1. Основные принципы развития социальной сферы
Улучшение качества и уровня жизни населения субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, необходимо для полноценного раскрытия и наращивания интеллектуального потенциала и человеческого капитала - основополагающих ресурсов устойчивого социально-экономического роста и повышения конкурентоспособности макрорегиона в глобальной системе разделения труда. Достижение этой цели осуществляется посредством стратегического планирования и проектирования социального развития, создания благоприятных условий для самореализации населения, активного внедрения в социальную сферу технологических, организационных и институциональных инноваций, интенсификации межрегионального и международного сотрудничества в интересах эффективной интеграции регионов округа в социокультурное и экономическое пространства России и мира, что сформирует новый социально ориентированный и привлекательный образ макрорегиона.
Такой подход предполагает проведение целостной, комплексной, скоординированной, целенаправленной и последовательной социальной политики, которая должна стать органичным, неотъемлемым и первостепенным приоритетом долгосрочного социально-экономического развития Южного федерального округа.
Предусматривается повышение результативности проведения социальной политики на территории Южного федерального округа, а также ее совершенствование. В основе социальной политики лежат следующие общие принципы:
возрастающая роль в укреплении основ российской государственности, содействии территориальной целостности, незыблемости конституционного строя, внутриполитической стабильности и согласию в обществе, а также в удовлетворении других конституционных прав, свобод и обязанностей личности, общества и государства;
целостный, интегральный подход к стратегическому прогнозированию и долгосрочному планированию социального развития, предполагающий комплексность решения ключевых проблем;
увязка приоритетных направлений социальной политики Южного федерального округа с общегосударственной системой стратегического прогнозирования и долгосрочного планирования, а также с основными параметрами федеральных, отраслевых, региональных и корпоративных концепций, стратегий, а также средне- и долгосрочных программ;
концентрация интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов на приоритетах (выбор и обоснование наиболее эффективных и результативных способов решения комплексных актуальных задач, которые сменяются по этапам реализации);
приоритет механизмов согласования интересов и стимулирования всех заинтересованных участников, включая прямые (дотации, субсидии, др.) и косвенные (налоговые, таможенные, тарифные, кредитные, страховые и др.) меры государственного экономического стимулирования и регулирования социального развития, а также сглаживания конфликтогенных ведомственных и региональных интересов;
партнерство государства, бизнеса, науки и институтов гражданского общества в интересах устойчивого социального развития округа;
реализация социальной политики по правилам ориентированного на результат бюджетирования, обеспечения ее нацеленности на достижение общественно значимых результатов;
адекватная оценка открывающихся возможностей и сопутствующих рисков в условиях неопределенности, оперативности, своевременности и гибкости реагирования на возникающие вызовы и неблагоприятные тенденции, распределение и разделение рисков (и управления ими), обязательств и компетенций между всеми заинтересованными субъектами социальной политики;
использование сценарного подхода с разработкой системы альтернативных путей достижения стратегических целей;
учета текущих и перспективных потребностей округа на основе анализа политических, экономических, социальных и демографических процессов, происходящих в Российской Федерации и сопредельных государствах;
ориентация перспективного социально-экономического развития на повышение уровня и качества жизни населения в соответствии с ресурсными возможностями, использование преимуществ географического положения регионов Южного федерального округа, обусловливающих интенсификацию межрегионального и международного двустороннего (многостороннего) сотрудничества с их участием;
повышение эффективности, результативности и качества принимаемых управленческих решений с использованием мониторинговой информации;
учет пространственной неоднородности социального развития территорий Южного федерального округа, специфики существующих и возможных вызовов и угроз, дифференцированного подхода к реализации стратегических решений в разрезе муниципальных образований;
прогнозирование, включая упреждающее прогнозирование долгосрочного развития, интерактивные методы дискуссий и анализа;
формирование новых сетевых взаимосвязей в системе координации социальной политики;
выработка стратегического видения, основанного на разделяемых участвующими сторонами представлениях, идеологических ценностях и стратегических целеустановках;
причастность к решениям и действиям сегодняшнего дня, определяющим эффективность процессов социального развития округа;
широкое использование информационно-коммуникационных технологий;
эффективная пропаганда целей социальной политики и популяризация общественно значимых социальных проектов.
Достижению высоких стандартов качества и уровня жизни в Южном федеральном округе, сравнимых с показателями развитых стран Средиземноморья, препятствует ряд общесистемных проблем в социальной сфере. Наряду с ними в настоящее время открываются новые перспективные возможности для устойчивого и комплексного социального развития макрорегиона.