IV. Приоритетные направления развития судостроительной промышленности Российской Федерации

IV. Приоритетные направления развития судостроительной
промышленности Российской Федерации

В сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации находится около 200 предприятий судостроительной промышленности. Основная часть компаний размещена в гг. Санкт-Петербурге и Севастополе, в Республике Татарстан, Республике Крым, Ленинградской, Архангельской, Мурманской, Калининградской, Астраханской, Нижегородской и Ярославской областях, а также в Приморском крае.

В 2019 - 2022 годах объемы производства возрастали, в настоящее время отрасль находится в состоянии роста. Индекс производства в 2022 году составил 100,3 процента. Объем производства судостроительной промышленности в 2022 году составил 496,8 млрд. рублей. Всего отечественными судостроительными предприятиями было построено 85 судов гражданского назначения.

Отрасль ориентирована на внутренний рынок. Доля экспорта в общем объеме выпуска составляет 4,3 процента, в 2022 году было экспортировано продукции на 0,32 млрд. долларов США, что на 43 процента меньше, чем в 2021 году. Доля российских производителей на внутреннем рынке составляет 95,7 процента и в последние годы растет.

Среднесписочная численность работников в судостроительной отрасли за 2022 год составила 194 тыс. человек, средняя заработная плата составляет более 77 тыс. рублей в месяц. Среднесписочная численность занятых в отрасли в последние годы существенно не меняется. Динамика показателя средней заработной платы работников отрасли положительная.

Основными рисками и вызовами для судостроения в современных условиях являются:

уход с отечественного рынка иностранных производителей и поставщиков, запрет или ограничения на поставки иностранных товаров и технологий, включая судовое комплектующее оборудование;

прекращение действия лицензий на иностранное программное обеспечение, включая систему автоматизации проектных работ;

прекращение ремонта и обслуживания судов российского морского флота в недружественных странах;

неблагоприятная конъюнктура внешнего и внутреннего рынков судостроительной продукции.

Ключевыми целями развития судостроительной промышленности являются обеспечение проектирования и строительства конкурентоспособной отечественной продукции судостроительной отрасли в целевых сегментах рынка, а также создание кораблей, судов и морской техники для обеспечения социально-экономического развития, продовольственной безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Приоритетными направлениями развития судостроительной промышленности являются:

повышение уровня технологической независимости судостроительного производства на территории Российской Федерации;

наращивание объемов производства серийной гражданской продукции судостроения;

развитие и поддержание научно-технического, технологического, промышленного и кадрового потенциала на уровне, обеспечивающем эффективное осуществление морской деятельности и выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции судостроительной отрасли;

обеспечение разработки, внедрения и серийного производства критической номенклатуры судового комплектующего оборудования;

строительство ледокольного флота нового поколения, гидрографических, лоцмейстерских и аварийно-спасательных судов ледового класса;

выстраивание эффективного продвижения в системе маркетинга не только продукции судостроения, но и услуг по ремонту и сервисному обслуживанию такой продукции.

В целях создания судовых беспилотных систем реализуется федеральный проект "Автономное судовождение". Ключевыми задачами на 2023 год являются создание 8 образцов судового и берегового оборудования для обеспечения автономного судовождения, специального тренажера для обучения операторов автономных судов, а также запуск 2 автономных грузопассажирских паромов "Генерал Черняховский" и "Маршал Рокоссовский" на паромной переправе Балтийск - Усть-Луга.

Приоритетными группами продукции судостроительной промышленности в части гражданского судостроения на основании перспективного плана строительства гражданских судов на период до 2035 года (с годовым уровнем производства), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром промышленности и торговли Российской Федерации Мантуровым Д.В. от 13 декабря 2022 г. N 14998п-П7, являются:

(штук)

Наименование приоритетной группы продукции
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
2026 год
2027 год
2028 год
2029 год
2030 год
1.
Морские транспортные суда
4
4
9
10
18
20
24
28
24
2.
Промысловые суда
4
21
35
25
18
21
21
20
0
3.
Служебные и вспомогательные суда и катера
19
14
17
12
19
18
23
21
22
4.
Суда и плавсредства для освоения шельфа
2
1
2
2
3
3
3
0
0
5.
Суда технического флота
29
23
18
12
13
13
0
0
0
6.
Транспортные суда смешанного и внутреннего плавания
26
29
47
52
48
49
48
54
51
Итого
84
92
128
113
119
124
119
123
97.

Указанным перспективным планом предусмотрена ежегодная актуализация количественных и стоимостных параметров строительства судов и плавсредств, в том числе на основе уточнения платежеспособного спроса заказчиков, результатов реализации мероприятий по развитию производственных мощностей судостроения, а также иных факторов, определяющих объемы перспективного заказа.

В таблице приведены фактические данные по итогам строительства судов и плавсредств на судостроительных предприятиях в 2022 году.