количества обучающихся игре на музыкальных инструментах;
наличие постоянного спроса (в рамках обновления парка музыкальных инструментов) со стороны учреждений культуры и образования;
поставка музыкальных инструментов в рамках программы строительства новых общеобразовательных школ;
доступная цена ученического сегмента изделий при высоком качестве;
наличие оптовых и розничных магазинов, активно развивающих продажу российских музыкальных инструментов;
рост доли интернет-торговли и значения социальных сетей для потребителя;
развитие экспорта.
В результате проведенного исследования можно выделить 3 действующих фактора, напрямую обусловливающих развитие производства музыкальных инструментов и звукового оборудования, - доля населения, вовлеченного в музыкальное искусство, снижение объема вторичного рынка и увеличение объема экспорта.