III. Анализ рынка индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования в Российской Федерации и в мире

III. Анализ рынка индустрии музыкальных инструментов
и звукового оборудования в Российской Федерации и в мире

Согласно исследованиям профессионального издания Music Trades рынок музыкальных инструментов в Российской Федерации составляет менее 1 процента объема мирового рынка. Сведения о рейтинге стран по объему рынка музыкальных инструментов в 2019 году приведены в приложении N 1.

Российский рынок музыкальных инструментов по состоянию на 2020 год представлен следующими основными товарными сегментами:

рынок пианино составляет 1 млрд. рублей (10 процентов общего объема рынка), доля рынка, приходящаяся на 8 российских производителей, составляет около 30 процентов;

рынок роялей составляет 1,3 млрд. рублей (12 процентов общего объема рынка), доля рынка, приходящаяся на 2 российских производителей, составляет около 10 процентов;

рынок синтезаторов составляет 3 млрд. рублей (29 процентов общего объема рынка), российские производители в данном товарном сегменте отсутствуют;

рынок гитар составляет 3,15 млрд. рублей (30 процентов общего объема рынка), доля рынка, приходящаяся на 7 российских производителей, составляет около 2 процентов;

рынок духовых музыкальных инструментов составляет 0,7 млрд. рублей (7 процентов общего объема рынка), доля рынка, приходящаяся на 2 российских производителей, составляет около 18 процентов;

рынок ударных музыкальных инструментов составляет 0,4 млрд. рублей (4 процента общего объема рынка), доля рынка, приходящаяся на 16 российских производителей, составляет около 20 процентов;

рынок язычковых музыкальных инструментов составляет 0,35 млрд. рублей (3 процента общего объема рынка), доля рынка, приходящаяся на 6 российских производителей, составляет около 60 процентов.

Наиболее конкурентоспособными на российском рынке являются народные струнные щипковые музыкальные инструменты (балалайки, домры и гусли) и язычковые (гармони и баяны), где доля российских товаров составляет более 50 процентов в стоимостном выражении. Также необходимо отметить духовые музыкальные инструменты (трубы, теноры, баритоны, тубы, валторны, тромбоны, гобои, фаготы, флейты, кларнеты, саксофоны) и пианино, ведущие российские производители которых по итогам 2020 года вошли в тройку лидеров по объемам реализации.

Российский рынок звукового оборудования по состоянию на 2020 год представлен следующими основными товарными сегментами:

рынок наушников составляет 57 млрд. рублей (66 процентов общего объема рынка), доля рынка, приходящаяся на 1 российского производителя, составляет менее 1 процента;

рынок громкоговорителей (акустических систем) составляет 22 млрд. рублей (22 процента общего объема рынка), доля рынка, приходящаяся на 50 российских производителей, составляет около 5 процентов;

рынок усилителей и устройств для модуляции звука составляет 4 млрд. рублей (около 4 процентов общего объема рынка), доля рынка, приходящаяся на 65 российских производителей, составляет около 5 процентов;

рынок микрофонов составляет 4 млрд. рублей (около 4 процентов общего объема рынка), доля рынка, приходящаяся на 4 российских производителей, составляет около 2,5 процента.

Наиболее конкурентными на российском рынке являются микрофоны вокальные, студийные и микрофоны, предназначенные для конференц-связи, а также наушники.

Критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", определены технологические операции и процентная доля стоимости импортных комплектующих в стоимости музыкального инструмента и звукового оборудования, производимых на территории Российской Федерации, в соответствии с которыми заложен ежегодный рост уровня локализации производства до 1 января 2023 г. Для стимулирования производителей к повышению уровня локализации в соответствии с указанным постановлением Министерством промышленности и торговли Российской Федерации ведется работа по включению продукции индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования в механизмы, реализуемые в рамках национального режима осуществления закупок, что способствует экономической заинтересованности действующих производителей и инвесторов к развитию производства на территории Российской Федерации. Для развития отдельных перспективных направлений Министерство промышленности и торговли Российской Федерации проводит конкурс на поставку продукции или закупку у единственного поставщика со встречными обязательствами поставщика. Таким образом удалось создать на территории Российской Федерации производство пианино, флейт, гобоев, кларнетов, фаготов, саксофонов, труб, тромбонов, валторн, баритонов, теноров, туб, маршевых барабанов и тарелок, маримб.

По данным Федеральной службы государственной статистики и Федеральной таможенной службы, за 2020 год объем российского рынка музыкальных инструментов составил около 10,5 млрд. рублей, на нем представлено 120 российских производителей, на долю которых приходится менее 10 процентов объема рынка.

Необходимо отметить, что значительную долю российского рынка музыкальных инструментов составляет вторичный рынок. По версии аналитической компании Data Insight, крупнейшей площадкой для размещения объявлений о товарах и услугах от частных лиц и компаний в Российской Федерации является портал Avito. Исходя из расчета, что 70 процентов всех сделок между частными лицами в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" приходится на Avito, предложение музыкальных инструментов и звукового оборудования которого составляет 3,8 млрд. рублей, можно сделать вывод, что общий объем вторичного рынка музыкальных инструментов в Российской Федерации достигает почти 5 млрд. рублей.

Объем звукового оборудования на российском рынке по итогам 2020 года достиг 88 млрд. рублей. Менее 5 процентов внутреннего рынка приходится на 125 российских производителей звукового оборудования, 98 процентов которых являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

Помимо производителей, основными российскими участниками рынка также являются дистрибьюторы и ритейлеры музыкальных инструментов и звукового оборудования. Для значительной доли иностранных производителей (YAMAHA, Casio, Kawai, Stainway & Sons) характерна работа на российском музыкальном рынке с одним дистрибьютором. Средняя наценка при розничной продаже составляет 27 процентов. Наценка дистрибьютора имеет значительный разброс, но в среднем составляет 14 процентов. Вследствие наличия указанных наценок и таможенных пошлин музыкальные инструменты в Российской Федерации стоят более чем в 1,5 раза дороже, чем в стране-производителе.

Объем закупок для государственных и муниципальных нужд в 2020 году музыкальных инструментов составил более 4 млрд. рублей (за исключением закупки Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, реализуемой в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. N 3132-р), звукового оборудования - более 1,8 млрд. рублей. По экспертным оценкам, более 60 процентов указанного спроса было удовлетворено товарами из стран Юго-Восточной Азии и 20 процентов - товарами из стран Европы и Америки.

Сведения об импорте в Российскую Федерацию музыкальных инструментов и звукового оборудования приведены в приложении N 2.

Распределение импорта в Российскую Федерацию музыкальных инструментов приведено в приложении N 3.

На период 2019 - 2024 годов предусмотрен существенный объем государственных расходов, в том числе за счет средств федерального бюджета на осуществление закупок музыкальных инструментов и звукового оборудования для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в рамках национального проекта "Культура" в части оснащения организаций клубного типа на территориях сельских поселений, муниципальных библиотек, театров юного зрителя и кукольных театров, детских музыкальных, художественных, хореографических школ, училищ и школ искусств, культурно-образовательных и музейных комплексов, включающих в себя концертные залы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено ограничение допуска музыкальных инструментов и звукового оборудования, происходящих из иностранных государств, при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Указанным постановлением установлены требования к формированию лотов при осуществлении закупок музыкальных инструментов и звукового оборудования, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться в том числе документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.

В настоящее время в сфере производства музыкальных инструментов действует 9 государственных стандартов, принятых в период с 1975 по 1989 годы, в сфере производства звукового оборудования - 10 государственных стандартов, принятых в период с 1976 по 2019 год. При этом значительная часть действующих государственных стандартов содержит указание на материалы, которые не используются в производстве современных музыкальных инструментов, в связи с чем требуется их актуализация.

Последние 3 года на российском рынке музыкальных инструментов и звукового оборудования наблюдается развитие малого предпринимательства и частных мастерских, а также повышение экспортного интереса у производителей.

Экспорт музыкальных инструментов показывает значительный рост, его объем увеличился в 2,6 раза с 2018 по 2020 год. По данным Федеральной таможенной службы, экспорт музыкальных инструментов в 2018 году составил 5,1 млн. долларов США, в 2019 году 8 млн. долларов США, в 2020 году - 13 млн. долларов США. Такие высокие показатели обусловлены эффектом низкой базы (малый объем экспорта в 2018 году) и высоким приростом объемов экспорта.

Сведения об экспорте российских музыкальных инструментов и звукового оборудования за период с 2017 по 2020 годы приведены в приложении N 4.

Распределение экспорта из Российской Федерации музыкальных инструментов приведено в приложении N 5.

Распределение экспорта из Российской Федерации звукового оборудования приведено в приложении N 6.

Доля продаж музыкальных инструментов за рубеж составляет более 17 процентов общего объема их реализации. Наибольший объем продаж пришелся на Казахстан - 36 процентов, а также на Белоруссию - 24 процента, Украину - 21 процент, США - 12 процентов, Германию - 8 процентов, что отражает значительный экспортный потенциал российских музыкальных инструментов на внешних рынках.

По данным Федеральной таможенной службы, экспорт звукового оборудования в России в 2018 году составил 27,2 млн. долларов США, в 2019 году - 37,8 млн. долларов США и в 2020 году - 38,8 млн. долларов США.

Конкурентоспособность ведущих мировых производителей музыкальных инструментов основана на достижении оптимального уровня соотношения цены и качества по различным категориям продукции (от ученических до полупрофессиональных музыкальных инструментов). Гибкий потребительский спрос вынуждает мировых производителей иметь в своем составе исследовательские центры для постоянного совершенствования выпускаемой продукции. Задачей центров является проведение как фундаментальных исследований в акустической физике, так и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области конструкции музыкальных инструментов.

В настоящее время на территории Российской Федерации отсутствуют научно-исследовательские институты и научные группы, на регулярной основе занимающиеся разработками в области акустической физики музыкальных инструментов (конструирование и настройка, компьютерный анализ мелодии, эргономика, эстетика и др.).

Для создания условий в области технологического развития российского производства музыкальных инструментов и повышения их конкурентоспособности на внутреннем и зарубежных рынках необходима консолидация компетенций в области акустической физики.

Перспективными направлениями технологического развития являются:

разработка музыкальных инструментов с использованием синтетических материалов, в особенности инструментов начального уровня, что позволяет снизить стоимость и повысить износостойкость музыкальных инструментов;

разработка электромузыкальных инструментов с качеством звучания и передачей ощущений при игре, приближенных к акустическим аналогам;

разработка дизайна и элементов декорирования в производстве профессиональных музыкальных инструментов;

разработка музыкальных инструментов с нетрадиционной тональностью;

создание беспроводных устройств (наблюдается стремительный рост указанного сегмента рынка, в особенности наушников, который в первом полугодии 2020 г., по данным крупных розничных торговых сетей бытовой электроники "М.Видео", "Эльдорадо" и "Связной", составил более 50 процентов).