1. Эффективное обеспечение потребностей социально-экономического развития Российской Федерации соответствующими объемами производства и экспорта продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса

1. Эффективное обеспечение потребностей
социально-экономического развития Российской Федерации
соответствующими объемами производства и экспорта продукции
и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса

Нефтяная отрасль

Задачами нефтяной отрасли по обеспечению потребностей социально-экономического развития Российской Федерации соответствующими объемами производства и экспорта продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса являются:

обеспечение стабильного, при благоприятных условиях растущего уровня добычи нефти;

повышение эффективности, доступности и качества удовлетворения внутреннего спроса на нефтепродукты.

Решение задач нефтяной отрасли потребует поддержания добычи нефти и газового конденсата в период до 2024 года в диапазоне 555 - 560 млн. тонн, а в период до 2035 года - в диапазоне 490 - 555 млн. тонн.

В комплекс ключевых мер по решению задачи по обеспечению стабильного, при благоприятных условиях растущего уровня добычи нефти входят:

трансформация системы налогообложения от оборотных налогов к обложению финансового результата и иные меры по созданию условий для роста инвестиций в отрасль, обеспечивающие монетизацию ресурсного потенциала нефтяной отрасли и достижение высокого мультипликативного эффекта в смежных отраслях экономики;

комплексное стимулирование разработки "зрелых" месторождений;

введение в экономический оборот малых месторождений, малодебитных и высокообводненных скважин, трудноизвлекаемых запасов (в том числе баженовской свиты), а также создание условий для развития малых и средних предприятий в этой сфере деятельности преимущественно на основе инновационных отечественных технологий и оборудования;

создание технологических полигонов для отработки технологий рентабельной добычи углеводородного сырья из трудноизвлекаемых запасов;

развитие внутреннего рынка сервисных, инжиниринговых и строительных услуг в нефтяной отрасли и расширение участия в нем российских организаций.

Указанные меры, прежде всего налоговые, позволят обеспечить замещение выбывающих из-за истощения месторождений объемов добычи нефти, а также в случае экономической целесообразности более высокие темпы прироста добычи с последующим удержанием достигнутого уровня.

Ключевые меры, обеспечивающие решение задачи повышения эффективности, доступности и качества удовлетворения внутреннего спроса на нефтепродукты включают:

завершение программы модернизации нефтеперерабатывающих заводов, предусматривающей ввод более 50 установок вторичной переработки нефти и достижение технологического уровня нефтеперерабатывающих заводов наиболее промышленно развитых стран;

государственную поддержку (в том числе налоговую) строительства новых установок вторичной переработки, обеспечивающих увеличение выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью;

повышение операционной эффективности и обеспечение экономически оправданного уровня рентабельности нефтеперерабатывающих заводов, в том числе посредством автоматизации, применения современных цифровых технологий и роста энергоэффективности;

сглаживание резких колебаний цен на нефтепродукты на внутреннем рынке с сохранением рыночных принципов ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов;

разработка и совершенствование отечественных технологий глубокой переработки "тяжелой" нефти, стимулирование увеличения числа процессов глубокой переработки нефтяных остатков на отечественных нефтеперерабатывающих заводах;

повышение эффективности переработки высокосернистой и сверхвязкой нефти.

Кроме того, для решения задач нефтяной отрасли потребуется:

организация полноценной торговли российскими маркерными сортами нефти на российских и иностранных биржах;

формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза и обеспечение конкурентного участия в нем российских организаций;

обеспечение необходимого качества нефти в системе магистральных нефтепроводов.

Как минимум до 2025 года в связи с необходимостью концентрации и повышения эффективности инвестиций вертикально-интегрированные компании будут доминировать в основных видах деятельности нефтяной отрасли. Тем не менее вследствие ухудшения структуры запасов углеводородного сырья, необходимости повышения инновационной активности, гибкости и адаптивности к изменениям конъюнктуры рынков неуклонно возрастает роль малых и средних нефтегазовых компаний.

Показателем решения задачи обеспечения стабильного, при благоприятных условиях растущего уровня добычи нефти является объем добычи нефти и газового конденсата:

2018 год - 555,9 млн. тонн;

к 2024 году - 555 - 560 млн. тонн;

к 2035 году - 490 - 555 млн. тонн.

Показателями решения задачи повышения эффективности, доступности и качества удовлетворения внутреннего спроса на нефтепродукты являются:

обеспечение потребностей внутреннего рынка нефтепродуктами, произведенными на территории Российской Федерации:

2018 год - 100 процентов;

к 2024 году - 100 процентов;

к 2035 году - 100 процентов;

выход светлых нефтепродуктов:

2018 год - 62,2 процента;

к 2024 году - 65 процентов;

к 2035 году - 70 процентов;

соотношение установленных процессов первичной и вторичной переработки нефти:

2018 год - 0,97;

к 2024 году - 1;

к 2035 году - 1,2.

Газовая отрасль

Задачами газовой отрасли по обеспечению потребностей социально-экономического развития Российской Федерации соответствующими объемами производства и экспорта продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса являются:

совершенствование внутреннего рынка газа и эффективное удовлетворение внутреннего спроса на газ;

гибкое реагирование на динамику мирового рынка газа;

развитие производства и потребления сжиженного природного газа, вхождение Российской Федерации в среднесрочной перспективе в число мировых лидеров по его производству и экспорту;

развитие производства и увеличение объема потребления газомоторного топлива (в том числе с использованием сжиженного природного газа).

Решение задач газовой отрасли потребует поддержания добычи газа в период до 2024 года в диапазоне 795 - 820 млрд. куб. метров, а в период до 2035 года - в диапазоне 860 - 1000 млрд. куб. метров.

В комплекс ключевых мер, обеспечивающих решение задачи совершенствования внутреннего рынка газа и эффективного удовлетворения внутреннего спроса на газ и задачи гибкого реагирования на динамику мирового рынка газа, входят:

поэтапный переход от регулирования оптовых цен на газ к рыночным механизмам ценообразования (за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей) при условии создания недискриминационных условий хозяйствования для всех организаций отрасли;

при сохранении действующей системы управления Единой системой газоснабжения продолжение работы по обеспечению финансовой прозрачности монопольных видов деятельности собственника Единой системы газоснабжения, в том числе в отношении инвестиционных и операционных затрат;

государственное регулирование в транспортировке газа по магистральным газопроводам и оказании услуг по хранению газа в подземных хранилищах при условии, что методика расчета тарифов будет совершенствоваться в части повышения прозрачности расчетов, применения единых подходов для всех поставщиков газа и повышения эффективности функционирования газотранспортной системы;

совершенствование механизма недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по трубопроводам и использованию подземных хранилищ газа, включая меры, направленные на повышение прозрачности и обоснованности тарифообразования;

постепенная ликвидация перекрестного субсидирования поставок газа в различные субъекты Российской Федерации и различным группам потребителей;

формирование общего рынка газа Евразийского экономического союза и обеспечение конкурентного участия в нем российских организаций.

Предусматривается сохранение единого канала экспорта трубопроводного газа. При необходимости ускорения темпов роста и увеличения объемов экспорта трубопроводного газа будет рассматриваться вопрос о возможности поставок через единый экспортный канал газа независимых производителей.

В комплекс ключевых мер, обеспечивающих решение задачи развития производства и потребления сжиженного природного газа, вхождения Российской Федерации в среднесрочной перспективе в число мировых лидеров по его производству и экспорту, входят:

обеспечение законодательных и нормативно-правовых условий, включая меры налогового и таможенно-тарифного стимулирования, экономически эффективного и сбалансированного развития производства, транспортировки, хранения, продажи и использования сжиженного природного газа в рамках общего развития газовой отрасли;

дальнейшая либерализация экспорта сжиженного природного газа при одновременном создании механизма контроля и исключения нарушающей экономические интересы Российской Федерации конкуренции на мировых рынках природного газа, транспортируемого по трубопроводам, и сжиженного природного газа;

модернизация и строительство вспомогательной инфраструктуры (портовая, транспортная, электроэнергетическая инфраструктура) на принципах государственно-частного партнерства;

создание на полуострове Ямал и Гыданском полуострове кластера по производству сжиженного природного газа;

создание в Арктической зоне Российской Федерации специализированных центров (хабов) по перевалке, хранению и торговле сжиженным природным газом, реализация проектов строительства терминалов на Камчатке и в г. Мурманске, а также реализация на территории Мурманской области проекта по производству сжиженного природного газа "Мурманский СПГ" и строительство газопровода-отвода "Волхов - Мурманск - Белокаменка", проходящего по территориям Мурманской области, Республики Карелия и Ленинградской области, мощностью 40 млрд. куб. метров в год, включая мощности для обеспечения природным газом всех категорий потребителей Республики Карелия и Мурманской области;

развитие производства малотоннажного сжиженного природного газа и формирование на его основе внутреннего рынка сжиженного природного газа как инструмента обеспечения энергетической безопасности территорий, отдаленных от Единой системы газоснабжения.

В настоящее время ведутся работы по проектированию крупных производств в Арктической зоне Российской Федерации на полуострове Ямал и Гыданском полуострове. Арктические проекты будут реализованы с использованием платформ гравитационного типа, производимых на верфи в г. Мурманске. За пределами Арктической зоны Российской Федерации планируется осуществление крупных проектов, реализуемых в рамках соглашений о разделе продукции, - строительство третьей технологической линии завода по крупнотоннажному производству сжиженного природного газа на острове Сахалин и "Дальневосточного СПГ", а также инвестиционного проекта по созданию комплекса по переработке и сжижению природного газа в районе п. Усть-Луга.

Решению задачи развития производства и увеличения объема потребления газомоторного топлива (в том числе с использованием сжиженного природного газа) будут способствовать:

налоговое стимулирование инфраструктуры производства и реализации газомоторного топлива;

стимулирование производителей транспортной техники к увеличению производства и расширению модельного ряда техники, использующей газомоторное топливо, в том числе сжиженный природный газ;

разработка и экспорт соответствующих технологий для расширения рынка использования природного газа как моторного топлива.

Показателем решения задачи совершенствования внутреннего рынка газа и эффективного удовлетворения внутреннего спроса на газ является доля газа, реализуемого по нерегулируемым ценам, в общем объеме поставок:

2018 год - 33 процента;

к 2024 году - 35 процентов;

к 2035 году - 40 процентов.

Показателем решения задачи гибкого реагирования на динамику мирового рынка газа является место в тройке мировых лидеров по экспорту газа:

2018 год - 1 место;

к 2024 году - 1 или 2 место;

к 2035 году - 1 или 2 место.

Показателем решения задачи развития производства и потребления сжиженного природного газа, вхождения Российской Федерации в среднесрочной перспективе в число мировых лидеров по его производству и экспорту является объем производства сжиженного природного газа:

2018 год - 18,9 млн. тонн;

к 2024 году - 38 млн. тонн;

к 2035 году - 80 - 140 млн. тонн.

Показателем решения задачи развития производства и увеличения объема потребления газомоторного топлива (в том числе с использованием сжиженного природного газа) является объем потребления метана на транспорте:

2018 год - 0,68 млрд. куб. метров;

к 2024 году - 2,7 млрд. куб. метров;

к 2035 году - 10 - 13 млрд. куб. метров.

Нефтегазохимия

Задачами нефтегазохимии по обеспечению потребностей социально-экономического развития Российской Федерации соответствующими объемами производства и услуг являются:

эффективное удовлетворение внутреннего спроса на российскую нефтегазохимическую продукцию и повышение ее конкурентоспособности на мировых рынках;

повышение эффективности использования нефтегазохимического сырья.

В комплекс ключевых мер, обеспечивающих решение задач нефтегазохимии, входят:

создание стабильных налоговых условий и оказание мер государственной поддержки проектам по строительству новых нефтегазохимических установок, включая обеспечение доступа к льготному финансированию;

разработка и внедрение отечественных технологий нефтегазохимии;

стимулирование увеличения выпуска крупнотоннажной нефтегазохимической продукции;

оптимизация транспортной логистики, ликвидация "узких мест" в пропускной способности железных дорог.

Показателем решения задачи эффективного удовлетворения внутреннего спроса на российскую нефтегазохимическую продукцию и повышения ее конкурентоспособности на мировых рынках является доля импорта в общем объеме потребления крупнотоннажных полимеров на внутреннем рынке:

2018 год - 23 процента;

к 2024 году - 20 процентов;

к 2035 году - 15 процентов.

Показателем решения задачи повышения эффективности использования нефтегазохимического сырья является доля сырья (сжиженные углеводородные газы, этан, нафта), направляемого на нефтегазохимию:

2018 год - 23,1 процента;

к 2024 году - 27,4 процента;

к 2035 году - 35 процентов.

Угольная отрасль

Задачами угольной отрасли по обеспечению потребностей социально-экономического развития Российской Федерации соответствующими объемами производства и экспорта продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса являются:

повышение эффективности удовлетворения внутреннего спроса на угольную продукцию;

укрепление позиций на мировом рынке угля.

Решение задач угольной отрасли с учетом возможного увеличения доли Российской Федерации на мировом угольном рынке потребует увеличения объемов добычи угля в период до 2024 года в диапазоне 448 - 530 млн. тонн, а в период до 2035 года - в диапазоне 485 - 668 млн. тонн.

В комплекс ключевых мер, обеспечивающих решение задач угольной отрасли, входят:

первоочередное лицензирование участков недр угольных месторождений, позволяющих вести разработку в наиболее безопасных горно-геологических условиях, сокращение выдачи лицензий на право пользования участками недр угольных месторождений с особо опасными горно-геологическими условиями;

поэтапный вывод из эксплуатации неэффективных производственных мощностей по добыче и переработке угля с низкой производительностью труда;

внедрение инновационных технологий, автоматизации и роботизации процессов добычи, переработки и транспортировки угля;

повышение качества и расширение номенклатуры угольной продукции, в том числе путем вовлечения в отработку запасов высококачественных углей, интенсификации процессов переработки добываемого сырья;

модернизация техники и технологий хранения, транспортировки и перевалки угля с учетом современных экологических требований;

диверсификация экспортных потоков с наращиванием доли присутствия на новых рынках сбыта стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки;

развитие железнодорожной и другой транспортной инфраструктуры для обеспечения транспортировки российских углей, в первую очередь в восточном направлении.

Основным фактором, определяющим потенциал российского угольного экспорта, будет его конкурентоспособность, в значительной степени зависящая от транспортных затрат.

Показателем решения задачи повышения эффективности удовлетворения внутреннего спроса на угольную продукцию является объем поставок российского угля на внутренний рынок:

2018 год - 181 млн. тонн;

к 2024 году - 174 - 192 млн. тонн;

к 2035 году - 170 - 196 млн. тонн.

Показателем решения задачи укрепления позиций Российской Федерации на мировом рынке угля является доля в мировом рынке угля:

2018 год - 14 процентов;

к 2024 году - 18 - 20 процентов;

к 2035 году - 12 - 25 процентов.

Электроэнергетика

Задачей электроэнергетики по обеспечению потребностей социально-экономического развития Российской Федерации соответствующими объемами производства и экспорта продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса является повышение надежности и качества энергоснабжения потребителей до уровня, сопоставимого с лучшими зарубежными аналогами, с обеспечением экономической эффективности таких услуг.

Решение задачи электроэнергетики потребует поддержания установленной мощности электростанций в энергосистемах в период до 2024 года на уровне 254 ГВт, а в период до 2035 года - в диапазоне 251 - 264 ГВт.

В комплекс ключевых мер, обеспечивающих решение задачи электроэнергетики, входят:

совершенствование системы планирования в электроэнергетике и создание института Генерального проектировщика документов перспективного развития электроэнергетики;

оптимизация структуры генерирующих мощностей с учетом их технико-экономических показателей в рамках разработки Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики с сохранением приоритета выработки электрической и тепловой энергии в комбинированном режиме и синхронизация вводов новых генерирующих объектов с ростом потребности в электрической энергии;

снижение избытков мощности в Единой энергетической системе России и их приведение к нормированным значениям резервов мощности, в том числе путем вывода из эксплуатации или замещения неэффективных генерирующих мощностей;

улучшение технико-экономических показателей функционирования тепловых электрических станций и электросетевого хозяйства;

внедрение механизма управления спросом;

формирование рынка систем хранения электрической энергии;

создание механизма контроля и повышения качества обслуживания потребителей электрической энергии;

постепенная ликвидация перекрестного субсидирования;

совершенствование отраслевой системы контроля деятельности организаций электроэнергетики по подготовке и надежному прохождению объектами электроэнергетики максимумов нагрузок, в том числе в целях снижения рисков возникновения аварий в энергосистемах;

формирование общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза и обеспечение конкурентного участия в нем российских организаций;

переход оперативно-диспетчерского управления на 100-процентное автоматическое дистанционное управление режимами работы к 2035 году объектами электрической сети 220 кВ и выше и объектами генерации 25 МВт и выше в Единой энергетической системе России, а также объектами электрической сети 110 кВ и выше и объектами генерации 5 МВт и выше в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.

Также будут приняты меры, направленные на развитие рыночных механизмов и усиление роли потребителей на рынках электрической энергии (мощности) и системных услуг, в том числе:

модернизация конкурентных моделей оптового и розничного рынков в электроэнергетике с обеспечением равноправия поставщиков и потребителей в формировании рыночного равновесия и эффективных механизмов и ценовых сигналов для инвестиций, в том числе увеличение объемов поставок по прямым договорам;

совершенствование конкурентных механизмов долгосрочной оптимизации баланса мощности, отбора и оплаты проектов в генерации и у потребителей по методам гарантирования доходности инвестиций совместно с развитием практики двусторонних долгосрочных договоров и биржевых инструментов хеджирования рисков;

разработка рыночных механизмов, стимулирующих потребителей к активному участию в формировании розничного рынка электрической энергии (управление спросом посредством участия в регулировании графика нагрузки), с применением в том числе технологии хранения и аккумулирования электрической энергии и ее воспроизводства.

Показатели решения задачи электроэнергетики включают:

индекс средней продолжительности отключений по системе (SAIDI):

2018 год - 8,7 часа;

к 2024 году - 3,53 часа;

к 2035 году - 2,23 часа;

индекс средней частоты отключений по системе (SAIFI):

2018 год - 2,3 единицы;

к 2024 году - 1,17 единицы;

к 2035 году - 0,85 единицы.

Атомная энергетика

Задачами атомной энергетики являются:

повышение эффективности атомной энергетики, включая обеспечение экономической конкурентоспособности новых атомных электростанций с учетом их полного жизненного цикла;

разработка и внедрение новой энергетической технологии в области атомной энергетики, предполагающей параллельную эксплуатацию реакторов на тепловых и быстрых нейтронах в целях обеспечения замкнутого ядерного топливного цикла.

Решению задач атомной энергетики будут способствовать следующие меры:

обеспечение достаточной сырьевой базы атомной энергетики на основе проведения геологоразведочных работ и разработки урановых месторождений на территории Российской Федерации, а также разведки, разработки месторождений и увеличения добычи урана на территориях других стран;

разработка технологий ядерного топливного цикла на основе газовых центрифуг нового поколения, модернизация разделительно-сублиматных комбинатов, повышение экономической эффективности производства ядерного топлива и его комплектующих (с обеспечением конкурентоспособности российского ядерного топлива на мировых рынках), создание производств для выпуска новых типов топлива;

обеспечение производственных мощностей атомного машиностроения и строительно-монтажных организаций, необходимых для ввода энергоблоков в стране и поставок на экспорт;

создание ряда предприятий замкнутого ядерного топливного цикла по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, по производству топлива из регенерированных ядерных материалов;

совершенствование технологий вывода из эксплуатации энергоблоков атомных электростанций;

обеспечение участия атомных электростанций нового поколения (двухблочной, оптимизированной по технико-экономическим показателям атомной электростанции поколения "3+" с реакторными установками технологии водо-водяного энергетического реактора, разработанного в современной информационно-технологической среде проектирования) в регулировании неравномерности суточных графиков нагрузки с диапазоном регулирования от 100 до 50 процентов номинального уровня мощности;

создание атомных электростанций малой мощности для энергоснабжения удаленных и изолированных территорий.

Показателем решения задачи повышения эффективности атомной энергетики, включая обеспечение экономической конкурентоспособности новых атомных электростанций с учетом их полного жизненного цикла, является доля атомных электростанций поколения "3+" и модернизированных действующих энергоблоков атомных электростанций с продленным сроком эксплуатации в установленной мощности атомной генерации в Российской Федерации:

2018 год - 13 процентов;

к 2024 году - 26 процентов;

к 2035 году - 40 процентов.

Показателем решения задачи разработки и внедрения новой энергетической технологии в области атомной энергетики, предполагающей параллельную эксплуатацию реакторов на тепловых и быстрых нейтронах в целях обеспечения замкнутого ядерного топливного цикла, является установленная мощность реакторов на быстрых нейтронах, обеспечивающих замыкание ядерного топливного цикла:

2018 год - 1,48 ГВт;

к 2024 году - 1,48 ГВт;

к 2035 году - 1,78 ГВт.

Водородная энергетика

Задачей водородной энергетики является развитие производства и потребления водорода, вхождение Российской Федерации в число мировых лидеров по его производству и экспорту.

В комплекс ключевых мер, способствующих решению задачи водородной энергетики, входят:

разработка и реализация мер государственной поддержки создания инфраструктуры транспортировки и потребления водорода и энергетических смесей на его основе;

обеспечение законодательной поддержки производства водорода;

увеличение масштабов производства водорода из природного газа, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии, атомной энергии;

разработка отечественных низкоуглеродных технологий производства водорода методами конверсии, пиролиза метана, электролиза и других технологий, в том числе с возможностью локализации зарубежных технологий;

стимулирование спроса на внутреннем рынке на топливные элементы на основе водорода и природного газа в российском транспорте, а также на использование водорода и энергетических смесей на его основе в качестве накопителей и преобразователей энергии для повышения эффективности централизованных систем энергоснабжения;

создание нормативной базы в области безопасности водородной энергетики;

интенсификация международного сотрудничества в области развития водородной энергетики и выхода на зарубежные рынки.

Показателем решения задачи водородной энергетики является экспорт водорода:

к 2024 году - 0,2 млн. тонн;

к 2035 году - 2 млн. тонн.

Энергосбережение и энергоэффективность в сфере энергетики

Стратегической задачей является развитие энергосбережения и повышение энергетической эффективности в отраслях топливно-энергетического комплекса.

В комплекс ключевых мер, обеспечивающих решение задачи развития энергосбережения и повышения энергоэффективности, входят:

совершенствование нормативно-правовой базы, включая введение запрета на производство и использование энергетически неэффективной техники, оборудования, зданий, технологических процессов;

налоговое и неналоговое стимулирование использования организациями топливно-энергетического комплекса наилучших доступных технологий, включая разработку и применение соответствующих справочников и реестров наилучших доступных технологий в целях технического и экологического регулирования, а также приобретения энергоэффективного оборудования;

использование средств бюджетов различных уровней, внебюджетных средств, средств институтов развития, организация льготного заемного финансирования проектов в области энергоэффективности и энергосбережения (включая компенсацию процентной ставки по соответствующим кредитам);

совершенствование нормативно-правовой базы рынка энергосервисных услуг;

обновление существующих и внедрение новых систем энергоменеджмента в соответствии с требованиями стандарта ISO 50001:2018;

обмен опытом и распространение лучших практик энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отраслях топливно-энергетического комплекса.

Важным следствием политики энергосбережения станет также существенное сдерживание роста эмиссии парниковых газов и сокращение организациями топливно-энергетического комплекса вредных выбросов в окружающую среду.

Показателями решения задачи развития энергосбережения и повышения энергоэффективности в отраслях топливно-энергетического комплекса являются:

коэффициент полезного использования попутного нефтяного газа:

2018 год - 85,1 процента;

к 2024 году - 90 процентов;

к 2035 году - 95 процентов;

снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на собственные технологические нужды магистрального транспорта газа, процент к базовому уровню:

к 2024 году - 12 процентов;

к 2035 году - 17 процентов;

удельный расход топлива на отпуск электрической энергии:

2018 год - 309,8 г у.т./кВт·ч;

к 2024 году - 313,1 г у.т./кВт·ч;

к 2035 году - 313,1 г у.т./кВт·ч;

снижение удельного потребления электрической энергии на транспортировку нефти (нефтепродуктов) в сопоставимых условиях, процент к базовому уровню:

к 2024 году - 1,2 процента;

к 2035 году - 3,3 процента.