2. Развитие энергетической инфраструктуры

2. Развитие энергетической инфраструктуры

Электроэнергетика является базовой отраслью экономики Южного федерального округа, опережающее развитие которой станет необходимым фактором успешного социально-экономического развития округа.

В настоящее время 6 региональных энергосистем Южного федерального округа объединяют объекты генерации и сетевого комплекса и входят в объединенную энергосистему юга, которая также охватывает энергосистемы Северо-Кавказского федерального округа и имеет связи с объединенной энергосистемой Центра, объединенной энергосистемой Средней Волги, Украиной и Республикой Казахстан.

Установленная мощность 32 электростанций, расположенных на территории Южного федерального округа - 9927 МВт (по состоянию на начало 2010 года). Наиболее крупные из них - Волжская ГЭС (2572 МВт), Новочеркасская ГРЭС (2112 МВт), Ростовская АЭС (1000 МВт, с вводом в эксплуатацию энергоблока N 2 (10 декабря 2010 г.) установленная мощность станции возросла до 2000 МВт) и Краснодарская ТЭЦ (648 МВт). В структуре установленной мощности тепловые электростанции составляют 60 процентов, гидроэнергетика - 29,6 процента, атомная энергетика - 10,4 процента. В 2009 году на электростанциях Южного федерального округа было выработано 45,4 млрд. кВт·ч электроэнергии (тепловыми электростанциями - 53,3 процента, гидростанциями - 28,3 процента, атомными - 18,4 процента). В структуре топлива крупных электростанций округа высокую долю составляет газообразное топливо (75,7 процента).

Высшим напряжением основной электрической сети Южного федерального округа является напряжение 500 кВ. Энергосистема округа является зоной совместного действия шкал напряжения 330 - 500 кВ и 220 - 500 кВ. Сеть напряжением 330 - 500 кВ развита в юго-восточной части территории округа. В северной и западной частях округа, включающих Волгоградскую, Астраханскую, Ростовскую, Калмыцкую и Кубанскую энергосистемы, сети развиваются на напряжении 500 кВ и 220 кВ. Протяженность высоковольтных линий электропередачи на территории Южного федерального округа составляет 41907,1 километра.

Основное оборудование электростанций и сетевое оборудование Южного федерального округа характеризуется высокой степенью износа. До 2020 года в Южном федеральном округе будет выведено из эксплуатации и заменено на более эффективное оборудование около 700 МВт установленной мощности.

В Южном федеральном округе развиты нефтегазовая, тяжелая и легкая промышленности, функционируют мощные аграрно-промышленный и рекреационный комплексы. Округ характеризуется высоким процентом городского населения, что в совокупности определяет значительные масштабы потребления электроэнергии, составившее в 2009 году около 57,7 млрд. кВт·ч. При этом за счет собственного производства было покрыто только 79 процентов потребления электроэнергии в округе, дефицит электроэнергии составил около 11,1 млрд. кВт·ч. Энергоемкость валового регионального продукта по Южному федеральному округу имеет тенденцию к сокращению и в 2009 году составила 0,03 кВт·ч на рубль.

Современная структура установленной мощности электростанций объединенной энергосистемы Южного федерального округа и конфигурация ее сети обусловливают следующие особенности и проблемы ее функционирования:

Объединенная энергосистема округа является дефицитной энергосистемой по установленной мощности собственных электростанций и использованию в топливном балансе собственных первичных энергоресурсов;

основное оборудование характеризуется высокой степенью износа и требует замены;

значительная часть получаемой электроэнергии поступает на территорию Южного федерального округа через Украину (40 процентов), что предполагает параллельную работу энергосистем и решение вопросов энергообмена на межгосударственном уровне;

в Ростовской области, Сочинском и Новороссийском энергорайонах и др. находится значительное количество проблемных по надежности энергоснабжения узлов электропотребления;

высокая (по сравнению с другими объединенными энергосистемами) доля гидроэлектростанций в установленной мощности электростанций, а также неравномерность стока рек на территории Северного Кавказа обусловливают значительную неравномерность режима производства электроэнергии в летний и зимний периоды;

высокая (по сравнению с другими регионами) доля коммунально-бытовой нагрузки в структуре электропотребления приводит к резким скачкам электропотребления при температурных изменениях и неравномерности суточных графиков нагрузок, что требует дополнительной мощности электростанций, а также повышенных по сравнению с другими объединенными энергосистемами нормативов резерва мощности;

высокая стоимость подключения к сетям.

В перспективе на территории Южного федерального округа ожидается рост электропотребления до 81,9 - 85,6 млрд. кВт·ч в 2020 году (в 1,4 - 1,5 раза по сравнению с 2009 годом).

В целях обеспечения потребностей в электроэнергии экономики и социальной сферы округа, а также для реализации его транзитно-экспортного потенциала в сфере поставок электроэнергии в соседние регионы и страны необходимо решить следующие стратегические задачи развития энергетической системы Южного федерального округа в 2010 - 2020 годах:

преодоление дефицитности в сфере энергоснабжения потребителей округа и создание условий для поставки электроэнергии для межрегионального обмена и на экспорт;

обеспечение надежности и энергетической безопасности работы системы электроснабжения Южного федерального округа в нормальных и чрезвычайных ситуациях, а также удовлетворение потребностей экономики и населения округа в электрической энергии (мощности) по доступным конкурентоспособным ценам, обеспечивающим окупаемость инвестиций в электроэнергетику.

Формирование рациональной структуры генерирующих мощностей Южного федерального округа в перспективе предполагает:

развитие генерирующих мощностей, обеспечивающих надежное (при соблюдении установленных технологических параметров и стандартных показателей качества электрической энергии) функционирование электроэнергетики. Для преодоления дефицитности по электроэнергии на территории Южного федерального округа в период до 2020 года может быть реализовано около 33 энергетических инвестиционных проектов нового строительства, расширения и модернизации, в том числе строительство объектов, реализация которых предполагает поддержку со стороны федерального уровня (энергоблоки N 3 и 4 Ростовской АЭС, электростанции в Краснодарском крае, ориентированные на проведение Олимпийских игр 2014 года и др.);

обеспечение максимально возможного роста доли атомных и гидравлических электростанций с целью сокращения доли мощности тепловых электростанций, использующих органическое топливо, в связи с чем предусматривается строительство энергоблоков N 3 и 4 Ростовской АЭС, увеличение мощности Волжской ГЭС и ряда малых ГЭС в Краснодарском крае и Республике Адыгея;

сокращение использования газа на тепловых электростанциях в пользу развития теплоэлектростанций, работающих на угле, в том числе местном, при обязательном оборудовании энергетических установок на твердом топливе современными пылегазоулавливающими устройствами, в связи с чем прогнозируется строительство Новоростовской ГРЭС и расширение Новочеркасской ГРЭС;

техническое перевооружение теплоэлектростанций, работающих на газе, с переходом на наиболее прогрессивное парогазовое и газотурбинное оборудование с увеличением использования местного газа.

Перспективными задачами развития объединенных энергосистем Южного федерального округа в том числе являются:

первоочередное строительство генерации и электрических сетей для ликвидации сложившегося дефицита в энергосистемах округа до 2015 года;

обеспечение достаточной гибкости сети, позволяющей осуществлять ее поэтапное развитие и обеспечивать возможность приспособления к изменению условий роста нагрузки и развитию электростанций с учетом значительного транзитно-экспортного потенциала Южного федерального округа (до 45 млрд. кВт·ч) в сфере поставок электроэнергии в соседние страны (Грузия, Украина, Республика Казахстан, Азербайджанская Республика, Республика Армения, Турецкая Республика, Исламская Республика Иран);

обеспечение возможности выдачи всей располагаемой мощности крупных электростанций в нормальных режимах работы без применения устройств противоаварийной автоматики. Для атомных электростанций указанное условие должно выполняться как в нормальных режимах, так и в ремонтных режимах работы энергосистемы;

обеспечение соответствия схемы основной электрической сети требованиям охраны окружающей среды, уменьшению площади изъятия земельных участков для нового строительства и общей площади охранных зон линий электропередачи;

обеспечение надежности электроснабжения с постепенным переходом к схеме энергоснабжения, при которой обеспечение потребителей осуществляется без ограничения нагрузки с соблюдением нормативных требований к качеству электрической энергии при полной схеме сети и при отключении одной линии электропередачи или трансформатора.

Высоковольтные линии электропередачи (500 кВ) будут использоваться для выдачи мощности крупных электростанций и усиления основной сети, а также связей Южного федерального округа со смежными энергосистемами. Основные направления развития сети напряжением 220 кВ будут состоять в усилении распределительных функций и обеспечении выдачи мощности электростанций, развития сети напряжением 110 кВ - в расширении распределительной сети по территории Южного федерального округа с целью повышения надежности электроснабжения потребителей.

Перспективное развитие энергетической сети Южного федерального округа предполагает реализацию целого ряда проектов.

Для усиления межсистемной связи Центр - Северный Кавказ намечено строительство высоковольтной линии электропередачи (500 кВ) Фролово - Ростовская протяженностью 460 километров.

Для выдачи мощности энергоблоков N 2 и 3 Ростовской АЭС запланировано строительство высоковольтной линии электропередачи (500 кВ) Ростовская АЭС - Невинномысск (Ставропольская энергосистема) (410 километров) и 2-й высоковольтной линии электропередачи (500 кВ) Ростовская АЭС - Тихорецк (350 километров). В 2016 - 2020 годах для повышения пропускной способности сети напряжением 500 кВ между Ростовской и Кубанской энергосистемами намечено сооружение высоковольтной линии электропередачи (500 кВ) Ростов - Брюховецкая (230 километров), реконструкция высоковольтной линии электропередачи (330 кВ) Новочеркасская ГРЭС - Южная (Украина) (152,8 километра) и высоковольтной линии электропередачи (330 кВ) Новочеркасская ГРЭС - Тихорецк (Кубанская энергосистема) (178 километров). В электросетевом комплексе Краснодарского края будет построена высоковольтная линия электропередачи (500 кВ) Крымская - Центральная (145 километров), высоковольтная линия электропередачи (500 кВ) Невинномысск - распределительная подстанция Новослободская - Черноморская, двухцепная высоковольтная линия электропередачи (220 кВ) Краснодар - подстанция напряжением 500 кВ Крымская. Для эффективного электроснабжения г. Сочи до 2020 года запланировано строительство 1195,5 километра электрических сетей. Для снятия сетевых ограничений и повышения уровня надежности электроснабжения потребителей предусмотрено строительство высоковольтной линии электропередачи (500 кВ) Астрахань - Моздок и строительство высоковольтной линии электропередачи (500 кВ) Южная - Астрахань с подстанцией напряжением 500 кВ Астрахань (перевод на номинальное напряжение до 2015 года). Для выдачи мощности планируемой к строительству ПГУ-235 в г. Астрахани предусмотрено строительство высоковольтной линии электропередачи (220 кВ) Котельная "Центральная" - подстанция "Рассвет" и строительство высоковольтной линии электропередачи (220 кВ) Котельная "Центральная" - подстанция "Астрахань".

В топливно-энергетическом балансе Южного федерального округа предполагается использовать потенциал местных, нетрадиционных и возобновляемых видов энергетических ресурсов. Такими ресурсами для Южного федерального округа в первую очередь являются энергия малых рек, ветровая, геотермальная и солнечная энергия. Например, ветровая энергетика в период до 2020 года при поддержке федерального уровня широко будет внедряться в Республике Калмыкия. Кроме того, использование нетрадиционных видов энергетики предусматривается в Республике Адыгея (ветровая, солнечная, геотермальная), в Волгоградской области (ветровая), в Ростовской области (ветровая), в Краснодарском крае (ветровая, солнечная, геотермальная).

Ценовая политика в области энергетики Южного федерального округа будет формироваться с учетом происходящих процессов реформирования, развития рынков электроэнергии, изменения системы государственного регулирования в электроэнергетике, а также с учетом принимаемых решений в отношении цен на газ и потребности ввода новых генерирующих и сетевых объектов. В период до 2020 года должна пройти поэтапная либерализация оптового и розничного рынков электроэнергии. При этом государственное регулирование тарифов сохранится для компаний с естественно-монопольными видами деятельности.

В качестве источников инвестиций должны быть использованы собственные средства владельцев генерирующих федеральных и региональных сетевых компаний и привлеченные ими средства - кредиты, эмиссия акций, выпуск облигаций, привлеченные средства новых инвесторов, средства промышленных предприятий при строительстве электростанций для обеспечения собственных нужд. Будут привлекаться также средства соответствующих бюджетов.

Для успешной реализации задач развития электроэнергетики Южного федерального округа на федеральном и региональном уровнях необходимо реализовать комплекс следующих мер:

создание механизма обеспечения реализации генеральной схемы;

создание долгосрочной системы прогнозирования спроса (предложения) на электрическую энергию и мощность, в том числе региональных систем прогнозирования производства и потребления электрической энергии и мощности;

координация развития электроэнергетики и стратегических и программных документов социально-экономического развития субъектов Южного федерального округа;

обеспечение эффективного управления государственной собственностью в электроэнергетике с использованием различных рыночных механизмов ее функционирования;

создание целевой модели регулирования электроэнергетики, разработка стандартов взаимодействия ее субъектов с государственными органами и инфраструктурными организациями, а также организация разработки регламентов и стандартов обеспечения надежности в электроэнергетике.

Реализация предлагаемых инвестиционных проектов на территории Южного федерального округа в области энергетики позволит увеличить установленные мощности электростанций в 1,7 - 1,9 раза. Это позволит ликвидировать дефицитность округа по электроэнергии, обеспечит надежное развитие его экономики и создаст условия для развития межреспубликанского обмена электроэнергией. При этом к 2020 году ожидается рост душевого потребления электроэнергии в 1,3 - 1,4 раза при сохранении достигнутого уровня электроемкости валового регионального продукта на уровне 0,03 кВт·ч на рубль.