5. Сценарии социально-экономического развития Южного федерального округа

5. Сценарии социально-экономического развития Южного
федерального округа

Сценарии долгосрочного развития Южного федерального округа разработаны на основе стратегических ориентиров и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, предусмотренных, в частности, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.

Сценарии перспективного развития Южного федерального округа определяют направления, параметры, институциональные условия развития округа в рамках общенациональных сценариев социально-экономического развития, они обеспечивают реализацию на территории федерального округа общенациональных целей и приоритетов с учетом проблем и перспектив развития отдельных субъектов Российской Федерации.

Стратегическим ориентиром социально-экономического развития Российской Федерации, определенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, является переход к инновационной, социально ориентированной модели экономического роста страны в долгосрочной перспективе. Экономический кризис не изменил глобальных приоритетов развития страны и его общего вектора в сторону усиления инновационных факторов, однако, сказался на количественных параметрах развития, прежде всего в среднесрочном аспекте.

Кризис сократил финансовые резервы государства, которые могли использоваться для решения социальных проблем и модернизации экономики. В период кризиса из России ушла значительная часть иностранного капитала. Следовательно, экономический рост, особенно в среднесрочной перспективе, будет проходить в условиях более жестких инвестиционных ограничений.

Серьезное влияние на траекторию развития округа окажет свертывание многих инвестиционных программ и проектов, которые начали реализовываться в предкризисный период за счет бюджетных и частных средств и в форме государственно-частного партнерства. Инвестиционные планы изменились практически у всех компаний, многие инвестиционные проекты, на которых базировались параметры прогноза в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, оказались замороженными или отложенными.

Наиболее востребованной отечественной продукцией на мировых товарных рынках останутся по-прежнему сырье и энергоносители. Топливно-сырьевая модель экономического роста будет консервировать сложившуюся неэффективную структуру экономики России и сокращать возможности реализации инновационного сценария развития.

Особенно неблагоприятным фактором, ограничивающим реализацию эффективных траекторий развития экономики, обострившимся в период кризиса, является состояние производственного аппарата практически во всех российских регионах. Прогрессирующее старение действующего производственного аппарата, особенно в обрабатывающей промышленности, создает угрозу продолжения технологического спада и консервации неэффективной структуры производства и требует кардинальных мер по стимулированию обновления устаревшего производственного аппарата.

В целом сочетание указанных условий существенно осложнит реализацию эффективных траекторий экономического развития в российских регионах.

Внутренние условия долгосрочного социально-экономического развития Южного федерального округа будут определяться степенью реализации следующих ключевых факторов:

степень развития и реализации преимуществ экономики округа в аграрном секторе, сфере туризма и рекреации, реализации транспортно-логистических функций, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;

интенсивность инновационного обновления обрабатывающих производств и динамика производительности труда;

динамика развития транспортной и энергетической инфраструктуры, реализующей транзитный потенциал округа;

формирование на юге страны современного нефтегазодобывающего сектора на шельфе Каспийского моря и связанной с ним транспортной инфраструктуры;

решение социальных проблем округа, развитие человеческого капитала как основного фактора, формирующего модель перспективного развития округа;

развитие инновационного сектора экономики округа, реализация научного и образовательного потенциала;

диверсификация традиционной промышленной и институциональной структуры производства в округе, эффективное развитие непромышленных отраслей округа, повышение роли малого предпринимательства;

интеграция экономики округа в евроазиатское экономическое пространство, а также развитие интеграционных процессов, повышение эффективности межрегионального взаимодействия;

направления и масштаб институциональных преобразований, степень улучшения институциональной среды - развитие конкуренции, защита прав собственности и экономических свобод, улучшение инвестиционного климата.

Направления и приоритеты долгосрочного развития Южного федерального округа определяются в рамках двух сценариев перспективного развития: консервативного и инновационного, гармонизированных с позиций формирования приоритетных направлений развития страны в целом с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и учитывающих изменение условий развития российской и мировой экономики в результате мирового экономического кризиса.

В основе консервативного сценария развития Южного федерального округа лежит сохранение современной модели развития, предполагающей развитие аграрного комплекса и туристической отрасли с консервацией сформировавшихся к настоящему времени ее особенностей, снижение технологической конкурентоспособности обрабатывающих производств и сохранение опережающего роста импорта, отказ от реализации крупных долгосрочных приоритетных проектов и программ, возможное негативное либо нейтральное воздействие Олимпиады в г. Сочи на развитие Краснодарского края и регионов Южного федерального округа после 2014 года, обострение демографических, социальных, инфраструктурных и экологических проблем.

Перспективы экономического развития Южного федерального округа при реализации консервативного сценария определяются следующими факторами:

формирование мощных агропромышленного и рыбохозяйственного секторов экономики и реализация соответствующих конкурентных преимуществ, привлечение крупных производителей и инвесторов, развитие технологий, генетики и селекции, что позволит округу стать основным в Российской Федерации поставщиком на отечественный и зарубежные рынки широкого перечня сельскохозяйственной продукции (растениеводства, животноводства), а также увеличить объемы поставок продукции рыболовства и рыбоводства;

низкие темпы развития транспортной и энергетической инфраструктуры, сдерживающие развитие туристско-рекреационной сферы, освоение минерально-сырьевых ресурсов округа, развитие транспортно-логистических центров и ограничивающие рост индустриальных центров округа;

усиление дифференциации доходов населения, сдерживающей процессы модернизации социальной инфраструктуры, усугубляющиеся социальные проблемы;

низкая инвестиционная привлекательность обрабатывающих отраслей, не позволяющая провести модернизацию их основных фондов и обеспечить существенный рост производительности труда.

В случае осуществления консервативного сценария в Южном федеральном округе реализуются только те проекты, работы по которым уже начаты или планируются в 2010 - 2013 годах либо решения по которым уже приняты, продолжится реализация уже принятых в отношении Южного федерального округа федеральных целевых программ, в том числе федеральной целевой программы "Юг России (2008 - 2013 годы)", завершится строительство олимпийских объектов, сохранятся современные структурные характеристики экономики округа: доминирование аграрного сектора в структуре производства, отставание в развитии обрабатывающих секторов, низкие темпы роста высокотехнологичных секторов и отставание от других регионов в развитии сервисных отраслей.

Реализация консервативного сценария также требует модернизации и реструктуризации экономики округа. Инновационная компонента технологического обновления отраслей традиционной специализации Южного федерального округа будет базироваться на развитии научно-образовательного и инновационного потенциала, сложившегося в округе, а также на импорте инноваций из-за рубежа и других российских регионов.

При реализации консервативного сценария предполагаются следующие параметры социального развития Южного федерального округа:

увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 70,3 года к 2013 году и 71,5 года к 2020 году;

снижение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до 17,4 процента к 2013 году и до 15 процентов к 2020 году;

обеспеченность населения округа врачами (на 10 тыс. человек) снизится до 47,2 в 2013 году и до 46,5 в 2020 году;

сократится охват дошкольным образованием детей старше 5 лет до 51,4 процента к 2013 году и до 47,5 процента к 2020 году;

доля населения, включенного в процессы непрерывного образования, составит 13 процентов в 2013 году и 21 процент в 2020 году;

доля граждан, живущих в неблагоустроенном жилье, сократится к 2013 году до 40 процентов, а к 2020 году - до 35 процентов.

Среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта Южного федерального округа при реализации консервативного сценария составит 4,8 процента в год, в целом за 2010 - 2020 годы валовой региональный продукт увеличится в 1,7 раза, среднегодовой темп прироста инвестиций в экономику округа составит 4,4 процента.

Базовым для Южного федерального округа является сценарий инновационного развития, сформированный на основе приоритетов и направлений развития Российской Федерации, предлагаемых инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Развитие Южного федерального округа в долгосрочной перспективе будет базироваться на реализации его конкурентных преимуществ и специализации в рамках общероссийского и международного разделения труда, поэтому при любой модели экономического роста России Южный федеральный округ сохранит за собой позиции крупнейшего производителя сельскохозяйственной продукции, всероссийского центра туризма и рекреации, крупного промышленного и транспортно-логистического центра страны.

Модель инновационного социально ориентированного развития Южного федерального округа базируется на гармоничном сочетании 3 составляющих перспективного развития округа - экономики, социальной сферы и экологии.

Перспективы экономического развития Южного федерального округа при реализации базового сценария определяются следующими факторами:

реализация конкурентных преимуществ в аграрном секторе округа, формирование в округе мощного агропромышленного кластера, привлечение крупных производителей, развитие технологий, генетики и селекции, что позволит округу стать основным в Российской Федерации поставщиком на отечественный и зарубежный рынки широкого перечня сельскохозяйственной продукции (продукции растениеводства, животноводства, рыболовства и рыбоводства);

поэтапное развитие туризма и рекреации: развитие наиболее известных оздоровительных, горнолыжных и приморских курортов с последующим распространением инфраструктурных инвестиций государства на новые курортные центры, увеличение пропускной способности транспортных коммуникаций для обеспечения пассажиропотоков в зоны развития туризма, прежде всего в г. Сочи в связи с предстоящей Олимпиадой, а также создание новых транспортных коммуникаций (организация скоростного автомобильного сообщения Москва - Адлер, Ростов - Минеральные Воды - Кисловодск, Краснодар - Минеральные Воды - Кисловодск, Волгоград - Саратов, организация железнодорожного сообщения Ростов-на-Дону - Тихорецк - Армавир - Минеральные Воды - Нальчик, Туапсе - Тихорецк - Ростов-на-Дону, Туапсе - Армавир - Минеральные Воды - Нальчик), развитие энергосистемы, формирование новых особых туристических зон;

модернизация производства и технологический прорыв в машиностроении и металлургии, развитие кластеров сельскохозяйственного, энергетического, транспортного машиностроения, реализация ряда инновационных проектов, в том числе создание интегрированного производства технологических компонентов для солнечной энергетики в Ростовской области и др.;

диверсификация экономики округа за счет развития высокотехнологичных перерабатывающих производств в химическом комплексе, в том числе в нефтегазохимии, в производстве строительных материалов, в фармацевтике и биотехнологиях;

реализация проектов развития нефте- и газодобычи на Каспийском шельфе, освоение ресурсов углеводородов Черного моря, строительство экспортного газопровода "Южный поток" по территории и акватории округа;

создание эффективной региональной инновационной системы, включающей научно-инновационный комплекс, федеральный университет, ряд инновационных зон и кластеров, превращение округа - инновационного аутсайдера в базовый для России ареал технико-технологического прорыва в сфере агропромышленного комплекса, энергетики, рекреации, логистики;

реализация транспортно-транзитных преимуществ округа путем формирования ряда транспортно-логистических комплексов международного и межрегионального значения;

интенсивный рост сервисного сектора, базирующийся на развитии современных высокотехнологичных видов услуг, а также на развитии финансовых и страховых услуг, создание условий для развития кластеров финансовых, деловых и образовательных услуг, научных разработок и прикладных исследований, высокотехнологичных производств, в том числе информационных технологий, во взаимосвязанных агломерациях Ростова-на-Дону, Краснодара, Волгограда;

реализация системы высокотехнологичных проектов по развитию транспортных магистралей и транспортных узлов (кластеров - мультимодальных центров) в Волгоградской, Астраханской и Ростовской областях, развитие перегрузочных портовых комплексов, входящих в систему международных транспортных коридоров Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов;

формирование на базе крупных агломераций округа (Ростовской, Волгоградской и Краснодарской) торговых, транспортно-логистических и финансовых центров общенационального и межрегионального значения.

Развитие социальной сферы Южного федерального округа при реализации инновационного варианта предполагает концентрацию на проблемах обеспечения благоприятного демографического баланса и улучшения благосостояния людей. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность высококачественных услуг образования и здравоохранения, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, высокий уровень экологической безопасности.

Инновационный сценарий предполагает качественно новый подход к решению проблем рационального природопользования и экологии за счет снижения негативных экологических последствий экономической, туристической, научной и иной деятельности, осуществления значимых мероприятий в области экологически безопасного развития промышленного и сельскохозяйственного производства, туризма, развития городского хозяйства, утилизации производственных отходов, восстановления, использования и охраны водных объектов, охраны земель и лесных ресурсов. Инновационными направлениями снижения негативных для экологии последствий экономической деятельности являются создание и использование возобновляемых источников энергии, организация работ по реконструкции глубоководных выпусков сточных вод, создание современной системы утилизации отходов, базирующейся на использовании передовых технологий по их переработке и обезвреживанию.

Предполагается достижение следующих целевых установок развития Южного федерального округа:

в области экономики:

рост валового регионального продукта в 1,9 раза в 2020 году по сравнению с 2009 годом;

реальные располагаемые доходы населения увеличатся в 2020 году в 2 раза по сравнению с 2009 годом;

производительность труда к 2020 году увеличится в 2 раза;

в области социального развития:

средняя ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении возрастет с 69,9 лет в 2009 году до 77 лет в 2020 году;

численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизится с 18 процентов в 2009 году до 10 процентов в 2020 году;

обеспеченность населения округа врачами (на 10 тыс. человек) увеличится с 47,9 в 2009 году до 51,8 врача в 2020 году;

охват дошкольным образованием детей старше 5 лет вырастет с 53,9 процента в 2009 году до 87 процентов в 2020 году;

доля граждан, живущих в неблагоустроенном жилье, сократится с 43 процентов в 2009 году до 17 процентов в 2020 году;

в области экологии:

снижение доли населения, проживающего в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха;

снижение доли населения, не обеспеченного кондиционной водой для хозяйственно-питьевого водоснабжения;

снижение степени загрязнения используемых для питьевого водоснабжения водных объектов, не отвечающих нормативам качества по санитарно-химическим и микробиологическим показателям;

рост доли обезвреженных и переработанных промышленных и твердых бытовых отходов;

сокращение количества мест хранения отходов, не отвечающих санитарным и экологическим требованиям, и занимаемых ими площадей;

рост доли сохраненных и рекультивированных земель.

Среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта при реализации инновационного сценария развития в 2010 - 2020 годах составит 5,5 процента в год. Значительная часть прироста производства будет обеспечена за счет непромышленных отраслей: туризма, транспорта и связи, торговли, а также сектора услуг, рост которых базируется на развитии инновационных видов деятельности. Реализация крупных инвестиционных программ обусловит высокие темпы роста строительства. Предполагается, что среднегодовой темп прироста инвестиций в экономику округа составит 8,3 процента. Прогнозные показатели социально-экономического развития Южного федерального округа приведены в приложении N 2.

Инновационный сценарий развития Южного федерального округа означает переход к новому типу развития, отличающемуся качеством экономического роста. Количественная оценка параметров развития округа на базе инновационного сценария также показывает, что он позволит в полной мере реализовать конкурентные преимущества округа и упрочить его позиции в российской экономике.