I. Общие положения

I. Общие положения

Стратегия развития индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации".

Стратегия подготовлена с учетом задач, определенных Президентом Российской Федерации, и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, позволяющих обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста за счет:

устранения структурных ограничений экономического роста;

содействия повышению конкурентоспособности российских компаний, укреплению их позиций на внутреннем и внешнем рынках;

социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

При разработке Стратегии использованы следующие стратегические документы:

Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации";

прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации;

Основой Стратегии являются следующие базовые принципы:

учет особенностей российской индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования, включающих ее социально значимый характер;

повышение уровня конкурентоспособности российских музыкальных инструментов и звукового оборудования;

долгосрочное стратегическое планирование технологического развития отрасли с учетом мировых тенденций;

создание условий для импортозамещения, а также для экспорта российских музыкальных инструментов и звукового оборудования;

соответствие требованиям и целям государственной политики, направленной на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования, в том числе музыкального, как социокультурной практики развития мотивации подрастающего поколения к познанию, творчеству и труду, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.

Основными инструментами реализации Стратегии являются мероприятия государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", и государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".

Стратегия направлена на развитие производства музыкальных инструментов (код ОКВЭД 2 - 32.20) и звукового оборудования (коды ОКВЭД 2 - 26.40.3, 26.40.4, 26.40.5 в части производства аппаратуры для записи и воспроизведения звука и изображения, производства электроакустической аппаратуры, производства частей звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры и видеоаппаратуры) как конкурентоспособной высокотехнологичной и динамично развивающейся отрасли с современной качественной продукцией, обеспечивающей потребности отраслей образования и культуры, доля российского рынка и объем экспорта которой ежегодно возрастают.

Понятия, используемые в Стратегии, имеют следующие значения:

"музыкальные инструменты" - предметы, с помощью которых извлекаются различные звуки для исполнения музыкального произведения;

"звуковое оборудование" - аппаратные устройства, основной функцией которых является запись, воспроизведение, обработка и усиление звука;

"индустрия музыкальных инструментов" - отрасль промышленности, представляющая собой совокупность промышленных предприятий и организаций, осуществляющих все этапы производства (изготовления) музыкальных инструментов и их комплектующих, материалов, а также связанных с ними услуг, обеспечивающих сопровождение этой продукции в течение всего цикла эксплуатации с учетом ее специфики;

"индустрия звукового оборудования" - отрасль промышленности, представляющая собой совокупность промышленных предприятий и организаций, осуществляющих этапы производства (изготовления) звукового оборудования и его компонентов, материалов и программного обеспечения, а также связанных с ними услуг, обеспечивающих сопровождение этой продукции в течение всего цикла эксплуатации с учетом ее специфики;

"продукция индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования" - промышленная продукция, предназначенная для обучения музыкальному искусству, в том числе в целях достижения высокого уровня исполнительского мастерства, повышения качества жизни населения, обеспечения доступности музыкального образования, извлечения, записи и воспроизведения звука, проведения музыкальных мероприятий, а также создания произведений музыкального искусства.

Основными требованиями, которые предъявляются государством и конечными потребителями к продукции индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования, являются высокое качество, функциональность, безопасность и надежность, а также конкурентоспособность и соответствие технических характеристик мировым требованиям, предъявляемым к такой продукции.

Качество музыкальных инструментов определяется их акустическими (высотным диапазоном звучания, тембром, громкостью, строем, точностью и стабильностью) и игровыми (легкость игры, возможность нюансировки исполнения изменением громкости тембра и высоты звука) свойствами.

Потребительские свойства музыкальных инструментов включают свойства функционального назначения, эргономические свойства, свойства надежности, эстетические свойства, а также свойства безопасности использования.

Уровень качества звукового оборудования определяется технологическими, социально-экономическими, эргономическими и эстетическими факторами и надежностью.

При разработке Стратегии учитывалась необходимость координации деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области развития производства музыкальных инструментов и звукового оборудования.

Индустрия музыкальных инструментов и звукового оборудования тесно связана со сферой культуры. Основными потребителями акустических музыкальных инструментов являются учреждения культуры (детские школы искусств, музыкальные училища, консерватории, дома культуры, клубные учреждения и др.). Значительное влияние на формирование спроса на музыкальные инструменты и восприятие бренда производителей оказывают деятели искусств и преподаватели игры на музыкальных инструментах.

В Стратегии даны общие характеристики индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования, описаны основные положения нормативно-правовой базы, проведена системная оценка текущего состояния отрасли, определены системные проблемы и стратегические приоритеты развития индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования до 2030 года, проработаны механизмы мониторинга реализации Стратегии.