III. Приоритетные направления развития авиационной промышленности Российской Федерации

III. Приоритетные направления развития авиационной
промышленности Российской Федерации

По состоянию на конец 2022 года отрасль представлена 261 предприятием, концентрация производства низкая. Основная часть компаний размещена в Центральном, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах.

В 2019 - 2020 годах отмечалось падение производства. В 2021 - 2022 годах объемы производства росли незначительными темпами. На данный момент отрасль находится в состоянии интенсивного роста. Индекс производства в 2022 году составил 112,3 процента. Объемы производства основных видов продукции составили 1776,98 млрд. рублей, в том числе промышленного производства - 1230,1 млрд. рублей.

Доля экспорта в общем объеме промышленного производства составляет 22,7 процента. Объем продукции, выпущенной на экспорт, равнялся 329,3 млрд. рублей (сокращение на 13,6 процента к 2021 году). Доля российских производителей на внутреннем рынке в последние годы растет.

Количество занятых в отрасли по итогу I квартала 2023 г. составляет 439041 человек, средняя заработная плата составляет 86,5 тыс. рублей в месяц. Занятость в отрасли в 2022 году выросла на 1,7 процента, за I квартал 2023 г. выросла на 6,9 процента по отношению к I кварталу 2022 г.

Ключевыми целями развития авиационной промышленности являются достижение конкурентоспособности продукции авиационной промышленности в отдельных (целевых) сегментах рынка и создание авиационной техники для обеспечения социально-экономического развития, обороноспособности, безопасности и связанности территории страны.

Главный акцент в реализации значимых для авиационной отрасли проектов в текущем году сделан на программу импортозамещения. Ведутся и будут продолжены работы по замене материалов, компонентов, систем и агрегатов в таких ключевых проектах самолетостроения, как SSJ-NEW и МС-21, в частности испытания и сертификация российского двигателя ПД-8 в составе самолета SSJ-NEW.

В ближайшее время планируются сертификация легкого многоцелевого самолета "Байкал" (ЛМС-901) и ремоторизация самолета "Байкал" на отечественном двигателе ВК-800СМ. Большинство организаций также участвуют в выполнении государственного оборонного заказа.

В настоящее время в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности" предусмотрены меры стимулирования развития системы послепродажного обслуживания воздушных судов отечественного производства, повышения спроса на российскую авиатехнику, увеличения в структуре предприятий авиационной промышленности доли современного оборудования.

Приоритетными направлениями развития авиационной промышленности являются:

производство комплектующих изделий и стандартных изделий в составе авиационной техники для обеспечения производства всех типов летательных аппаратов с учетом импортозамещения, а также для поставок на внутренний и внешний рынки;

внедрение цифровых технологий при разработке, производстве и эксплуатации авиационной техники;

проведение фундаментальных и поисковых научных исследований, а также экспериментальных разработок в интересах обновления научно-технологического задела по разработке авиационной техники;

сохранение и увеличение кадрового и научного потенциала с целью достижения технологического суверенитета и стабильного развития отрасли;

популяризация и продвижение авиационной техники российского производства в том числе среди широкого круга населения, укрепление образа надежности и комфорта отечественных образцов гражданского авиастроения.

Плановыми показателями развития авиационной промышленности к 2035 году являются:

увеличение объема производства промышленных предприятий отрасли авиастроения;

увеличение доли гражданской продукции в общем объеме выпуска продукции отрасли авиастроения;

увеличение доли самолетов и вертолетов российского производства в парке российских авиаперевозчиков;

увеличение производительности труда в промышленных предприятиях отрасли авиастроения.

Приоритетными группами продукции авиационной промышленности являются:

в сфере самолетостроения в сегменте пассажирских самолетов:

широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет;

региональный самолет с повышенными взлетно-посадочными характеристиками и улучшенными экологическими показателями;

электрический самолет;

самолет местных воздушных линий со сниженными требованиями к условиям базирования (в том числе вертикального взлета и посадки);

в сфере самолетостроения в сегменте авиации общего назначения:

легкий бизнес-джет (деловой самолет с высоким уровнем комфорта);

специализированные воздушные суда для сельскохозяйственных работ, санитарной авиации, пожаротушения и спасательных работ;

сверхзвуковой пассажирский самолет;

перспективный тяжелый вертолет;

легкие и средние коммерческие вертолеты в зависимости от взлетного веса;

в сфере узкоспециализированной продукции новых рыночных ниш:

тяжелый рамповый транспортный самолет;

самолет-амфибия;

экраноплан;

беспилотные авиационные системы;

в сфере перспективных авиационных двигателей:

двухконтурные турбореактивные двигатели;

турбовинтовые и турбовальные двигатели;

малые газотурбинные двигатели;

гибридные газотурбинные и электрические двигатели;

в сфере прочей продукции:

интеллектуальные вспомогательные силовые установки;

интегральная модульная авионика;

автоматизированные системы управления;

современные средства связи, навигации и обеспечения безопасности полетов.

В рамках комплексной программы развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 г. N 1693-р, установлены следующие целевые значения показателей развития авиационной отрасли по годам (накопленным итогом):

Показатель
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
2026 год
2027 год
2028 год
2029 год
2030 год
Целевой (базовый) сценарий
1.
Объем перевозок пассажиров на внутренних воздушных линиях, млн. человек
90
91,1
92
92,9
94,7
96,5
98,4
101,4
104,5
2.
Объем перевозок пассажиров на международных воздушных линиях, млн. человек
10
10,1
10,2
10,3
10,5
10,7
10,9
11,3
11,6
3.
Доля самолетов отечественного производства в парке российских авиакомпаний, в том числе доля исправных воздушных судов отечественного производства (по группам воздушных судов), процентов:
35,5
37
41,4
46,9
53,2
59,9
66,8
73,2
81,3
самолеты магистральные (RRJ-95, МС-21, Ту-214, Ил-96);
80
81
86
87
88
90
92
93
94
самолеты региональные (Ан-24, Ан-26, Ил-114-300, ТВРС-44 "Ладога");
43
43
47
49
54
59
65
69
73
самолеты местных авиационных линий (Л-410, "Байкал" (ЛМС-901);
36
36
38
42
51
62
71
79
81
вертолеты (Ансат, Ка-32, Ка-62, Ка-226, Ми-8, Ми-26, Ми-38, Ми-171)
70
71
73
75
77
79
81
84
86.