2. Пространственное и региональное развитие сферы энергетики
Реализация пространственных приоритетов государственной
энергетической политики
Реализация пространственных приоритетов государственной энергетической политики предполагает:
согласование с решением стратегических общегосударственных задач рационального размещения производительных сил, комплексного развития территорий и надежного обеспечения национальной энергетической безопасности;
реализацию решений по экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза и участию Российской Федерации в других международных объединениях;
повышение устойчивости и надежности энергоснабжения макрорегионов с максимальным, экономически эффективным использованием местных энергетических ресурсов, возобновляемых источников энергии и распределенной генерации;
гарантированное обеспечение энергетической безопасности Калининградской области, Республики Крым, города федерального значения Севастополь, а также развитие энергетической инфраструктуры, обеспечивающей опережающее социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа и освоение Арктической зоны Российской Федерации;
первоочередное обеспечение энерго-, газо-, электроснабжением земельных участков, вовлекаемых в оборот для жилищного строительства, в рамках реализации национальных проектов и национальных программ;
существенное увеличение добычи и углубление переработки всех видов энергетических ресурсов в Арктической зоне Российской Федерации, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, развитие производства транспортабельной энергоемкой продукции высоких уровней передела и соответствующей транспортной и социальной инфраструктуры.
Освоение углеводородного ресурсного потенциала континентального шельфа арктических морей и северных территорий - важнейший геополитический и технологический вызов для нефтегазового комплекса Российской Федерации. Адекватный ответ на него означает обеспечение достаточной добычи углеводородного сырья в стране за временным горизонтом 2035 года (компенсируя неизбежный спад их добычи из традиционных месторождений), а также соответствующее развитие компетенций и промышленности по созданию оборудования и технологий для разведки и добычи нетрадиционных ресурсов нефти и газа.
Нефтяная отрасль
Задачами нефтяной отрасли в рамках пространственного и регионального развития являются:
стабилизация объема добычи нефти в Западной Сибири и других традиционных районах добычи;
формирование нефтегазовых минерально-сырьевых центров в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации, обеспечивающих в том числе освоение континентального шельфа Российской Федерации в пределах Баренцева, Карского, Печорского и Охотского морей.
В комплекс ключевых мер, обеспечивающих решение задач нефтяной отрасли, входят:
создание долгосрочных инвестиционных условий для ускоренного освоения месторождений Арктической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
расширение доступа организациям, обладающим необходимым опытом и финансовыми ресурсами, в состав потенциальных пользователей участков нераспределенного фонда недр федерального значения, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации;
развитие внутреннего рынка высокотехнологичных сервисных услуг по изучению и освоению участков недр континентального шельфа;
повышение эффективности системы транспортировки нефти и нефтепродуктов на основе внедрения передовых технологий;
развитие инфраструктуры и использования перспективных маршрутов транспортировки нефти речным и морским транспортом, в том числе по Северному морскому пути, с использованием судов преимущественно отечественного производства.
Показателем решения задачи стабилизации объема добычи нефти в Западной Сибири и других традиционных районах добычи является отношение объема добычи нефти и газового конденсата в Западной Сибири к базовому уровню добычи в этом регионе:
к 2024 году - 0,99;
к 2035 году - 0,9 - 0,95.
Показателем решения задачи формирования нефтегазовых минерально-сырьевых центров в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе обеспечивающих освоение континентального шельфа Российской Федерации в пределах Баренцева, Карского, Печорского и Охотского морей, является отношение объема добычи нефти и газового конденсата в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации к базовому уровню добычи в указанных регионах:
к 2024 году - 1,075;
к 2035 году - 1,1 - 1,15.
Газовая отрасль
Задачами газовой отрасли в рамках пространственного и регионального развития являются:
формирование нефтегазовых минерально-сырьевых центров в новых районах (Восточная Сибирь и Дальний Восток) и на континентальном шельфе Российской Федерации;
развитие магистральной газотранспортной инфраструктуры (включая создание газотранспортной инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке);
социально и экономически целесообразное повышение уровня газификации субъектов Российской Федерации с учетом особенностей региональных топливно-энергетических балансов, в том числе создание условий для первоочередного подведения газа к земельным участкам, вовлекаемым в оборот для жилищного строительства, в рамках реализации национальных проектов и национальных программ.
Реализация значительного потенциала природного газа в Арктической зоне Российской Федерации неразрывно связана с развитием ледокольного флота и портовой инфраструктуры Северного морского пути как эффективного маршрута транспортировки российского сжиженного природного газа на растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, включая обеспечение возможности всесезонного трафика.
Развитие магистральной газотранспортной инфраструктуры включает в себя создание газотранспортной инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке с возможностью ее интеграции в Единую систему газоснабжения, развитие пропускной способности магистральных газопроводов в направлении стран Европы, а также развитие логистики поставок сжиженного природного газа.
С запуском газопровода "Сила Сибири" стала возможной газификация ряда субъектов Российской Федерации, расположенных на Дальнем Востоке. Кроме того, в субъектах Российской Федерации, удаленных от сетей газоснабжения, развитие получит газификация с использованием сжиженного природного газа.
В целях снижения выбросов от работы автомобильного, железнодорожного и водного транспорта и улучшения экологической обстановки в промышленных регионах Российской Федерации будет последовательно расширяться сеть автогазонаполнительных станций.
Показателем решения задачи формирования нефтегазовых минерально-сырьевых центров в новых районах (Восточная Сибирь и Дальний Восток) и на континентальном шельфе Российской Федерации является отношение объема добычи газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке к базовому уровню добычи в указанных регионах:
к 2024 году - 2,6;
к 2035 году - 4,2.
Показателем решения задачи развития магистральной газотранспортной инфраструктуры (включая создание газотранспортной инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке) является проектная производительность экспортных газопроводов:
2018 год - 240 млрд. куб. метров;
к 2024 году - 363 млрд. куб. метров;
к 2035 году - 405 млрд. куб. метров,
в том числе:
на западном направлении:
2018 год - 240 млрд. куб. метров;
к 2024 году - 325 млрд. куб. метров;
к 2035 году - 325 млрд. куб. метров;
в страны Азиатско-Тихоокеанского региона:
к 2024 году - 38 млрд. куб. метров;
к 2035 году - 80 млрд. куб. метров.
Показателем решения задачи социально и экономически целесообразного повышения уровня газификации субъектов Российской Федерации с учетом особенностей региональных топливно-энергетических балансов, в том числе создания условий для первоочередного подведения газа к земельным участкам, вовлекаемым в оборот для жилищного строительства, в рамках реализации национальных проектов и национальных программ является уровень газификации регионов:
2018 год - 68,6 процента;
к 2024 году 74,7 процента;
к 2035 году - 82,9 процента.
Нефтегазохимия
В нефтегазохимической промышленности получит развитие кластерный подход к формированию центров по глубокой переработке углеводородов с производственным ядром в виде крупных пиролизных мощностей (от 0,6 до 1 млн. тонн по этилену и более) и последующим производством пластмасс, каучуков и продуктов органического синтеза, их переработки в полуфабрикаты и конечные изделия для потребительского рынка. Перспективным представляется развитие 6 кластеров - Северо-Западного, Волжского, Западно-Сибирского, Каспийского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного, расположенных вблизи источников сырья и рынков сбыта.
В связи с началом разработки гелийсодержащих месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока планируется развитие гелиевых производств, включая ввод в эксплуатацию газоперерабатывающего завода в Амурской области, развитие инфраструктуры для транспортировки жидкого гелия на Дальнем Востоке, создание системы долгосрочного хранения гелия и его поставок на мировой рынок.
Угольная отрасль
Задачей угольной отрасли в рамках пространственного и регионального развития является территориально-производственная оптимизация добычи и транспортировки угольной продукции.
Комплекс мер, обеспечивающих решение задачи территориально-производственной оптимизации добычи и транспортировки угольной продукции, включает:
реструктуризацию и концентрацию добычи на наиболее эффективных предприятиях в традиционных угольных минерально-сырьевых центрах в Кемеровской области - Кузбассе, Республике Саха (Якутия), Республике Хакасия;
формирование угольных минерально-сырьевых центров в Арктической зоне, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;
развитие угольно-технологических, углехимических и энергоугольных кластеров, позволяющих комплексно использовать возможности угольных месторождений;
развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры для обеспечения поставок угольной продукции на мировой рынок, включая расширение пропускной способности, развитие и обновление инфраструктуры Транссибирской магистрали и Байкало-Амурской магистрали, а также портовых мощностей в соответствии с прогнозируемым ростом спроса на российский уголь в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки;
оптимизацию транспортной логистики и широкое использование механизмов долгосрочного тарифообразования на перевозки угля.
Масштабное смещение угледобычи на восток страны обеспечит приближение производства угольной продукции к районам ее потребления и укрепит позиции Российской Федерации на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Показателями решения задачи территориально-производственной оптимизации добычи и транспортировки угольной продукции являются:
доля Дальневосточного федерального округа в объемах добычи угля по отрасли:
2018 год - 17 процентов;
к 2024 году - 20 процентов;
к 2035 году - 21 процент;
доля Восточной Сибири в объемах добычи угля по отрасли:
2018 год (факт) - 18 процентов;
к 2024 году - 23 процента;
к 2035 году - 27 процентов.
Электроэнергетика
Задачей электроэнергетики в рамках пространственного и регионального развития является повышение эффективности электросетевого комплекса.
В комплекс ключевых мер, обеспечивающих решение задачи повышения эффективности электросетевого комплекса, входят:
повышение качества разработки схем и программ развития электроэнергетики, в том числе прогноза спроса на электрическую энергию и мощность на основании данных о реализации на территориях субъектов Российской Федерации инвестиционных проектов;
повышение эффективности, в том числе экономической, технологий передачи электрической энергии;
совершенствование системы оперативно-технологического управления в территориальных сетевых организациях;
переход на риск-ориентированное управление производственными активами в электросетевом комплексе на базе цифровых технологий;
создание интеллектуальных систем учета электрической энергии;
модернизация неэффективной дизельной (мазутной, угольной) генерации на изолированных и труднодоступных территориях;
поэтапное создание единого государственного электросетевого комплекса;
создание условий для надежного и качественного обеспечения электроснабжением земельных участков, вовлекаемых в оборот для жилищного строительства, в рамках реализации национальных проектов и национальных программ.
Показателем решения задачи повышения эффективности электросетевого комплекса является уровень потерь электрической энергии в электрических сетях, не более:
2018 год - 10,6 процента;
к 2024 году - 9,8 процента;
к 2035 году - 7,3 процента.
Гидроэнергетика и иная энергетика на основе использования
возобновляемых источников энергии
Задачей гидроэнергетики является повышение эффективности функционирования гидроэлектростанций.
Решению задачи повышения эффективности функционирования гидроэлектростанций будут способствовать следующие меры:
создание условий для инвестиционной привлекательности гидроэнергетики;
совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и сохранению биоразнообразия, а также правовой статус водохранилищ для целей гидроэнергетики;
обеспечение производства необходимого оборудования и достаточных для развития гидроэнергетики строительных мощностей.
Задачей энергетики, основанной на использовании возобновляемых источников энергии, является повышение эффективности энергоснабжения удаленных и изолированных территорий на основе использования возобновляемых источников энергии.
В комплекс ключевых мер, обеспечивающих решение задачи повышения эффективности энергоснабжения удаленных и изолированных территорий на основе использования возобновляемых источников энергии, входят:
совершенствование национальных стандартов, касающихся возобновляемых источников энергии, с учетом лучших мировых практик;
поддержка российского экспорта оборудования и оказания услуг по проектированию, строительству, эксплуатации и сервисному обслуживанию генерирующих объектов на базе возобновляемых источников энергии за рубежом;
совершенствование механизмов стимулирования развития возобновляемой энергетики на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
стимулирование добровольного спроса на электрическую энергию, выработанную на основе возобновляемых источников энергии.
Показателем решения задачи повышения эффективности функционирования гидроэлектростанций является снижение удельного расхода воды на мощность МВт (при аналогичных условиях водности), процент к уровню базового года (3,42 куб. м/(с·МВт):
к 2024 году - 1 процент;
к 2035 году - 2 процента.
Показателем решения задачи повышения эффективности энергоснабжения удаленных и изолированных территорий на основе использования возобновляемых источников энергии является снижение экономически обоснованных затрат на производство 1 кВт·ч электрической энергии на территориях децентрализованного электроснабжения, процент к уровню базового года:
к 2024 году - 6 процентов;
к 2035 году - 17 процентов.
Теплоснабжение
Задачами теплоснабжения являются:
формирование эффективных рынков теплоснабжения с приоритетом когенерации при соблюдении баланса интересов хозяйствующих субъектов и потребителей;
повышение надежности и эффективности теплосетевого комплекса.
В комплексе ключевых мер, обеспечивающих решение задач теплоснабжения, приоритетным является применение модели отношений в сфере теплоснабжения с ценообразованием на основе принципа "альтернативной котельной", а также:
формирование и обеспечение условий эффективного функционирования на локальных рынках тепла единых теплоснабжающих организаций, ответственных за надежное и экономически эффективное теплоснабжение потребителей;
повышение эффективности систем централизованного теплоснабжения с учетом приоритета повышения уровня когенерации;
переход от полного регулирования тарифов на тепловую энергию к установлению предельного уровня цены на тепловую энергию с применением модели "альтернативной котельной" с учетом региональных особенностей;
реализация моделей локальных рынков тепла, дающих потребителям реальную возможность выбора схем и способов теплоснабжения и стимулы для применения эффективных технологий;
распространение лучших практик использования альтернативных источников теплоснабжения, в том числе геотермальных источников тепловой энергии, использование систем рекуперации воздуха, низкопотенциального тепла;
экономически обоснованное развитие магистральных сетей теплоснабжения, в том числе для надежного и качественного обеспечения потребностей жилищного строительства в рамках реализации национальных проектов и национальных программ.
Показателем решения задачи формирования эффективных рынков теплоснабжения с приоритетом когенерации при соблюдении баланса интересов хозяйствующих субъектов и потребителей является количество регионов, внедривших модель "альтернативной котельной":
2018 год - 1;
к 2024 году - 35;
к 2035 году - 65.
Показателями решения задачи повышения надежности и эффективности теплосетевого комплекса являются:
ежегодное снижение количества аварийных ситуаций при теплоснабжении на источниках тепловой энергии и в тепловых сетях в ценовой зоне теплоснабжения, процентов к базовому уровню:
к 2024 году - 5 процентов;
к 2035 году - 5 процентов;
ежегодное снижение количества аварийных ситуаций при теплоснабжении на источниках тепловой энергии и в тепловых сетях в неценовой зоне теплоснабжения, процентов к базовому уровню:
к 2024 году - 2,1 процента;
к 2035 году - 2,3 процента;
доля выработки электрической энергии в комбинированном режиме производства электрической и тепловой энергии:
2018 год - 30,4 процента;
к 2024 году - 33,2 процента;
к 2035 году - 34 процента;
удельный расход топлива при производстве тепловой энергии:
2018 год - 169,2 кг/Гкал;
к 2024 году - 164,2 кг/Гкал;
к 2035 году - 159,3 кг/Гкал.
Охрана окружающей среды и противодействие
изменениям климата
Задачами по охране окружающей среды и противодействию изменениям климата для отраслей топливно-энергетического комплекса являются:
уменьшение отрицательного воздействия деятельности организаций топливно-энергетического комплекса на окружающую среду;
снижение негативного воздействия деятельности организаций топливно-энергетического комплекса на климат и их адаптация к изменениям климата.
Меры, способствующие решению задач по охране окружающей среды и противодействию изменениям климата, включают:
переход в отраслях топливно-энергетического комплекса на принципы наилучших доступных технологий;
создание национальной системы мониторинга и отчетности о выбросах парниковых газов, в том числе от объектов энергетики;
учет рисков изменения климатических и гидрометеорологических условий наравне с учетом традиционных финансово-экономических параметров при технико-экономическом обосновании проектов и их реализации;
активное участие в формировании международного экологического законодательства и гармонизация с его нормами норм законодательства Российской Федерации;
стимулирование сокращения образования новых и утилизации накопленных отходов производства и обеспечение безопасного обращения с ними, проведения рекультивации земель и других технических и организационных мероприятий по компенсации ущерба, наносимого окружающей природной среде, включая увеличение доли золошлаковых отходов (золошлаковой смеси), вовлеченных в хозяйственный оборот;
снятие основных инфраструктурных, технологических и иных ограничений рационального использования попутного нефтяного газа и минимизации объемов его сжигания на факелах;
стимулирование научных исследований и поддержку разработки перспективных технологических решений, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду и минимизацию экологических рисков;
осуществление государственного регулирования выбросов парниковых газов и другого антропогенного воздействия отраслей топливно-энергетического комплекса на климат с учетом международных обязательств Российской Федерации;
реализацию в отраслях топливно-энергетического комплекса положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (включая очистку или утилизацию оборудования и отходов, содержащих стойкие органические загрязнители);
обеспечение открытости и доступности экологической информации, своевременного информирования заинтересованных сторон об авариях, их экологических последствиях и мерах по ликвидации, усиление взаимодействия с общественными экологическими организациями и движениями.
Кроме того, снижению негативного воздействия деятельности организаций топливно-энергетического комплекса на окружающую среду и климат будут способствовать:
создание и использование экологически чистых, низкоуглеродных и ресурсосберегающих технологий производства, транспортировки, хранения и использования энергетических ресурсов, в том числе технологий "чистого угля";
рациональное использование попутного нефтяного газа и минимизация объемов его сжигания на факелах;
увеличение коэффициента использования топлива в процессе генерации электрической и тепловой энергии и снижение удельных расходов условного топлива на отпуск электрической энергии;
увеличение производства высококачественных моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками, соответствующими международным нормам и стандартам, включая газомоторные топлива;
повышение квалификации персонала, ответственного за промышленную и экологическую безопасность энергетического производства.
Показателями решения задачи уменьшения отрицательного воздействия деятельности организаций топливно-энергетического комплекса на окружающую среду являются:
отношение доли улавливания и обезвреживания загрязняющих атмосферу веществ из отходящих от стационарных источников в отраслях топливно-энергетического комплекса к базовому уровню:
к 2024 году - 1,1;
к 2035 году - 1,4;
отношение доли загрязненных сточных вод в общем объеме сброса в поверхностные водные объекты в отраслях топливно-энергетического комплекса к базовому уровню:
к 2024 году - 0,9;
к 2035 году - 0,75;
доля площади рекультивированных земель в общей площади отработанных нарушенных земель, подлежащих рекультивации в отраслях топливно-энергетического комплекса за последние 5 лет:
2018 год - 61,5 процента;
к 2024 году - 67 процентов;
к 2035 году - 80 процентов;
доля утилизированных и обезвреженных отходов в общем объеме образованных отходов в отраслях топливно-энергетического комплекса:
2018 год - 52,6 процента;
к 2024 году - 65 процентов;
к 2035 году - 85 процентов,
в том числе продуктов сжигания твердого топлива (золошлаков):
2018 год - 8,4 процента;
к 2024 году - 15 процентов;
к 2035 году - 50 процентов.
Показателем решения задачи снижения негативного воздействия деятельности организаций топливно-энергетического комплекса на климат и их адаптации к изменениям климата является соотношение общего объема выбросов парниковых газов в текущем году к объему указанных выбросов в 1990 году, не более:
2018 год (факт по состоянию за 2017 год) - 50,7 процента;
к 2024 году - 70 - 75 процентов;
к 2035 году - 70 - 75 процентов.