III. Приоритетные направления развития авиационной промышленности Российской Федерации
По состоянию на конец 2022 года отрасль представлена 261 предприятием, концентрация производства низкая. Основная часть компаний размещена в Центральном, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах.
В 2019 - 2020 годах отмечалось падение производства. В 2021 - 2022 годах объемы производства росли незначительными темпами. На данный момент отрасль находится в состоянии интенсивного роста. Индекс производства в 2022 году составил 112,3 процента. Объемы производства основных видов продукции составили 1776,98 млрд. рублей, в том числе промышленного производства - 1230,1 млрд. рублей.
Доля экспорта в общем объеме промышленного производства составляет 22,7 процента. Объем продукции, выпущенной на экспорт, равнялся 329,3 млрд. рублей (сокращение на 13,6 процента к 2021 году). Доля российских производителей на внутреннем рынке в последние годы растет.
Количество занятых в отрасли по итогу I квартала 2023 г. составляет 439041 человек, средняя заработная плата составляет 86,5 тыс. рублей в месяц. Занятость в отрасли в 2022 году выросла на 1,7 процента, за I квартал 2023 г. выросла на 6,9 процента по отношению к I кварталу 2022 г.
Ключевыми целями развития авиационной промышленности являются достижение конкурентоспособности продукции авиационной промышленности в отдельных (целевых) сегментах рынка и создание авиационной техники для обеспечения социально-экономического развития, обороноспособности, безопасности и связанности территории страны.
Главный акцент в реализации значимых для авиационной отрасли проектов в текущем году сделан на программу импортозамещения. Ведутся и будут продолжены работы по замене материалов, компонентов, систем и агрегатов в таких ключевых проектах самолетостроения, как SSJ-NEW и МС-21, в частности испытания и сертификация российского двигателя ПД-8 в составе самолета SSJ-NEW.
В ближайшее время планируются сертификация легкого многоцелевого самолета "Байкал" (ЛМС-901) и ремоторизация самолета "Байкал" на отечественном двигателе ВК-800СМ. Большинство организаций также участвуют в выполнении государственного оборонного заказа.
В настоящее время в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности" предусмотрены меры стимулирования развития системы послепродажного обслуживания воздушных судов отечественного производства, повышения спроса на российскую авиатехнику, увеличения в структуре предприятий авиационной промышленности доли современного оборудования.
Приоритетными направлениями развития авиационной промышленности являются:
производство комплектующих изделий и стандартных изделий в составе авиационной техники для обеспечения производства всех типов летательных аппаратов с учетом импортозамещения, а также для поставок на внутренний и внешний рынки;
внедрение цифровых технологий при разработке, производстве и эксплуатации авиационной техники;
проведение фундаментальных и поисковых научных исследований, а также экспериментальных разработок в интересах обновления научно-технологического задела по разработке авиационной техники;
сохранение и увеличение кадрового и научного потенциала с целью достижения технологического суверенитета и стабильного развития отрасли;
популяризация и продвижение авиационной техники российского производства в том числе среди широкого круга населения, укрепление образа надежности и комфорта отечественных образцов гражданского авиастроения.
Плановыми показателями развития авиационной промышленности к 2035 году являются:
увеличение объема производства промышленных предприятий отрасли авиастроения;
увеличение доли гражданской продукции в общем объеме выпуска продукции отрасли авиастроения;
увеличение доли самолетов и вертолетов российского производства в парке российских авиаперевозчиков;
увеличение производительности труда в промышленных предприятиях отрасли авиастроения.
Приоритетными группами продукции авиационной промышленности являются:
в сфере самолетостроения в сегменте пассажирских самолетов:
широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет;
региональный самолет с повышенными взлетно-посадочными характеристиками и улучшенными экологическими показателями;
электрический самолет;
самолет местных воздушных линий со сниженными требованиями к условиям базирования (в том числе вертикального взлета и посадки);
в сфере самолетостроения в сегменте авиации общего назначения:
легкий бизнес-джет (деловой самолет с высоким уровнем комфорта);
специализированные воздушные суда для сельскохозяйственных работ, санитарной авиации, пожаротушения и спасательных работ;
сверхзвуковой пассажирский самолет;
перспективный тяжелый вертолет;
легкие и средние коммерческие вертолеты в зависимости от взлетного веса;
в сфере узкоспециализированной продукции новых рыночных ниш:
тяжелый рамповый транспортный самолет;
самолет-амфибия;
экраноплан;
беспилотные авиационные системы;
в сфере перспективных авиационных двигателей:
двухконтурные турбореактивные двигатели;
турбовинтовые и турбовальные двигатели;
малые газотурбинные двигатели;
гибридные газотурбинные и электрические двигатели;
в сфере прочей продукции:
интеллектуальные вспомогательные силовые установки;
интегральная модульная авионика;
автоматизированные системы управления;
современные средства связи, навигации и обеспечения безопасности полетов.
В рамках комплексной программы развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 г. N 1693-р, установлены следующие целевые значения показателей развития авиационной отрасли по годам (накопленным итогом):
Показатель
|
2022 год
|
2023 год
|
2024 год
|
2025 год
|
2026 год
|
2027 год
|
2028 год
|
2029 год
|
2030 год
|
|
Целевой (базовый) сценарий
|
||||||||||
1.
|
Объем перевозок пассажиров на внутренних воздушных линиях, млн. человек
|
90
|
91,1
|
92
|
92,9
|
94,7
|
96,5
|
98,4
|
101,4
|
104,5
|
2.
|
Объем перевозок пассажиров на международных воздушных линиях, млн. человек
|
10
|
10,1
|
10,2
|
10,3
|
10,5
|
10,7
|
10,9
|
11,3
|
11,6
|
3.
|
Доля самолетов отечественного производства в парке российских авиакомпаний, в том числе доля исправных воздушных судов отечественного производства (по группам воздушных судов), процентов:
|
35,5
|
37
|
41,4
|
46,9
|
53,2
|
59,9
|
66,8
|
73,2
|
81,3
|
самолеты магистральные (RRJ-95, МС-21, Ту-214, Ил-96);
|
80
|
81
|
86
|
87
|
88
|
90
|
92
|
93
|
94
|
|
самолеты региональные (Ан-24, Ан-26, Ил-114-300, ТВРС-44 "Ладога");
|
43
|
43
|
47
|
49
|
54
|
59
|
65
|
69
|
73
|
|
самолеты местных авиационных линий (Л-410, "Байкал" (ЛМС-901);
|
36
|
36
|
38
|
42
|
51
|
62
|
71
|
79
|
81
|
|
вертолеты (Ансат, Ка-32, Ка-62, Ка-226, Ми-8, Ми-26, Ми-38, Ми-171)
|
70
|
71
|
73
|
75
|
77
|
79
|
81
|
84
|
86.
|