8. Ключевые вызовы и возможности для развития обрабатывающей промышленности
В 2021 - 2022 годах значительно возросла важность и актуальность стимулирования импортозамещения в связи с существующими и возможными санкциями в отношении Российской Федерации. Особую значимость приобретает разработка новых инструментов поддержки, направленной на минимизацию зависимости от импортных поставок, вплоть до достижения технологического суверенитета, что является одним из приоритетов развития страны.
Масштабы потребительского спроса ограничены низким по сравнению с развитыми странами уровнем доходов и общей численностью населения Российской Федерации. Тем не менее сохраняются конкурентные преимущества на внутреннем рынке за счет близости к конечному потребителю.
Экспорт рассматривается как ключевое направление развития промышленной политики в интересах решения задач по импортозамещению, несмотря на резкое усложнение условий конкуренции на внешнем рынке и фактическое ограничение доступа значительной части российских товаров на рынки развитых (западных) стран. При этом крупнейшие страны мира все чаще применяют инструменты протекционизма, вплоть до состояния торговых войн. Усиление глобальной неустойчивости мировой экономики в начале 2020 года привело к усилению протекционизма во всем мире.
Особое значение имеют экономические ограничения, используемые для политического давления. Нарушение функционирования производственных систем (разрыв производственных цепочек) под воздействием санкционных ограничений в области технологий является одной из ключевых угроз для развития обрабатывающей промышленности. С 2014 года российская экономика функционирует в условиях санкций со стороны Соединенных Штатов Америки и Европейского союза. В 2022 году санкционное давление резко возросло, с февраля 2022 г. по май 2023 г. было введено более 13 тыс. персональных санкций и ограничений.
Усиливается технологическая конкуренция, в том числе выходящая за рамки технических характеристик продукции. Последствием цифровизации стало сокращение циклов разработки и продажи продукта. Во многих отраслях произошел переход к сервисной модели поставок (объединение товара и обслуживающих услуг) с дальнейшей ориентацией на "кастомизацию" потребительского решения без перехода прав собственности. Сформировавшиеся цифровые платформы привели к смещению рентабельности из сферы производства в сферу продаж и обслуживания сначала в потребительском секторе, а затем и на наиболее востребованных отраслевых рынках.
Период высокой стоимости энергоносителей стимулировал развитие энергосбережения. В настоящее время наблюдается объединение экономических и экологических процессов, в том числе в пределах глобальных соглашений по климату (Парижское соглашение, принятое 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата). Даже при падении цен на энергоносители экологическая повестка в ближайшие годы станет источником новых требований к характеристикам продукции, как формализованных (в виде торговых барьеров), так и неформализованных (в форме меняющихся потребительских предпочтений).
К вызовам, которые с 2022 года оказывают существенное влияние на развитие отраслей обрабатывающей промышленности, можно отнести в том числе:
необходимость углубления переделов и уровней переработки в условиях ограничения импорта и ухода иностранных компаний;
ограничение доступа к иностранным технологиям и сырью;
потребность в значительных инвестициях на расширение производства и технологическое перевооружение;
ограничение развития собственных научных исследований из-за сужения возможностей научной кооперации, взаимодействия с иностранными компаниями - технологическими лидерами, ограниченного доступа к патентам, лабораторному оборудованию;
отсутствие или недостаток технологий и комплектующих в условиях санкционной изоляции, конкуренция с иностранными поставщиками из государств, не поддержавших санкции.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации содержит ряд положений, отражающих необходимую реакцию на складывающиеся угрозы и вызовы. В их числе обеспечение институциональной и структурной перестройки национальной экономики на современной технологической основе, ее диверсификация, развитие на основе низкоуглеродных технологий, создание высокотехнологичных производств, новых отраслей экономики, рынков товаров и услуг на основе перспективных высоких технологий.
С 2022 года открываются возможности реализации промышленной политики на основе перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р, в первую очередь по направлениям "строительство", "экология", "цифровая трансформация" и "технологический рывок". Проекты, обеспечивающие реализацию стратегических инициатив, проекты технологического развития (мега-проекты), а также проекты, разрабатываемые исходя из формируемых стратегических направлений деятельности в новых условиях с 2022 года, непосредственно затрагивают интересы промышленности и будут способствовать достижению цели и решению задач Стратегии.
Таким образом, Стратегия строится на принципах максимального использования внутреннего рынка как базовой платформы для создания и апробации новой продукции с последующей экспортной экспансией при безусловном обеспечении национальной безопасности.