18. Социально-экономическое развитие г. Москвы
В целом г. Москва может рассматриваться как зона (территория) опережающего развития, как центр развития нанотехнологий и биотехнологий, научно-производственный центр отраслей оборонного комплекса, точного машиностроения, а также как международный финансовый центр, центр культуры и туризма. Территория города составляет 1,1 тыс. кв. километров, численность населения - 11551,9 тыс. человек.
В 1990 - 2009 годах численность населения увеличилась на 18,5 процента.
В структуре валового регионального продукта г. Москвы промышленность составляет 17,8 процента, строительство - 3,5 процента, транспорт - 8,2 процента.
При этом г. Москва имеет территориальные, трудовые и инфраструктурные ограничения, а также общие с примыкающими к городу территориями проблемы, без разрешения которых невозможно ее дальнейшее развитие. В связи с этим развитие г. Москвы должно рассматриваться без отрыва от развития России в целом. В г. Москве производится почти одна четвертая валового регионального продукта России.
Конкурентными преимуществами г. Москвы являются:
сосредоточение лучших интеллектуальных сил страны и наиболее квалифицированных кадров;
концентрация политической власти и значительной доли финансово-экономических ресурсов России;
высокий уровень воздействия на экономический рост страны;
развивающееся межрегиональное сотрудничество (агропромышленный комплекс, информационные связи, туризм, сфера образования);
стабильный рост товарооборота Москвы с другими субъектами Российской Федерации, быстрое увеличение объемов строительства и инвестиций в регионах;
максимизация образовательного уровня;
наличие экономических и институциональных условий для развития государственно-частного партнерства в сфере социального обслуживания населения;
наличие организаций, обеспечивающих реализацию инновационного цикла от фундаментальных исследований до конкретных разработок;
наличие стабильно работающего инвестиционно-строительного комплекса города;
наличие крупнейшей региональной системы торгового и бытового обслуживания населения;
формирование системы природного комплекса города;
создание резерва по уровню развития электрических мощностей и проведение активных работ по ликвидации дефицита сетевых мощностей;
обеспеченность водными ресурсами системой водоснабжения на 100 процентов.
Инфраструктурными ограничениями экономического развития г. Москвы являются:
высокое социальное расслоение москвичей, сложная демографическая ситуация и недостаточный контроль миграционных процессов;
сверхвысокая плотность населения;
старение населения и увеличение численности людей пенсионного возраста;
низкий уровень жилищной обеспеченности населения города (ниже среднероссийского) и резкое сокращение доступности приобретения жилья на рынке жителями г. Москвы;
ограниченная площадь территории города.
Экономика и социальная сфера, трудовые ресурсы и занятость населения, транспортные магистрали, расположение жилых и промышленных объектов Московского региона и ряда прилегающих к нему территорий настолько взаимосвязаны и взаимозависимы, что их согласованное, интегрированное функционирование как единой социально-экономической системы является объективно необходимым условием эффективного развития всех составляющих этот комплекс частей. В связи с этим целесообразна координация разрабатываемых совместно документов транспортного развития, дорожного строительства, градостроительной политики, территориального планирования, а также координация политики в сфере экологии, утилизации и вовлечения во вторичный оборот отходов производства и потребления.
Приоритеты пространственного развития г. Москвы состоят в формировании городской среды, благоприятной для жизнедеятельности человека, устойчивого социально-экономического развития города на основе потенциала Московского региона и создания единой системы его расселения.
Следование этим приоритетам позволит:
ликвидировать сложившиеся диспропорции в г. Москве между жилыми, общественно-деловыми, производственными, рекреационными территориями и территориями объектов транспортной инфраструктуры;
сократить маятниковую трудовую миграцию и нагрузку на транспортную сеть;
проводить согласованную политику на территории всего Московского региона в сферах охраны окружающей среды и рекреации, развития транспортной и инженерной инфраструктуры, производственной кооперации;
повысить социально-экономическую эффективность территорий Московского региона;
выравнять качество и уровень жизни населения Московского региона и сократить социальную напряженность;
способствовать увеличению количества москвичей, проводящих отпуск в учреждениях отдыха и туризма на территории Московской области.
Результатом достижения сбалансированного пространственного развития г. Москвы должно стать формирование единой пространственной системы Московского региона, призванной способствовать повышению качества жизни путем взаимовыгодного сочетания потенциала этой территории и сотрудничества по ее освоению в следующих сферах:
совместное использование г. Москвой и Московской областью природных ресурсов, в том числе территориальных и природно-рекреационных;
обеспечение охраны окружающей среды и историко-культурного наследия;
совместное использование всех видов коммуникаций;
производственная кооперация, специализация и разделение труда при создании товаров и услуг, пользующихся общим спросом;
агропромышленная интеграция г. Москвы и Московской области, создание стабильной системы производства, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров в г. Москву и обеспечение на этой основе ее продовольственной безопасности, последовательное снижение доли импортного продовольствия на потребительском рынке;
достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы за счет более равномерного размещения мест приложения труда по территории Московского региона и сокращение масштабов маятниковой трудовой миграции не менее чем в 2 раза;
социальное сотрудничество в вопросах удовлетворения нужд наиболее нуждающихся слоев населения и в интересах решения общих социальных проблем;
развитие культуры, образования, спорта, физической культуры и экологической безопасности.
Современная экономика г. Москвы представлена разнопрофильными группами хозяйствующих субъектов. Вместе с тем относительно устойчиво функционируют лишь те из них, которые непосредственно обслуживают потребительский рынок и сферу услуг. Одновременно значительно отстает от мировых показателей уровень развития наукоемких производств и инновационных видов деятельности. Коммерциализируется не более 20 процентов научно-инновационных достижений, в то время как в развитых странах мира около 90 процентов из них попадают в экономический оборот. Московская товарная продукция, которую можно условно отнести к инновационной, составляет только 5 процентов общего объема продукции городской промышленности.
Основная причина неразвитости инновационных систем состоит в отсутствии активного интереса предпринимательских структур к внедрению инноваций как способа расширения своего присутствия на рынке.
Продолжает увеличиваться дефицит квалифицированных специалистов. Возраст руководителей, ученых и специалистов почти во всех научных учреждениях г. Москвы подходит к верхнему пределу и превышает 60 лет.
В этой связи возникают диспропорции между количеством трудовых ресурсов с высоким уровнем образования, сформированных из постоянного населения г. Москвы, и тенденциями в структуре экономики города, определяющими растущий спрос на средне- и низкообразованный персонал для обслуживающих отраслей (городской транспорт, торговля, коммунальное хозяйство), что служит дополнительным стимулом роста маятниковых миграций и притока иногородней, в том числе иностранной, низкоквалифицированной рабочей силы.
Отсутствие региональной и общегосударственной системы поддержки экспорта, равноценной зарубежной и доступной для всех категорий предприятий, длительное время ограничивает возможности развития реального сектора экономики г. Москвы за счет использования потенциала внешних рынков. В структуре внешней торговли города складываются диспропорции, присущие сырьевой экономике.
Транспортный комплекс г. Москвы существенно отстает от современных требований. Дефицит протяженности магистральных улиц составляет не менее 350 - 400 километров. Более 80 процентов магистральной сети города работает на пределе пропускной способности в режиме постоянных заторов. Плотность улично-дорожной сети в городе в 4 - 5 раз меньше, чем в крупных европейских городах. Дефицит линий метрополитена составляет более 100 километров. Сеть автомобильных дорог Московской области не структурирована. Не выделены главные (артериальные) дороги, обеспечивающие связь г. Москвы с областью. Несовершенна система организации и управления уличным движением, наблюдается громадный дефицит мест парковки и хранения автомобилей.
Основными приоритетами развития транспортной системы являются сокращение потерь времени населением на транспортные передвижения, существенное улучшение транспортного обслуживания периферийных районов массовой жилой застройки, разгрузка центральных районов города от транзитных транспортных и пассажирских потоков, повышение комфортабельности пассажироперевозок, в том числе для лиц с ограниченными физическими возможностями, оптимизация во времени и пространстве грузовых перевозок и снижение негативного воздействия транспорта на окружающую среду.
Указанные приоритеты будут достигаться за счет решения задач по комплексному развитию Московского транспортного узла, основные направления которого в настоящее время корректируются.
Топливно-энергетический комплекс г. Москвы, являющийся одним из крупнейших в России, в целом позволяет обеспечивать удовлетворение текущих потребностей города в топливе и энергии. Однако за последние годы в условиях растущего энергопотребления обострились следующие проблемы:
наличие проблем с технологическим подключением к электрическим сетям в некоторых районах города;
нарастание физического износа основных фондов, обусловливающее снижение энергетической безопасности и надежности энергоснабжения потребителей;
наличие монотопливного баланса;
ограниченность возможностей покрытия усиливающихся пиковых нагрузок (в период зимнего сезона) за счет мощностей газотранспортной системы;
снижение технической и экономической эффективности энергетических объектов, высокое удельное топливопотребление.
Главной задачей развития топливно-энергетического комплекса г. Москвы является повышение надежности энергоснабжения потребителей города как теплом, так и электричеством. В связи с этим основными направлениями развития топливно-энергетического комплекса г. Москвы должны стать:
поддержание энергетической безопасности города, защита от угроз дефицита энергии и нарушения бесперебойности энергоснабжения, повышение надежности теплоснабжения путем создания вариативных и резервируемых систем;
перевод энергетики г. Москвы на инновационные технологии энергопроизводства и энергопотребления;
развитие комбинированного производства электрической и тепловой энергии на основе современных технологий;
развитие системы тепло- и энергоснабжения города в объемах, необходимых для максимального покрытия перспективных нагрузок без ограничения потребителей;
максимальное использование существующих резервов тепловой мощности с целью сокращения ее невостребованного избытка;
реконструкция и развитие тепловых сетей, необходимых для перераспределения тепловой нагрузки, снятия ограничений на транспорт тепла для теплоснабжения перспективных потребителей и повышения надежности теплоснабжения;
постепенное освобождение территории г. Москвы от воздушных линий электропередачи и электроподстанций с переводом их в подземное пространство.
К стратегическим проектам развития г. Москвы, имеющим не только межрегиональное значение, можно отнести:
инфраструктурное обеспечение создания международного финансового центра;
развитие транспортной системы города во взаимосвязи с развитием аналогичной системы в пределах московской агломерации;
создание производства микросхем с использованием технологии 90 нм.
Основные индикаторы социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года приведены в приложении N 4.
Прогнозная структура валовой добавленной стоимости регионов Центрального федерального округа на период до 2020 года приведена в приложении N 5.
Показатели развития транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Центрального федерального округа до 2020 года приведены в приложении N 6.
Показатели развития социальной сферы Центрального федерального округа до 2020 года приведены в приложении N 7.
Сравнение показателей эффективности развития Центрального федерального округа (по сценариям) приведены в приложении N 8.