3. Миграционная политика
Центральный федеральный округ был и остается привлекательным для внешних мигрантов и жителей других федеральных округов Российской Федерации. Это обусловлено более высоким уровнем жизни в округе, а также потребностью предприятий и организаций в разнообразной рабочей силе с оплатой труда выше, чем в среднем по России. В 2000 - 2009 годах Брянская, Ивановская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская и Тверская области являлись донорами мигрантов, а Белгородская, Калужская, Воронежская, Липецкая и Московская области - реципиентами. Основным центром притяжения населения является г. Москва. Сальдо миграции в Центральном федеральном округе в 2000 - 2009 годах составило 1,86 млн. человек.
Объемы квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, утвержденных на 2010 год, были увеличены, а в 2011 году - уменьшены (относительно уровня 2010 года) и составили 377053 разрешения на работу и 75448 приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.
Сокращение трудовых ресурсов на фоне роста экономики обусловливает увеличение спроса на труд, поэтому миграционная политика будет становиться все активнее. Сокращение оттока местных жителей, с одной стороны, и некоторое сокращение притока внешних мигрантов и жителей других федеральных округов Российской Федерации, с другой стороны, требует более тщательного отбора мигрантов по их уровню образования, квалификации, а также ментальной близости жителям Центрального федерального округа.
Реализация эффективной экономической и инвестиционной политики, направленной на создание новых высокооплачиваемых рабочих мест, а также осуществление мер по решению жилищных проблем для молодых семей, улучшению условий проживания и работы на селе позволит закрепить подверженное миграционным настроениям население в местах его проживания. В рамках проводимой политики по снижению численности жителей, уезжающих из мест их проживания в другие субъекты Российской Федерации, а также по закреплению мигрантов из других федеральных округов на новом месте жительства ожидается стабилизация положительного сальдо миграционного обмена между федеральными округами Российской Федерации в пользу Центрального федерального округа. В субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа, испытывающих массовый отток жителей, например в Костромской и Тамбовской областях, ожидается установление нулевого сальдо внутреннего миграционного обмена.
Эффективное регулирование миграционных потоков, образуемых внешними мигрантами и жителями других федеральных округов Российской Федерации, в целях замещения естественной убыли населения будет осуществляться посредством:
разработки комплекса мер, направленных на повышение миграционной привлекательности Центрального федерального округа, для привлечения квалифицированных специалистов, а также соотечественников, проживающих за рубежом;
содействия трудовой мобильности населения;
развития и совершенствования механизмов межрегионального взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переселения и трудоустройства граждан из трудоизбыточных субъектов Российской Федерации в Центральный федеральный округ, испытывающий нехватку в трудовых ресурсах;
проведения работы по замещению российскими гражданами рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных работников;
организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан по профессиям, востребованным на рынке труда;
создания инфраструктур, стимулирующих приток внутренних и внешних мигрантов;
содействия интеграции мигрантов, прибывших на постоянное место жительства, с культурной, социально-экономической и демографической средой Центрального федерального округа на основе координации действий органов государственной власти, общественных организаций и иных объединений.
Сочетание миграционной политики по улучшению баланса внутренней миграции и политики по привлечению внешних мигрантов приведет к формированию устойчивого положительного миграционного прироста, который ежегодно будет составлять 150 - 160 тыс. человек (в 2010 - 2020 годах - 1,8 млн. человек).