XXV. Приоритетные направления развития производства социально значимых товаров Российской Федерации

XXV. Приоритетные направления развития производства
социально значимых товаров Российской Федерации

К группе производств социально значимых товаров относятся реабилитационная и спортивная индустрия, индустрия детских товаров, музыкальных инструментов и звукового оборудования, а также производство народных художественных промыслов.

По состоянию на конец 2022 года реабилитационная индустрия представлена более 250 предприятиями с общей численностью более 10000 человек, основная часть этих предприятий относится к малому и среднему бизнесу и размещена в Центральном федеральном округе.

В 2019 - 2022 годах объемы производства возрастали, отрасль в настоящее время находится в состоянии интенсивного роста. Индекс производства в 2022 году составил 110 процентов. Объем производства основных видов продукции составил 102 млрд. рублей.

Отрасль ориентирована на внутренний рынок. В 2022 году было экспортировано продукции на 1,9 млрд. долларов США, что на 5 процентов меньше, чем в 2021 году. Доля отечественной продукции на рынке составляет около 50 процентов.

По состоянию на конец 2022 года спортивная индустрия представлена более 800 предприятиями, среди которых более 350 имеют оборот выручки более 1 млн. рублей. Индустрия представлена преимущественно микропредприятиями (84,9 процента).

Основная часть таких предприятий размещена в Центральном федеральном округе.

В 2019 - 2022 годах объемы производства возрастали, отрасль в настоящее время находится в состоянии интенсивного роста. Индекс производства в 2022 году составил 102,8 процента, уменьшившись по сравнению с 2021 годом на 3,2 процента.

Объемы производства следующих основных видов продукции в 2022 году составили:

производство спортивных товаров - 14 млрд. рублей;

производство велосипедов - 9,8 млрд. рублей;

производство спортивных костюмов, лыжных костюмов, купальных костюмов и прочей одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, - 1,04 млрд. рублей;

производство спортивных костюмов, лыжных костюмов, купальных костюмов и прочей трикотажной или вязаной одежды - 948 млн. рублей;

строительство прогулочных и спортивных судов - 5,66 млрд. рублей.

Доля экспорта в общем объеме выпуска составляет 12 процентов, в 2022 году было экспортировано продукции на 59,22 млн. долларов США, что на 30 процентов меньше, чем в 2021 году.

Доля российских производителей на внутреннем рынке в 2022 году составляет 14,57 процента и в последние годы растет.

Количество занятых в отрасли на 2022 год составляет 1 млн. человек, средняя заработная плата - 35 тыс. рублей в месяц. Занятость в отрасли в последние годы существенно растет.

В настоящее время в спортивной индустрии имеется тенденция перехода к увеличению возможности импортозамещения спортивной продукции отечественными спортивными производителями именно в сегментах массового спорта и активного туризма.

Индустрию детских товаров составляют около 1,6 тыс. предприятий, более 80 процентов из которых являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

Индустрия детских товаров поступательно растет.

В 2019 - 2022 годах объемы производства составили:

в 2019 году - 241,2 млрд. рублей;

в 2020 году - 228,3 млрд. рублей;

в 2021 году - 335 млрд. рублей;

в 2022 году - 351,5 млрд. рублей.

Индекс производства в 2022 году составил 105 процентов, в среднем за 2019 - 2022 годы - 116 процентов ежегодно.

Объемы производства основных видов продукции составили:

санитарно-гигиенические и косметические средства - 89,2 млрд. рублей;

школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары - 73,6 млрд. рублей;

детская одежда и обувь - 60,6 млрд. рублей.

Отрасль ориентирована как на внутренний рынок, так и на экспорт. Доля экспорта в общем объеме выпуска составляет 10,6 процента (в 2022 году экспорт продукции составил 531,1 млн. долларов США).

Объем рынка индустрии детских товаров за 2022 год составил 974,5 млрд. рублей, а объем производства индустрии детских товаров за аналогичный период - 351,5 млрд. рублей.

Объем импорта индустрии детских товаров за 2022 год составил 4,2 млрд. долларов США.

Объем рынка индустрии музыкальных инструментов за 2022 год составил 7,5 млрд. рублей, что на 45,7 процента ниже показателя предыдущего года, а объем производства индустрии музыкальных инструментов за 2022 год по сравнению с предыдущим годом снизился на 12,7 процента и составил 1,1 млрд. рублей.

Объем экспорта индустрии музыкальных инструментов за 2022 год составил 0,45 млн. долларов США (2021 год - 15,9 млн. долларов США).

Индекс производства индустрии музыкальных инструментов в 2022 году по сравнению с 2021 годом составил 95 процентов.

Объем рынка звукового оборудования за 2022 год составил 62,6 млрд. рублей, что на 36,4 процента ниже показателя предыдущего года, а объем производства звукового оборудования за 2022 год по сравнению с предыдущим годом снизился на 6 процентов и составил 1,7 млрд. рублей.

Объем экспорта звукового оборудования за 2022 год составил 3,27 млн. долларов США (2021 год - 52,3 млн. долларов США), объем импорта звукового оборудования за 2022 год составил 664 млн. долларов США (2021 год - 932,4 млн. долларов США).

По состоянию на конец 2022 года отрасль народных художественных промыслов представлена 535 предприятиями и 510 индивидуальными предпринимателями, концентрация производства низкая, преобладают представители малого и среднего предпринимательства. Основная часть компаний размещена в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах.

В 2019 - 2022 годах объем производства возрастал, отрасль в настоящее время находится в состоянии роста. Индекс производства в 2022 году составил 110,2 процента, в среднем за 2019 - 2022 годы - 106 процентов.

Отрасль ориентирована на внутренний и внешний рынки. Доля экспорта в общем объеме выпуска составляет 0,3 процента, в 2022 году было экспортировано продукции на 0,33 млн. долларов США, что на 28 процентов меньше, чем в 2021 году. Доля российских производителей на внутреннем рынке составляет 100 процентов.

Объем рынка народных художественных промыслов за 2022 год составил 8,8 млрд. рублей, что на 3,5 процента превышает показатель предыдущего года, а объем производства народных художественных промыслов за 2022 год по сравнению с предыдущим годом увеличился на 21 процент и составил 8,4 млрд. рублей.

Ключевой целью развития производства социально значимых товаров является достижение устойчивости, структурной сбалансированности и инновационной привлекательности отрасли, обеспечивающей потребности населения в высококачественных доступных товарах, а также востребованность продукции на международном рынке.

Приоритетными направлениями развития производства социально значимых товаров являются:

обеспечение качества, безопасности и доступности производимых социально значимых товаров;

создание необходимой инфраструктуры развития производства компонентов и запасных частей социально значимых товаров в Российской Федерации;

техническое перевооружение, модернизация действующих и создание новых производств социально значимых товаров, включая использование современных инновационных материалов;

сохранение и развитие кадрового и научного потенциала специалистов производства социально значимых товаров, включая развитие новых профессий с новыми компетенциями;

создание условий для опережающего развития научно-исследовательской деятельности и непрерывного совершенствования технологий и продукции в соответствии с потребностями рынка, в том числе путем внедрения прорывных научно-технологических компетенций;

противодействие нелегальному обороту социально значимых товаров, в том числе формирование нового объекта в области интеллектуального права, направленного на защиту интеллектуальной собственности в области традиционных знаний и художественно-стилевых особенностей народных художественных промыслов;

развитие национальных брендов социально значимых товаров;

создание условий для приоритетного оснащения образовательных учреждений и учреждений культуры и спорта российскими социально значимыми товарами;

создание благоприятных условий для развития экспорта отечественных социально значимых товаров, обеспечивающих стабильный рост экспортных поставок;

формирование комплексной системы нормативно-технических, нормативных правовых и иных документов, обеспечивающих эффективную систему сохранения и развития народных художественных промыслов;

развитие производства средств технической реабилитации, в том числе протезно-ортопедических изделий;

создание современных пространств креативных индустрий на базе имущественных комплексов организаций народных художественных промыслов, кластеров креативных индустрий на базе мест концентрации мастеров и компетенций в области народных художественных промыслов.

Приоритетными группами продукции производства социально значимых товаров к 2035 году являются:

биомеханические технические устройства, использующие нейроуправление, в том числе экзоскелеты, бионические протезы и роботизированные реабилитационные системы, использующие искусственный интеллект;

технологии, направленные на сбор и обработку данных о физиологических и социальных параметрах жизни человека с целью возмещения утраченных функций человеческого организма;

нейрозамещающие технологии, использующие биологическую обратную связь, в том числе искусственные сенсоры, инвазивные нейротехнологии и интерфейс "мозг-компьютер", а также устройства искусственного зрения, использующие технологии кортикальной стимуляции;

тренажеры уличные и внутризальные;

инвентарь для горнолыжного спорта;

инвентарь и экипировка для игры в хоккей;

оборудование для бассейнов;

инвентарь и экипировка для занятий физической культурой и спортом людей с ограниченными возможностями здоровья;

покрытия для различных видов спорта;

кардиотренажеры;

инвентарь для легкой атлетики и спортивной борьбы;

оборудование для парусного спорта;

пианино и рояли;

духовые и ударные музыкальные инструменты;

микрофоны;

акустические системы;

электрогитары и гитарные эффекты;

товары для детей;

изделия народных художественных промыслов.

Доля социально значимых товаров отечественного производства на внутреннем рынке составит в 2024 году - 35 процентов, в 2030 году - 43 процента, в 2035 году - около 50 процентов.

Объем экспорта социально значимых товаров должен составить в 2024 году - 1,92 млрд. долларов США, в 2030 году - 2,03 млрд. долларов США, к 2035 году - не менее 2,2 млрд. долларов США.